Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 3

PDF-файл Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 3 История (42064): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века) - PDF, страница 3 (42064) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Едва ли кто-то подходит наэту роль лучше, чем проповедник.В этом контексте особенно продуктивно было бы рассмотретьвоззрения некоего провинциала, который не находился бы в постоянномконтакте с курией и имел бы независимые политические интересы. Авторов,которые подходят под это определение, немало; поэтому мы принялирешение искусствено ограничить круг «провинциальных» источниковсочинениями Иоанна Уэльского. Модель святости, предстающая в такихисточниках, включена в особый контекст. Иоанн, для которого большеезначение, чем политические интересы, имело знание, производящееся егоколлегами, выходцами из университетской среды, включил святость вмодель мировосприятия провинциального интеллигента, который претендуетна власть над умами, а не людьми.11§2. Источниковая база исследования§2.1.

Протоколы канонизационных процессовОсновным источником этого исследования являются протоколыканонизационных процессов, тексты, к которым даже болландисты, «дабы неиспытывать терпение своих читателей»25, прибегали лишь изредка,ограничиваясь краткими выдержками. В XIX веке началась выборочнаяпубликация протоколов, однако большая их часть по-прежнему не издана инаходится в архивах, изредка привлекая внимание ученых26.Прохладностьученыхотчастиобъяснима:посравнениюсмартирологами, exempla, житиями и другой подобной литературой, бывшейдолгое время в новинку для исследователей, протоколы дают гораздо меньшеинформации о самих святых и об их жизни. Однако, помимо ценныхсведений о тех, кто выступал на этих процессах свидетелями, они прекрасноосвещают восприятие святых народом и клиром, демонстрируют те«требования», которые миряне и духовные лица выдвигали перед святыми ипозволяют оценить соотношение ролей этих общественных групп в избранииобъекта для почитания.Кроме того, что тоже уже упоминалось выше, протоколы традиционновоспринимаются исследователями как серийные источники, которые можноизучать только в рамках большой, представительной выборки27.

Это верно:ни в форме организации текста, ни в форме подачи информации свидетелямимы не найдем большого разнообразия, но необходимо отдавать себе отчет втом, что текст протоколов был построен таким образом не случайно, а длятого, чтобы упростить комиссии кардиналов его проверку. Содержащиеся в25Vauchez A. La sainteté... P. 2.Например, в 2008 году вышла книга Дидье Летта, полностью посвященная анализуматериалов процесса канонизации Николая из Толентино (1325).27Отметим, однако, что разнообразие, которое зачастую мерещится современномуисследователю в пенитенциариях, поучительных exempla, проповедях или житиях, приближайшем рассмотрении тоже оказывается следованием литературному этикету,топикой, accessus ad auctores.2612протоколах данные были предназначены для сравнения и поэтомупредставлялись по определенной схеме, которая будет описана ниже.

Впапской канцелярии существовали правила записи, строгое соблюдениекоторых комиссарами позволяет с легкостью извлекать из протоколовтиповые сведения, такие как, например, возраст или пол свидетелей.Однако, вопреки установившейся традиции, в настоящем исследованиипротоколы не будут рассматриваться как массовый источник по социальнойистории. Тем не менее, именно они были избраны в качестве основногоисточника; этот выбор обусловлен несколькими соображениями.Во-первых, в отличие от житийной литературы, которая воспроизводитстереотипизированныйиобезличенныйобразсвятого(темсамымлегитимизируя его через уподобление канону), протоколы позволяют намувидеть индивидуальные черты святых, еще не стертые унификацией иадаптацией под агиографические топосы.

Во-вторых, помимо эксплицитновыраженных сведений о том, занимался ли святой благотворительностью,предсказывал ли будущее и совершал ли чудеса исцеления, протоколысодержат гораздо более интересную для нас информацию о пониманиисвятости теми, кто проводил канонизационные расследования.Известно, что сегодня любому социологическому исследованиюпредшествуетпроцедураисследованиебудетконцептуализациипосвящено.объекта,Концептуализациякоторому–этоэтовыборкоординатной сетки, исследовательского языка и инструментария; в томчисле, она предполагает определение объекта исследования и выделение егоконститутивных, то есть базовых, признаков 28 . Эти признаки всегдаконвенциональны, они не претендуют на то, чтобы быть истинными илиложными; они представляют собой договор между исследователями о том,какими свойствами обладает явление, которое они намереваются изучать.

Неимея терминологического аппарата для того, чтобы описать объект28Вахштайн В.С. Архитектура утопического воображения: попытка концептуализации //Социология власти. №4. 2014. С.28-29.13исследования, невозможно проводить посвященные ему опросы, в том числе– опросы о жизни и чудесах святого.В основу настоящего исследования легли 10 протоколов, созданных вовторой половине XIII века. Семь из них закончились канонизацией;материалы трех были признаны недостаточными для прославления новогосвятого. К сожалению, у нас нет возможности изучить протоколы всехканонизационных процессов, пришедшихся на период между понтификатамиАлександра IV и Бонифация VIII: материалы, связанные с канонизациейРичарда Чичестерского 29 и Маргариты Шотландской 30 не сохранились.Документы,сопровождающиерасследования,посвященныесвятостиАмвросия Массанского, Джамбоно и Филиппа Буржского, были привлечены,чтобы через сопоставление с ними протоколов «успешных» процессоввыявить критерии святости, принятые в Курии в означенный период.Прежде,чемперейтикописаниюконкретныхдокументов,составляющих источниковую базу данного исследования, следует сказатьнесколько слов об общих чертах канонизационных процессов.

