Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 47
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 47 страницы из PDF
Больше всего их, однако, в Египте, особенно вокрестностяхАлександрии.Этоместодляфилософиинаиболееблагоприятно. И так далее.«От утренней зари и до вечера — все время они проводят в занятияхдуховных, благодаря чему через Священное Писание приближаются кбожественной философии. Заложив сначала в душе, как некую основу,воздержание, они на нем воздвигают другие добродетели. Никто из них непритронется ни к пище, ни к питью до захода солнца дневное время сзанятиями философией, а заботу о теле с ночью сочетая.О них рассказывают и другое, например, там же в 10 главеодиннадцатой книги говорится о таких философствующих, как Макарий идругие.Также и Иоанн Кассиан в своих «Собеседованиях [египетских отцов]»рассказывает о подобном. Первое [собеседование] повествует об образежизни монахов. Второе — об уставном пении всенощных и псалмов. Третье— о том, как правильно молиться.
Четвертое — об отречениях от мира. Вэтих и последующих собеседованиях читаем о мудрости, присущейфилософии святых отцов. Также и в четвертой части десятого трактата«Собеседований» говорится, что высшая степень мудрости — это знать, чтоты ничего не знаешь. Также и в седьмой часть седьмого трактата«Собеседований» говорится , что всякий человек, который жаждет знания,напрасно пошел по этому пути, если только он не предавался всяческойзаботе об этом и ночным бдениям и не следовал поучениям и советамсовершенных учителей. «Мы узнали, — пишет он, — что многие пришли в теместа только ради того, чтобы познать братские монастыри, а не чтобы215воспринять уставы и правила; их свойственно обличать за то, что онирешили странствовать по землям не ради преуспеяния, но чтобы избежатьбедности.
При том, что они не изменили ни свое постничество, ни способпения псалмов, ни одеяния». Вот что он написал.Алфавит и основа добродетельной мудрости — смирение, об этомсказано в «Житиях египетских отцов»: Некоторый брат спросил авву Арсения:«Почему ты, будучи столько сведущ в учености Греции и Рима, вопрошаешь опомыслах этого крестьянина, чуждого всякой учености?» Тот отвечал: «Эти наукия знаю, но еще не узнал алфавита, который преподается сим».
«Где смирение,там и мудрость» (Притч. 11:2). Созерцание Господа Иисуса Христа иумозрительная чистота «в Котором сокрыты все сокровища премудрости иведения» (Кол. 2:3) – это «источник всякой премудрости» (Сир. 1:5).«Источник премудрости — слово Бога Всевышнего». Это я обдумывал и обэтом размышлял, над этим вздыхал.Такова мудрость созерцающих (contemplatiorum) святых. Про это писалБернард в 43 гомилии на «Песнь песней».
Как сказано в «Песни песней»,«мирровый пучок — возлюбленный мой у меня» (1:12), такова моя тончайшаясокровенная философия — знать Иисуса. Говорится об этом и в 13 гомилии:начало родников и рек — море, а добродетелей и наук — Господь Христос,поскольку он — Бог наук.
Если кто сведущ в науках, блистает красноречием,если кто ценится за свои нравы, то это от Него. Ибо Он заключаетскрытые сокровища премудрости и так далее.Еще об этом хорошо сказано в 15 гомилии: «имя твое — как разлитоемиро» (Песн. 1:2). Что бы ты ни написал, я ничего не почувствую, если вэтом не увижу Иисуса.
Что бы ты ни говорил, я не почувствую, если небудет звучать в том Иисус» и далее об этом же.Именно такую мудрость и философию славил апостол: «я рассудилбыть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса, и притом распятого» (1 Кор.2:2). Эта мудрость скрыта от глаз живущего по плоти. «Откуда же исходитпремудрость и где место премудрости? Сокрыта она от очей всего216живущего» (Иов. 28:20–21). Об этом же пишет Григорий в 18 книге«Нравственных толкований»: «Тот, кто постиг премудрость, которая естьБог, умирает для жизни сей чтобы не быть [более] связанным любовью кней.
Ибо никто живущий по плоти её не увидит: «человек не можетувидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20)», об этом и далее хорошонаписано. Благородна и удивительна мудрость, то есть философия святых,определенная таким образом.Глава 6. Какова мудрость святых[У мудрости] может быть небесный источник, но могут быть и разныеиные: «мудрость, снисходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна»(Иак. 3:17). Она сама проистекает из источника жизни, то есть от ИисусаХриста, который является источником жизни, книгой жизни и учителемжизни и истины.
Он и есть сама жизнь и истина. «Я — изливающаяся рекамудрости», нетварной рекой я излил потоки мудрости, о чем пишет аббат,Комментатор605 трактата «О небесной иерархии» в первой главе. «Мудростьязычников достигает воображения через чувства, разума (ratio) – черезвоображение, понимания (intelligentia) — через разум, а дальше не идет,оставаясь как бы внутри зеркала».А мудрость [святых] исходит отсерафимов и спускается [к людям]. Об этом писал и Григорий в «Правилепастырском»: «как описано [у Иакова], чиста та мудрость, котораяпостигается в чистоте. Мирна та, которая не отворачивается, возгордившись,от себе подобных, и так далее. Или же она чиста благодаря мудрости духа,мирна благодаря разумению духа и так далее о других действиях духа,каждому из которых Исайя воздал должное (Ис. 11:2).
Эта мудрость — «духразумный, единый и многочастный» (Прем. 7:22).Такая мудрость совершенно властвует, «мудрость делает мудрогосильнее десяти властителей в городе» (Еккл. 7:19). И, поскольку онаприближает человека к Богу и укрепляет его в Боге, Матфей говорит:605Фома Сен-Викторский.217«уподоблю его мужу благоразумному, который построил дом свой на камне»(Мф. 7:24).
Такая мудрость невообразимо высока и возвышенна, а подействию —спасительна и необходима, как для этой жизни, так и [длябудущей] поскольку «взалкание мудрости возводит к царству» (Прем. 6:20).«Не приобретается она (то есть мудрость святых, о которой пишетГригорий в 18 книге «Нравственных толкований») за серебро» (Иов 28:15). Оее полезности Соломон [говорит] почти во всех своих книгах: «Дороже всехбогатств» (Притч. 3:15), «не сравнится с нею драгоценный камень, ибоперед нею все золото [ничтожный песок]» (Прем 7:9) и так далее.Глава 7.
Где и кем обретается такая мудростьЕсли такая мудрость обретается, то кем и как? Не знает человек ценыее, и она не обретается на земле живущих в довольстве. Бездна говорит:«Не во мне она», и море говорит: «Не у меня» (Иов. 28:13–14).Это объясняет Григорий в 28 книге «Нравственных толкований»,[говоря] о гордецах и сластолюбцах, от которых такая мудрость сокрыта:«Ты утаил сие от мудрых и разумных» (Мф. 11:25) и так далее. Онаоткрывается душам святым, чистым и нетронутым, послушным Богу: ибо вдуши святые переходит (Прем. 7:27), сын, если желаешь премудрости,храни благочестие, и Господь подаст ее тебе (Прем. 1:26). Ее обретаютдуши, поднятые над мирской суетностью и заботами: книжная мудростьприобретается во время досуга, и кто мало имеет своих занятий, можетприобрести мудрость, ибо мудрость откроется (Прем.
38:24). Ее обретаютдуши, исполненные смирения, ведь, таким Сам Господь открывает Своюмудрость: где смирение, там мудрость (Притч. 11:2). Ее обретают души,трепещущие от благоговения и возвышенные созерцанием: я молился идарован мне разум, я взывал, и сошел на меня дух премудрости (Прем. 7:7).Необъяснимое превосходство такой мудрости очевидно, поэтому все,что сказано о мудрости [вообще] в предыдущем трактате, тем болееподходит этой мудрости.
