Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Сборник материалов научно-практической конференции. Симферополь, 20062Павловский Г.О., Чернышев С.Б. «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания»(в 4 томах) / Под. ред. С. Б. Чернышева, М., «Аргус», 1995 г.3См.: Никонов В.А. Не воспоминание о прошлом, а мечта о будущем // Смыслы иценностиРусскогоМира,2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/Смыслы и ценности Русского мира202010.pdf Датаобращения: 08.04.2016 г.4Афанасьев А.П. Смысл и предназначение России. М.: Звонница-МГ, 2013.5См.: Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея / Сост.М.А. Маслин, М.: Республика, 1992. С.
242-257.135цивилизации. Другие утверждают, что русская цивилизация – евразийская посвоейсути,представляетсобойсплавзападныхивосточныхцивилизационных ценностей 1.Такого же мнения придерживался культуролог В.И. Фатющенко. Онвыделяет несколько пластов русской цивилизации: христианство каквизантийское влияние, азиатский слой и западный слой 2.Экономист, культуролог, философ, идеолог евразийства П.Н. Савицкийговорил, что «Русский мир евразийцы ощущают как мир особый и вгеографическом, и в лингвистическом, и в историческом, и в экономическоми во многих других смыслах.
Это «третий мир» Старого Света, не составнаячасть ни Европы, ни Азии, но отличный от них и в то же время имсоразмерный»3. В своей книге исследователь приводит слова критика ипублициста М.Л. Слонима о том, что термин «Евразия» представляетсякрайне удачным для обозначения Русского мира. При этом, с его точкизрения, нельзя говорить о том, что сущность «Евразии» выражается вправославной церковности4.На основании сказанного выше, можно выделить ряд ключевыххарактеристик Русского мира и русской цивилизации, определяемыхучёными.
Их соотношение представлено в Таблице 1.Таблица 1. Соотношение характеристик русской цивилизации иРусского мира.ХарактеристикиБезусловная зона влиянияПритязательная зона влиянияСпособность к самовосстановлениюОбразование диаспорОбщая территорияЕдиная религияОбщее мировоззрение (ментальность)Единый культурный типРусская цивилизация+−−−++++Русский мир++++−−++См.: Там же.См.: Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: Курс лекций.
–М.: Гносис, 2009. 320 с.3Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.4См.: Там же.1236Проведённый анализ демонстрирует значительное проблемное поле вопределении сущности и границ Русского мира и русской цивилизации, вчастности:•Русский мир, изначально являвшийся фактически синонимомрусской цивилизации, на сегодняшний день имеет ряд отличий от неё;•Выделение религиозного фактора как основополагающего длярусской цивилизации, с одной стороны, ограничивает его, но с другой болеепринимается неправославными народами России, исторически находившиесяв непосредственном соседстве с русскими;•Русская цивилизация имеет большую связь с гражданскойидентичностью, в рамках которой идентифицируют себя представителинародов России и близлежащих стран, в то время как идентичность Русскогомира – культурная, требует большей близости непосредственно к русскомуэтносу и его устоям, требует принятия русской культуры и ценностей вкачествесобственных,чтоможетвызыватьотторжениеикризиссамоидентификации.В связи с выше сказанным, Русский мир в рамках данногоисследования будет пониматься нами в качестве общности представителейединого культурного типа, носителей единой ментальности, обладающейбезусловной (Россия, страны СНГ и Прибалтики) и притязательной (весьостальной мир) зоной влияния, характеризующейся способностью ксамовосстановлению и наличием диаспор практически во всех странах мира,не обязательно имеющий единую территорию и религию.Более полное разграничение сущности и границ Русского мира иРусской цивилизации в контексте описанных нами проблем может статьзадачами дальнейших исследований в данном направлении.Основой любого мира является его идея – связующее звено,скрепляющее и удерживающее вместе его представителей.
Следовательно, иРусскому миру нужна русская идея, под которой понимается «система37мыслей о русском народе, его пути» 1. Определение и характеристика русскойидеи позволит сформулировать систему целей Русского мира, его взгляд вбудущее, который не может не учитываться при формировании адекватногообраза Русского мира.Русская идея, по сути, представляет собой ответы на вопросы осущности, происхождении, смысле существования и миссии народа.Раскрытие русской идеи осуществляется посредством «развёртывания цели исмысла Русского мира. Она предлагает всем его субъектам не забывать обуроках прошлого и двигаться к желанному будущему 2.Исходной точкой становления русской идеи традиционно считаетсяXVI век, создание концепции инока Филофея «Москва – Третий Рим».Именно тогда были заложены основы высшего предназначения России какпреемникапросвещеннойРимскойимперии,основанныенаидеяхмессианства, православной монархии и «переноса империи».Спустя несколько столетий, в начале XIX века, проблематика русскойидеи была вновь актуализована.