Этот видисточников сочетает в себе черты двух типов средневековых текстов: поформе он восходит к ars notarie и должен восприниматься в связи спрофессиональнымиюридическимипрактикамисвоеговремени;посодержанию же он гораздо ближе к агиографическим трудам и, более узко, крассказам о чудесах святых, libri miraculorum31.Протоколывключаливсебязаписиопросов,проводимыхпредставителями папской курии в местности, где жил или покоился святой29Vita sancti Ricardi // AASS Apr I. P. 277-318.Расследования, повященные жизни и чудесам святой Маргариты, проводилисьтроекратно: в 1245, 1247 и 1248 гг.

AASS Jun II. P. 320. Обзор связанных с ней источниковсм.: Paciocco R. Canonizzazioni e culto dei santi nella christianitas (1198-1302). Porziuncola,2006. P. 295-311.31Lett D. Un procès de canonisation au Moyen Age. Essai d’histoire sociale. Nicholas deTolentino 1325. P., 2008. P. 5; Dalarun J. La sainte et la cité. Micheline de Pesaro (morte en1356), tertiaire franciscaine (Collection de l’école française de Rome, 164). Roma, 1992. P. 26.3014(современники называли их processus или informatio in partibus) 32 ; отчет(relatio) группы кардиналов, которые рассматривали опросы и решали,достойны ли они внимания папы; доклады (summarium) и постановления трехконсисторий, собиравшихся по вопросу канонизации, и, наконец, буллу,содержащую решение папы ввести персонажа, чья биография изучаласьстоль пристально несколько предыдущих месяцев, в сонм святых.Протоколы составлялись на латинском языке.

В случае, если кто-то изопрашиваемых не владел им, нанимали переводчика, который переводил нанародный язык вопрос, со всей точностью сформулированный комиссарамина латыни. В самом тексте протокола могла встретиться цитата на народномязыке, но юридическая, формальная составляющая документа всегда быланаписана на латыни.Как тип документа протоколы оформились очень быстро, ихстановление приходится на вторую половину XII – начало XIII века33. Помнению Воше, это явление представляет интерес не только для историковканонического права, поскольку его можно считать маркером существенныхперемен, произошедших в сознании средневекового человека: примечателенфакт проникновения юридических, сугубо рациональных подходов вцерковный домен34.Значительная часть протоколов включена в корпус Acta sanctorum35; оноцифрован и доступенв виде полнотекстовой базы «Acta Sanctorum32Подобный опрос впервые был проведен и зафиксирован при папе Гонории III во времяканонизации Этьена из Шатильона в 1208 году, а схема опросов выработалась к 1230-м(Григорий IX постановил придерживаться forma interrogatorii, составленной им самим).Свидетели должны были рассказать комиссарам о жизни и чудесах, совершенных святымдо и после его смерти; сначала доказательства чудес не требовались, достаточно было ихупоминания, но со временем комиссары стали придирчиво уточнять обстоятельствасовершения чуда, чтобы избежать повторений и обманов.

– См. Vauchez A. La sainteté... P.49-50, 58-59.33О становлении этого типа документов в связи с формированием процедурыканонизации см.: Яцык С.А. Формирование исключительного права понтификов наканонизацию (993–1234) // Средние века. 2016. №77 (1-2). [В печати].34Vauchez A. La sainteté... P. 60.35Это свод, содержащий в себе преимущественно жития святых, является плодом трудаконгрегации Болландистов. Его первый том был издан в 1643 году. Жития расположены в15Database» на сайте издательства ProQuest36. Материалы для составления этойбазы данных почерпнуты из изданий, опубликованных в Антверпене иБрюсселе, а не из более поздних и неполных изданий, вышедших в Венециив 1734-1760 гг.

или в Париже в 1863-1870 гг. Этот ресурс предоставляетпользователям возможность контент-анализа оцифрованных текстов, чтозначительно упрощает и ускоряет работу с источниками, позволяет делатьвыборку текстов по заданным параметрам и применять иные методыколичественного и статистического анализа.Обратимся к конкретным документам, которые были использованы внастоящем исследовании.ПроцессканонизацииАмвросияМассанского,францисканца,умершего в 1240 году, был начат в год его кончины по запросу подеста,совета и народа города Орвието37. В текст процесса, опубликованного в ActaSanctorum, включена булла Григория IX «Dei sapientia» от 8 июня 1240 года,возвестившая начало расследования 38 . Его проведение было порученоепископу Орвието Райнерию. Однако в 1250 году Иннокентий IV издалбуллу, которая возвещала, что проведенный процесс не соответствовалнормам (показания свидетелей не были достаточно достоверными)39, поэтомуего результаты не могут быть рассмотрены в курии, но тем не менее папакалендарном порядке в соответствии с литургическим календарем, каждый том посвященопределенному месяцу (охвачены все месяцы от января до ноября); каждому текступредшествует введние, commentarius praevius, в котором сообщается, в частности, на базекаких рукописей было составлено житие.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее