Диссертация (Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации". PDF-файл из архива "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
OfficialRecords. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.icj-cij.org/court/en/reports/report_2009-2010.pdf (дата обращения:25.12.2016)88Ibid39Таким образом, основная проблема, возникающая на документальномуровне: отсутствие единой трактовки понятий «суверенитет» и «национальноесамоопределение». В таких условиях толкование документов основополагающихмеждународных организаций может привести к двойственному пониманиюважнейших принципов международного права.
Проблематика территориальныхконфликтов во многом связана именно с этими понятиями, поэтому часто вобосновании своих действий конфликтующие стороны ссылаются на статьи однихи тех же международных документов, что никаким образом не ведет к разрешениювопроса.Многообразие теорий суверенитета, которые возникли в основном в XX веке,иллюстрирует факт трансформации классического понимания суверенитета,которое возникло в условиях развития Вестфальской системы международныхотношений. Процесс трансформации не закончился и момент его окончаниясложно прогнозируем ввиду многофакторности движущих сил развитиясовременныхмеждународныхотношений,однойизкоторыхявляетсяглобализация.В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что проблемастолкновения вышеуказанных концептов тесно связана с вопросом столкновенияполитики и права. Такое столкновение принципов в международных отношенияхне является исключительным; например, широко известны коллизии, возникающиемежду принципом соблюдения и уважения прав человека и принципомневмешательства.
В XX веке в связи с территориальными и этнополитическимиконфликтамипоявилосьпонятие«гуманитарнойинтервенции»,котороефактические ограничивает существование принципа невмешательства в делагосударства, ставя его на менее значимое место по сравнению с принципомсоблюдения прав человека.
В своем действии гуманитарные интервенцииопираютсянаконцепцию«ограниченногосуверенитета»и«приоритета40безопасности личности над безопасностью государства»89. Правового механизмапо реализации таких столкновений нет, при этом международное право также непредусматривает ущемление одного принципа за счет другого, что регулярнопроисходит в политике. Проблема разночтения заключается не только в разныхподходах к вопросам, но и в том, что политика и право «мыслят» разнымикатегориями, причем эти категории не являются противоречащими друг другу, онисами по себе разные и несопоставимые. Так, например, с точки зрения права всепонимается в рамках цепочки «легитимно-нелегитимно», соответствует нормаправа или нет.
Политика такими категориями не мыслит, в политике существуетделение на «свой» - «чужой», на национальные интересы своего государства иинтересы противника. При этом с точки зрения права легитимным могут быть как«свои» действия, так и «чужие», а значит одна и та же ситуация можетсоответствовать праву, но при этом быть политически неверной, и наоборот.
Кодному и тому же фактору может существовать политический и правовой подходы,и результаты выводов после использования каждого из этих подходов могут бытьразные. Политизация правовых вопросов снижает эффективность существованиянорм права как таковых, но это является следствием того, что «развитиемеждународно-правовых норм отстает от развития международных отношений»90.В рамках неолиберальных концепций существует подход, который теоретическидолжен решить такие разночтения. Речь идет о создании единого «мировогоправа», в рамках которого не будет существовать норм суверенных государств, авсемировоесообществобудетрегулироватьсяспомощьюнормнадгосударственного и транснационального характера91, при этом, например, небудет существовать границ для международного преследования преступников.Теоретически такое положение вещей действительно должно разрешить рядпротиворечий, более того, можно даже сказать, что начало этому пути ужеЛанцов С.
А. Проблема реализации универсальных ценностей защиты прав человека и самоопределениянародов в современных международных отношениях: политические и правовые аспекты // Вестник МосковскогоУниверситета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 3 С. 8090Там же. С. 8291Там же8941положено с помощью создания международных организаций, объединяющих всестраны мира (ООН), однако говорить об успешности работы этих органов какнадгосударстванного суверена, который может регулировать все происходящее вмировой политике, пока рано. В случае создания такой системы стоит такжеучитывать тот факт, что любые изменения, особенно в рамках общемировогомасштаба, могут привести к серьезной дестабилизации международных отношенийи усложнению уже существующих проблем.422 ГЛАВА.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА ВИСПАНИИ2.1 Испания – государство автономийИспанская проблематика связана с важной темой отношений между центромстраны и периферией. В российской и советской практике «национальногосударственное строительство» исторически использовалось «для обозначениясоздания различных форм национально-территориальной автономии».92 Здесьтермин«национальный»больше похож натермин«этнический»,авзападноевропейской трактовке подразумевается общегосударственный смысл.«Строительство» потребовало создания большой иерархической структуры,результатом которой оказалось принадлежность всех граждан к каким-либонациональностям, что фиксировалась в переписях и в официальных документах,удостоверяющихличность.Такоепониманиетермина«национальный»применяется и к другим странам, в том числе к Испании.