Тогда победа над Наполеоном побудила«мыслящих русских людей задуматься об отношении России к Европе, о том,что их связывает и разделяет между собой»3.Вопросы особого пути России и призвания русского народа ставилисьвпоследствии и П.Я. Чаадаевым4, разрабатывались с различных позицийзападниками и славянофилами.Автором словосочетания «русская идея» считается Ф.М. Достоевский.Он полагал, что русская идея станет синтезом всех идей, развиваемыхЕвропой в отдельных национальностях 5. Считается, что русская идея,Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: Курс лекций. М.:Гносис, 2009. 320 с.2См.: Кочеров С.Н.
Русский мир: проблема определения / Вестник Нижегородскогоуниверситета им. Н.И. Лобачевского, Философия, 2014, №5, С. 163-167.3Межуев В. О национальной идее //Вопросы философии. 1997. 12. С. 5.4См.: Чаадаев П.Я. Философические письма, Казань, 1906 г., 99 с.5См.: Достоевский, Ф. М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год //Собрание сочинений в 15 т./ Ф. М. Достоевский. —Л. Наука, 1993.
Т. 11. С. 7.138сформулированная Достоевским — это «воплощенная в патриотическуюформу концепция всеобщей нравственности» 1.Термин«русскаяидея»началширокоиспользоватьсяобщественностью после доклада В.С. Соловьева, который был прочитан вПариже в 1888 году.
В докладе философ осмыслял местоположение и рольРоссийского государства в мировой истории. Сущность русской идеи, по егословам, заключается в христианском преображении жизни, основанной наистине, добре и красоте. Для русской идеи в трактовке В.С.
Соловьеванесвойственна односторонняя этническая ориентация (вытекавшая изпанславизма)2.По мнению главного философа евразийства Л.П. Карсавина, русскаяидея, определённая В.С. Соловьевым и Ф.М. Достоевским как обращенный вбудущее религиозно-общественный идеал, должна интерпретироваться какконкретизация «субъекта русской культуры и государственности» 3.Дальнейшему исследованию русской идеи посвятили свои трудыведущие русские философы: Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч.
Иванов, С.Л. Франк, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, И. А.Ильин, Н. Я. Данилевский, В. О. Авченко, В. В. Аксючиц, А. В. Гулыга, А. И.Солженицын, С. И. Сухонос. В их работах утверждается определяющая рольрусской идеи как основы самобытности русского народа.Кульминацией исследований русской идеи считается работа Н.А.Бердяева. В своей книге философ выражает несогласие с концепцией русскойидеи В.С. Соловьева. Признавая христианскую составляющую русской идеи,Бердяевдекларируетналичиесобственныхнациональных,духовно-метафизических интересов России 4.Таким образом, современное понимание русской идеи отражает болеечем столетний опыт философских дискуссий. В последние десятилетияГулыга А. В. Русская идея и ее творцы. — М.: ЭКСМО, 2003.
С. 106-107. 447 с.См.: Соловьев В. С. Русская идея // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.3Карсавин, Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л.П. Карсавин. - Пг: Academia, 1922. 80 с.4См.: Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и началаXX века.
Судьба России. М., 2000.1239бытует трактовка русской идеи в контексте геополитической позиции.Особенно остро проблема поиска русской идеи встала после распада СССР.Государственным поиском национальной идеи начали активно заниматьсяещё в 1999 году (с приходом В.В. Путина на должность Премьер-министраРФ), однако сформулирована она была только в феврале 2015 г., когдаПрезидент РФ В. В. Путин на встрече с российскими предпринимателямиотметил, что единственной возможной национальной идеей для Россииявляется патриотизм 1.Эксплицируя данную идею на Русский мир, можно отметить, что онасоответствует пониманию данной общности как людей, лояльных к России,небезразличных к её судьбе и положению в мире.Раскрывая сущность русской идеи, исследователи предлагают ряд еёобщих компонентов.Так, философ В.В.