Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Некоторые предполагают, что на написание «Аппарата»Остийцасподвигликомментариевнаученики,Новеллыкоторые,услышавИннокентияIV,некоторыеизпопросилиегоего67Ibid., P. 761.Хотя в завещании, в котором Остиец указывает университеты, в которые надлежитотослать последнюю редакцию «Аппарата», он называет это произведение «Commentummeum super Decretalibus». – Paravicini Bagliani A. I testamenti... P. 134.6824прокомментировать и Декреталии,69.
Эта версия правдоподобна, поскольку возначенную эпоху изучение канонического права строилось на чтении икомментарии Декрета Грациана и Декреталий Григория IX. Есть и другаягипотеза, утверждающая, что Иннокентий IV, который, вероятно, был знакомс Остийцем еще до того, как стал папой 70 , лично попросил его создатькомментарий на «Декреталии»71.Существуют две редакции «Аппарата». Считается, что над первойОстиец работал между 1254 и 1265 годами72. В последние годы жизни он егодорабатывал и переделывал. О последующих правках свидетельствует тотфакт, например, что Остиец упоминает смерть Климента IV (1268) и выборыпапы в 1271 г., при которых он присутствовал.
Кроме того, в завещанииОстиец акцентирует внимание на том, чтобы копии второй редакции Lecturaбыли отправлены в Болонский университет, в кафедральный собор Амбрена,в Парижский университет, канцлеру Римской курии и новому папе. Крометого, вице-канцлер и Парижский университет должны были получить такжепо экземпляру «Суммы» 73 . Эта сугубо адресная рассылка задумываласьавтором как своего рода аутентификация своих сочинений: использование ихв курии (при которой тогда тоже работал небольшой университет, studiumcuriae), в важнейшей правовой (Болонья) и богословской (Париж) школахавтоматически давало им статус образца.69Gallagher C.
Canon Law and the Christian Community: The Role of Law in the ChurchAccording to the Summa Aurea of Cardinal Hostiensis. Roma, 1978 (Analecta Gregoriana. Vol.208). P. 44; Caron G. Ostiense (Enrico da Susa) // Novissimo Digesto Italiano. Torino, 1965.Vol. XII, P. 284-285 ; Rivera Damas A. Pensamiento politico de Hostiensi: Estudio juridicohistorico sobre las relaciones entre el sacerdocio y el imperio en los escritos de Enrique de Susa.Zürich, 1964. P. 17-22.70Pennington K. Enrico da Susa. P.
760.71Brugnotto G. L’« Aequitas canonica». P. 46.72Pennington K. An Earlier Rencension of Hostiensis's Lectura on the Decretals // Bulletin ofMedieval Canon Law. New Series.1987. Vol. 17. P. 81. Во время преподавания в ПарижеОстиец задумал этот труд и начал делать черновые наброски, но вскоре вынужденнопрервал это занятие и вернулся к нему, уже будучи архиепископом Амбрена.73«Tertio.
Commentum meum super Decretalibus quod misi Bononiam conscribendum studioBononiensi relinquo <…> Tertium volumen eiusdem Commenti de quo supra feci mentionemquod videlicet misi Parisius per Bostagnum, canonicum Venciensem. lego eidem Rostagno».Paravicini Bagliani A. I testamenti dei cardinali del Duecento. P. 134.25Первую редакцию сочинения Остийца можно найти в рукописи,хранящейся в Оксфорде (Oxford, New College 205, fol. 2r-241r).
КеннетПеннингтон обнаружил расхождения между текстом этого манускрипта иизданиями первой редакции Apparatus, сделанными в начале XVI века74 :оксфордская рукопись оказалась короче, в ней отсутствует комментарий набуллу «Rex Pacificus», с которого начинается текст первой редакции«Аппарата», изданный в Париже в 1512 году 75 . Других рукописей,содержащих первую редакцию «Аппарата», нет. Что касается второйредакции, до наших дней дошло 55 рукописей, содержащих ее отрывки иливесь «Аппарат» целиком76.В печатном виде сочинения Остийца впервые появились в первойчетверти XVI века.
В 1512 году увидели свет обе редакции Apparatus: первая– в Париже, вторая – в издательстве Иоанна Скотта в Страсбурге 77 . Наосновании парижского издания в Венеции в 1581 году вновь была напечатанапервая редакция «Аппарата». Несмотря на то, что Венецианское изданиеменее достоверно, чем Страсбургское, поскольку оно основывалось не нарукописях, а на одном печатном источнике, в двадцатом веке сделалирепринт именно с него (Torino, 1965). Не имея возможности следоватьрекомендации Кеннета Пеннингтона78 и сравнивать текст с рукописями, мыпользовалисьстрасбургскимизданиемвторойредакции«Аппарата»,опубликованным на сайте Баварской государственной библиотеки.В этом сочинении Остиец постоянно подкрепляет свои утвержденияцитатами из Библии, гимнов, Декрета Грациана и Декреталий Григория IX,74Сравнению рукописи с печатными изданиями посвящена уже упомянутая выше статья:Pennington K.