Российские исследователипредставляют эту страну как многонациональное государство, с доминирующимнародом-этносом (испанцами) и народами-этносами в статусе национальныхменьшинств (басками, каталонцами, галисийцами), отстаивающими право насамоуправление на территориях своего расселения.93 Однако народов-этносов вроссийском понимании в Испании нет, а историко-культурное и языковоемногообразие обитателей этой страны осмысляется в категориях, связанных стерриторией, с которой они себя отождествляют. Кроме того, испанцы всегдаотрицали наличие национальных меньшинств в своей стране. Кроме того,испанские власти (особенно при диктатуре Франко) проводили курс на упрочениеединства испанской нации, под которой подразумевали совокупность всех гражданстраны.9293Кожановский А.Н. “Национальное строительство” в Испании // Современная Европа.
2011. № 4. С.58Там же43Испания является унитарным государством по своему территориальномуустройству, при этом, согласно Конституции, существует внутреннее деление наавтономные сообщества (Las Comunidades Autónomas). Испанские властиофициально признают, что Испания сегодня – самое децентрализованноегосударство Европы94. Автономные сообщества обладают разной степеньюавтономий, но при этом само испанское правительство подчеркивает, что уровеньэтой автономии достаточно высок, особенно в экономической сфере95.
С учетомтакого уровня децентрализации стоит отметить, что при общей унитарностиИспания имеет и некоторые признаки федерализма.Нынешние автономные сообщества представляют собой историческиеобласти, которые сформировались еще со времен Реконкисты96. В рамках этихисторических областей проживают этнические группы, границы расселениякоторых, однако не всегда совпадают с областями.
Согласно КонституцииИспании,этиобщностимогутпровозглашатьсебянациональностями(nacionalidad). Национальностями себя провозгласили Андалузия, Арагон,Балеарские острова, Валенсия, Галисия, Канарские острова, Каталония и Странабасков97. При этом это определение в текущем контексте стоит трактовать именнокак термин, обозначающий группу, проживающую в автономном сообществе,никаких дополнительных привилегий этот статус сам по себе не дает. Историческиособый статус был предоставлен только трем областям – Галисии, Стране Басков иКаталонии.Вопрос – кто в рамках Испанского государства является нацией (илинациями) существует до сих пор, несмотря на то, что испанская Конституциятолько испанскую нацию называет «нацией».
Ряд испанских исследователей(например, Жозеп М. Коломер, Университет Помпеу Фабра, Барселона; ФрансискоOrganizacióndelEstado.LaMoncloa.РЕЖИМДОСТУПА:http://www.lamoncloa.gob.es/espana/organizacionestado/Paginas/index.aspx#organizacionterritorial (дата обращения:06.07.2017)95Фролова Ю.Н. Проблема суверенитета и национального самоопределения в Испании в условияхглобализации // Международные отношения, 2017.
№ 3. С. 2896Кожановский А.Н. Народы Испании: региональная общность против общности генетической // РоссияXXI. 2012. № 1. С.6797Там же9444Родригес Адрадос, Королевская испанская академия) утверждают, что испанцамтак и не удалось создать полноценное национальное государство и ассимилироватьвсе этнические группы в своем составе98. Примечателен тот факт, что подобноемнение появилось именно в Испании.
Это означает, что проблема определений итерминов существует не только для исследователей вопроса за рубежом, но и длятех, кто занимается вопросом непосредственно внутри страны.Помимо изучаемых в данном исследовании регионов в той или иной мереособую роль играют еще два: Галисия и Наварра. Галисия, как одна из первыхобластей, получивших особый статус, и территория с наибольшим преобладаниемнаселения галисийского языка, который является одним из официальнопризнанных языков Испании (наряду с испанским, каталонским, баскским иваленсийским99); и Наварра – одна из провинций, которая историческипринадлежала региону Страны Басков, и в которой имеется значительная долянаселения, говорящая на баскском языке.
С точки зрения борьбы засамоопределение Галисия сегодня не представляет интереса, так как такихдвижений там нет. Наварра также не является территорией, активно борющейся закакую-либо форму самоопределения, однако здесь мы можем проследитьнекоторые моменты, связанные с ролью и статусом баскского языка.С 2015 года местное правительство Наварры провозгласило курс на развитиеупотребления и распространения баскского языка в провинции и использованиебаскского флага (la ikurriña)100. Создан и частично реализуется ряд инициатив, вчастности, обозначение всех официальных наименований на двух языках:испанском и баскском. Одним из последних стал совместный проект по развитиюбаскского языка, участниками которого являются Наварра, Страна Басков и НоваяВисенс Е.
(ред.). Испания - Каталония: империя и реальность. Сб. статей. М.:REGNUM. 2007. 92 с.OrganizacióndelEstado.LaMoncloa.РЕЖИМДОСТУПА:http://www.lamoncloa.gob.es/espana/organizacionestado/Paginas/index.aspx#organizacionterritorial (дата обращения:06.07.2017)100Doria, Javier. El nuevo Gobierno navarro planea extender el euskera y la ikurriña // El Pais. 18.07.2015. РЕЖИМДОСТУПА: https://politica.elpais.com/politica/2015/07/17/actualidad/1437166216_447754.html (дата обращения:25.05.2017)989945Аквитания (частью которого являются баскские провинции)101.