Поэтому того, что здесь сказано в пользунастоящей мудрости, достаточно.218Глава 8. О превосходстве святых мудрецов над мудрецамимирскими в жизни и в деянияхИз вышесказанного ясно превосходство вышеназванных мудрецов[заключено] в их спасительной мудрости, потому что это они — истинныефилософы, то есть любители истинной мудрости. Философ, согласноПлатону, — защитник, он любит Бога и подражает ему; об этом пишетАвгустин в 4 главе восьмой книги трактата «О граде Божьем»: Раз названныемудрецы поистине таковы, они намного более совершенные философы, чемвсе мирские философы. Об их совершенстве читаем в «Житиях [египетских]отцов», во второй книге, там же, где и о долготерпении святых. Там жеговорится, как философы пришли, [чтобы] испытать монахов.
И [вот] один измонахов пришел хорошо одетым. Философы [говорят] ему: «Иди сюда». Тотвозмутился и яростно ответил. Тут мимо прошел другой монах из крестьян.Ему говорят: «Ты, монах, скверный старик, иди сюда». Тот быстро подошели [философы] начали давать ему оплеухи, а он им другую щеку подставил. Иони (философы) поклонились ему, говоря: «Вот это — монах». И спросили:«Что вы делаете больше, чем мы? Вы поститесь, смиряете плоть.
И мытакже». А тот [говорит]: «Мы уповаем на милость Божью и храним нашразум». А они ему: «Мы все это хранить не можем».Сталобыть,совершенноочевиднопревосходствоверныхибожественных философов над мирскими, поскольку они силой веры вистинного Спасителя и в уповании на жизнь вечную оберегают душу отнестроений, а внешнего человека606 — от порочных деяний. Философы же,хотя они и сдерживаются от внешних несовершенств, все же внутри неимеют ни очищающей веры, ни надежды на вечную жизнь.О превосходстве истинных философов над другими рассуждаетТертуллиан в XLVI главе [Апологетика, выступая] против соперников,606То есть тело.219которые перед этим говорят: и философы тому же самому учат и то жесамоепроповедуют,именно:невинность,справедливость,терпение,трезвость, стыдливость, то есть, то же, чему учат и что проповедуютхристиане607. Как же отличить христианина от философа?Недруг мой, если философы, — говорит Тертуллиан, — подражаютистине наподобие мимов и при этом искажают ее, чтобы достигнутьсобственной славы, то христиане и ищут ее и в точности сохраняют, таккак заботятся о спасении своем.
Поэтому мы не имеем сходства сфилософами ни в теоретическом отношении, ни в практическом. Так онговорит своему противнику. Или еще: Имя философа не обращает демонов вбегство. Христиане ничем не жертвуют ради страстей. Если мы сравнимфилософов с христианами в отношении целомудрия, будут очевидны ихизлишества. Я читаю часть приговора о Сократе: он признаетсярастлителем юношей. А христианин не изменяет и женскому полу. Я знаю,что и Фрина похотствовала ради преступной страсти Диогена. Я слышу,что и некто Спевзипп, последователь Платона, погиб при совершениипрелюбодеяния. Христианин же рождается мужчиною только для однойсвоей жены. Демокрит ослепил себя самого, потому что не мог смотреть наженщин без вожделения и мучения. А христианин и здоровыми глазами невидит в женщинах женщин: его душа слепа для страсти.
Если бы я сталзащищать христиан в отношении смирения, то вот Диоген грязными ногамитопчет гордые перины Платона. А христианин не горд и по отношению кбедному. Если бы я стал спорить об умеренности, то вот Пифагордомогается тирании у турийцев, а Зенон — у приенов. А христианин недомогается и эдила. Если бы я хотел состязаться о терпении, то Ликургобрек себя на голодную смерть, потому что лакедемоняне исправили законыего. А христианин благодарит, даже осужденный. Если бы я стал сравниватьхристианина с философом по отношению к верности, то вот Анаксагор607Здесь и далее — Апологетик в переводе Н.Н.