An earlier rencension of Hostiensis's Lectura on the Decretals // Bulletin ofMedieval Canon Law, New Series.1987. Vol. 17. P.77-90.75Henricus (de Segusia). Lectura sive apparatus domini Hostiensis super quinque librisdecretalium. Paris, 1512.76Список манускриптов, занимающий пять страниц, опубликован в статье МартинаБертрама: Bertram M. Handschriften und Drucke des Dekretalenkommentars (Lectura) desHostiensis // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte.
1989. Bd. 106. S. 182-186.77Lectura sive apparatus domini Hostiensis super quinque libris decretalium. Argentorati, 1512.78Pennington K. An earlier rencension... P. 85. URL : http://daten.digitalesammlungen.de/~db/0001/bsb00018041/image_1 [дата обращения: 31 марта 2016 г.]26комментария Иннокентия IV на Декреталии и многих других источников,причем эти цитаты никак не выделены графически.
Иногда, в случае снормативными документами канонического права, автор указывает номеркниги, титула и капитула, к которым относится приведенная цитата.«Лекции»Позднейшиеобреликанонистыпризнаниеполагалисразуэтотпослетекстсвоегоравнымпоявления.комментариямИннокентия IV и Иоанна Андреа.
Тем не менее, количество рукописейApparatus, дошедших до наших дней, многим меньше, чем числосохранившихся рукописей Summa Aurea (55 против более чем сотни79), изчего некоторые делают вывод о том, что труд не был ни столь же известен,ни столь же влиятелен80. Такое заключение необоснованно.
По утверждениюПеннингтона, каждый канонист, писавший после Остийца, не могигнорировать ни один из его монументальных трудов81.«Лекции» были избраны в качестве одного из источников настоящегоисследования по двум причинам: во-первых, это произведение, пусть изнакомоесовременнымисследователям82,впоследнийразбылиопубликованы в 1581 году и ни разу не издавались критически83; во-вторых,именно привлекаемый нами фрагмент этого сочинения, посвященныйканонизации, стал основой для папского церемониала и образцом для79Pennington K. Enrico da Susa. P. 761.Gallagher C.
Canon Law and the Christian Community. P. 45.81Pennington K. Enrico da Susa... P. 761.82Представления Остийца о порядке канонизации в сжатом виде изложены ОтфридомКрафтом. Krafft O. Papsturkunde und Heiligsprechung. Die päpstlichen Kanonisationen vomMittelalter bis zur Reformation. Köln, Weimar, Wien, 2005. P.
554-555. См. также:Schimmelpfennig B. Die Zeremonienbücher der römischen Kurie im Mittelalter. Tübingen, 1973.S. 164-174; Vauchez A. Conclusion // Procès de canonisation au moyen âge. Aspects juridiqueset religieux. R., 2004. P. 358.83Отсутствие современных критических изданий, к сожалению, является общей бедой инеизбежным недостатком современных исследований по истории канонического права.Казбекова Е.В. Отзыв на автореферат диссертации на соискание ученой степени доктораисторических наук А. Ю. Митрофанова «Кодификация канонического права в периодраннего средневековья (IV-XI вв.)». URL: http://www.bogoslov.ru/text/2269093.html [датаобращения: 31 марта 2016 г.]8027последующих комментаторов сводов декретального права в XIV-XV вв.84, впервую очередь – для Иоанна Андреа, «источника и глашатая каноническогоправа»85. Примечательно, что Остиец описывает канонизацию одновременнои как юридический процесс и как церковную церемонию.§2.3.
Вероучительные суммы Иоанна УэльскогоНаряду с документами, порожденными папской Курией, и текстами,вышедшими из-под пера канонистов, данное исследование опирается насочинения Иоанна Уэльского, францисканца, проповедника и собирателяexempla, написанные им в 1260–1270 гг.Иоанн, родившийся в Уэльсе и перебравшийся в Париж, сталпредтечей возникновения сообщества ревнителей античной культуры, такназываемыхclassicizingfriars86,котороебылосформированопреимущественно английскими монахами из нищенствующих орденов (в ихчисле, например, доминиканцы Роберт Холкот, Томас Рингстед и ТомасХоупмен и францисканцы Джон Ридвал и Джон из Латбери). Представителямэтой группы был присущ особенный интерес к античной истории, мифам илитературе и любовь к цитатам из античных и псевдоантичных текстов, тогдакак, например, французские монахи-проповедники были склонны скорееобращаться к примерам из повседневной жизни своей паствы.Увлечение Иоанна античностью проявляется в том, что в своихсочинениях он регулярно апеллирует к exempla из жизни древних84Krafft O.