Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В этих целях определяется роль Русскогомира в контексте глобализации, а также анализируется его актуальный образв мировой и отечественной художественной культуре (параграф 2.1.) и вкультурной памяти социума (параграф 2.2.).В третьей главе описывается проблемное поле государственнойкультурной политики России, связанное с деятельностью по формированиюадекватного образа Русского мира. Были выявлены основные направлениясовременной культурной политики России, формирующие образ Русскогомира, а затем представлены основные гуманитарные практики формированияи поддержки образа Русского мира в сфере культуры (параграф 3.1.),образования на русском языке (параграф 3.2.) и русского языка (параграф3.3.).25В приложении приводится бланк опросного листа о Русском мире,использовавшегося автором при проведении опроса в социальных сетях,результаты которого были обобщены в параграфе 2.2.26ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПОНЯТИЯ «РУССКИЙ МИР» В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМЗНАНИИНа современном этапе трансформация общества происходит подвлиянием не только социальных, но и культурных процессов. Уже более веканазад был отмечен «переход от парадигмы “общества” и “социального” ккомбинированной парадигме “общества культуры” и “социокультурного”»1.В свою очередь, социокультурное пространство не может считатьсяпростой суммой культурного и социального. Оно включает в себя триосновных элемента: значения; ценности и нормы; проводников (т.е.человеческих агентов), и ряд измерений.
Основные же элементы данногопространстванаходятсявнеразрывнойсвязистремяаспектамивзаимодействия участников: социальным, культурным и личностным2.Таким образом, считая Русский мир социокультурным пространством,мы рассматриваем его в качестве интегративного поля культуры, имеющегоочерченные ценностями и нормами границы и основанного на социокультурных, социальных и личностных взаимодействиях его субъектов.В процессе формирования Русского мира существенно изменялись какего границы, так и субъекты. Для понимания процессов трансформациисущности и значения понятия Русский мир как социокультурногопространства, значимых для учёта в процессе формирования его адекватногообраза, необходимо проведение историко-культурологического анализа.1.1. РУССКИЙ МИР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО:ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, РУССКИЙ МИР ИРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РУССКАЯ ИДЕЯ.Русскиймир,впервыеупомянутыйв«СловенаобновлениеДесятинной церкви», написанном ещё в середине XI века, понимался какГофман А.
Б. Социальное – социокультурное – культурное: историко-социологическиезаметки о соотношении понятий «общество» и «культура» // Социологический ежегодник:сб. науч. тр. / ред. и сост. Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко. М., 2010. С. 185-198.2См.: Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.;Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.127объединение русских княжеств: «… мы, отказавшись законной благодати,славим, и хвалим, и кланяемся в Троице хвалимому Богу, благодаря тоговерного раба, который умножил сокровище своего господина не только вРиме, но и повсюду: и в Херсоне, еще и в русском мире»1.
В данной ситуацииРусский мир понимается как мир православия, русской культуры и единогоязыка, имеющий конкретные территориальные границы (в пределах границрусских княжеств, объединённых общей верой).По прошествии восьми веков, к середине XIX века, министрпросвещения Российской империи граф С.С. Уваров предпринял попыткувозродить использование данного понятия для более успешной интеграцииприсоединяемых к России земель в состав государства2.
Однако она неувенчалась успехом. В контексте данных задач Русский мир воспринималсяграфом в качестве мира единого языка и культуры в границах Российскогогосударства.В исследовании «Две русские народности» историка Н.И. Костомарова1861 года Русский мир называется исторически сложившейся общейтерриторией, на которой проживают русские люди. С точки зренияисследователя, Русский мир – это мир славянский, объединяющий двенародности славян: великорусскую (северо-восточную) и южнорусскую («ВXII веке и в начале XIII Владимир в исторической жизни является намзерном будущей Великой Руси, в коем, хотя в слабом виде, заметны уже теначала, которые развили целость русского мира, давали силу и прочностьобразовавшемуся при иных условиях единодержавному государству» 3).
Сточки зрения исследователя, «ярче всего высказывались черты, составлявшиеСлово на обновление десятинной церкви / Перевод с древнерусского языка Ю.А. БегуновЭлектронный ресурс: http://www.portal-slovo.ru/history/35613.php Дата обращения:02.09.2016 г.2См.: Кофырин Н.В.Русский мир: миф или реальность / Клайпедская Ассоциацияроссийских граждан, 06.12.2004 Электронный ресурс: http://www.klaipeda1945.org/nashigosti/russkij-mir-mif-ili-real-nost/ Дата обращения: 02.09.2016 г.3Костомаров Н.И. Две русские народности / Литература и жизнь. Электронный ресурс:http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_dve_russkie_narodnosti.htmlДатаобращения: 15.10.2016 г.128признаки общей русской народности, являлась принадлежность его к общемурусскому миру, черты такие, как вера, книжный богослужебный язык иистория, напоминавшая ему о древней связи с общерусским миром»1.Немногим позже (с 1871 года) начала выходить петербургскаяежедневная ультраславянофильская газета под названием «Русский мир».
Еёсоздателем был отставной генерал М.Г. Черняев, не принимавшийпроводимые государством реформы. Газета выходила чуть менее 9 лет 2.В то же время П. Кулиш, прозаик и поэт из Украины, писал о том, чтосуществовавший в то время в Киеве язык «должен был служить образцом длявсего первобытного русского мира». Под Русским миром он понимаетславянские народы, которые говорили некогда на общем старославянскомязыке3.Философ С.Л. Франк в своей статье «Рильке и философия» 1939 годаотмечал, что «Рильке ощущал своё внутреннее родство с русским миром» 4.Автор поясняет, что Рильке находил в Русском мире чувство укоренённостидуши. В данном случае речь идёт о мире русской культуры, русскойдуховности, наличии свойственного только русским мировоззрения.Русский мир во всех указанных выше источниках понимался каксиноним общности людей, объединённой по религиозному (в «Слове наобновление Десятинной церкви»), этническому, (т.е.
общему славянскомупроисхождению,втрактовкеП.Кулиша),культурно-философскомупризнакам (в трактовке С.Л. Франка) в рамках единой территории илигосударства (в трактовке графа Уварова и газеты «Русский мир»).Костомаров Н.И. Две русские народности / Литература и жизнь. Электронный ресурс:http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_dve_russkie_narodnosti.html Датаобращения: 15.10.2016 г.2См.: Русский Мир, с.-петербургская газета (1871—1880 гг.) / Энциклопедический словарьБрокгауза и Ефрона, 1899, т.27, 328 с.3См.: Кулиш П. Об отношении Малороссийской словесности к общерусской /Электронныйресурс:http://ia600306.us.archive.org/33/items/chernaiaradakhro00kuliuoft/chernaiaradakhro00kuliuoft.pdf Дата обращения: 02.09.2016 г.4Франк С.Л.
Рильке и философия / В кн: Русское мировоззрение, М: Наука, 1996. 740 .129Отметим, что на начальном этапе своего существования понятие«Русский мир» не использовалось систематически и всегда имело отношениек территориальным границам Российского государства (или русскихкняжеств) ввиду отсутствия значимых объединений носителей русскойкультуры за их пределами.На сегодняшний же день, по мнению культуролога и философа О.Н.Астафьевой, можно утверждать, что понятие «Русский мир» более не имеетлокально-территориальной привязки и уже обретает новый смысл, становясьвсё более близким «русской культуре» 1.Так, использование понятия Русский мир в политологическойконцепции П.Г.
Щедровицкого и Е.В. Островского 1998 года подразумевалоуже иную его наполненность: Россия как исторический центр совместно ссформировавшимся в результате ряда миграционных волн XX-XXI вековрусским зарубежьем. Позднее развитие информационных технологий всовокупности с информационной глобализацией обусловили не только болееширокое распространение культур, но и формирование множественныхидентичностей, в связи с чем максимально расширился круг потенциальныхпредставителей Русского мира, для связи с которым перестало бытьобязательнымналичиеопределённойэтническойилирелигиознойпринадлежности.Подводя итог вышесказанному, отметим, что современная трактовкаРусского мира не включает в себя наличие общих территориальных границ.Это мировое надгосударственное сообщество, ставшее возможным благодаряразвитию современного мира.