Отзывы официальных оппонентов 2 (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы)
Описание файла
Файл "Отзывы официальных оппонентов 2" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора философских наук, доцента Албаковой Фатимы Юсуповны на диссертационную работу Фридмана Михаила Феликсовича на тему «Глобальная научно-образовательная политика информационного общества: философско-антропологическая концепции новой культурнонсторнческой парадигмы», представленную на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.13 Философская антропология, философия культуры в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидат» наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 504.001.11 на базе ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы прн Президенте Российской Федерации» Диссертация М.Ф.
Фридмана на тему «Глобальная научно- образовательная политика информационного общества: философско- антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы» представляет собой большой научный труд, посвященный очень важной и актуальной проблеме — проблеме становления информационного общества в качестве новой культурно-исторической парадигмы. В настоящее время к человеку пришло осознание объективных угроз уничтожения планеты, преодоление которых требует реальных действенных мер, основанных на усилиях всего земного шара.
Как показала практика последних лет, интенсивное развитие техники и технологий не способны решить указанные, глобальные, проблемы. Требуются другие, новые, подходы. М.Ф. Фридман предлагает обратить внимание на возможности науки и образования, способных изменить мышление и поведение человека. В своей диссертации он доказательно и достоверно показывает природу этих проблем, анализирует существующие подходы к их решению, предлагает свое видение.
Данное обстоятельство с очевидностью указывает на то, что автор взялся за тему чрезвычайно злободневную и требующую философского осмысления, без которого невозможно появление конкретных инструментов и мер, коренным образом изменяющих сложившуюся ситуацию. В диссертации М.Ф. Фридмана приведен широкий обзор работ крупнейших отечественных и зарубежных исследователей, проанализированы преобладающие тенденции научно-образовательной политики, отраженные в нормативно-правовых документах, государственных стратегиях и публичных выступлениях высших должностных лиц, проанализированы результаты изучения общественного мнения и статистические данные, изучен российский и иностранный опыт, Выводы, сформулированные М.Ф.
Фридманом, обоснованы, убедительны и аргументированы. Рекомендации, представленные в диссертации, могут быть эффективно применены в международной практике, в законотворческой деятельности, в определении государственной стратегии развития научно-образовательной сферы.
Достоверность и новизна исследования, полученных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации М.Ф. Фридмана, обусловлена выстраивание четкой и ясной логики исследования, использованием проверенных научных фактов, широко известных теоретических положений и научной методологии. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации были представлены академическому сообществу на восьми международных и на семи всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, о чем свидетельствуют опубликованные тезисы выступлений. Наряду с этим положения диссертационного исследования М.Ф. Фридмана обсуждались на научных и научно-практических семинарах и круглых столах, на заседаниях различных экспертных сообществ, т.
е. были введены и находятся в дискурсе философов, ученых и практических работников, что позволяет системно, всесторонне подойти к рассматриваемой проблеме и предлагаемым автором решениям. Результаты работы над диссертацией, начиная с научного поиска и завершая выводами, отражены М.Ф. Фридманом в 8 монографиях и б7 печатных работах, 17 из которых являются статьями в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.
Результаты исследования автор использовал при разработке и чтении лекций по программе авторского спецкурса «Основы теории глобальной научно- образовательной политики» для студентов выпускного курса факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М,В. Ломоносова, курса «Философия» для студентов Института менеджмента и маркетинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, курса «История и философия науки» для аспирантов Центрального научно-исследовательского института туберкулеза, а также слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программе «Государственная политика в области модернизации профессионального образования», Теоретическая и практическая значимость полученных М.Ф.
Фридманом результатов обусловлена философско-антропологическим и культурфилософским обоснованием с позиций теоретика-методологических основ глобализации научно-образовательной политики новой культурно- исторической парадигмы, Исследование М.Ф. Фридмана уточняет и дополняет понятийный аппарат, формулирует основные концептуальные подходы и методологические принципы глобальной научно-образовательной политики информационного общества, раскрывает сущностные признаки (миссию, цели, задачи, функции, содержание и структуру) новой культурно-исторической парадигмы, обосновывает предпосылки и условия перехода к информационному обществу, устанавливает субъекты, методы, средства и основные этапы формирования информационного общества, выделяя основные исторические этапы его становления. Указывает роль и место научно-образовательной политики в развитии информационного общества в условиях кризиса гуманитарных наук, определяет характер влияния глобализации на формирование нового человека и новой культуры.
'Теоретические выводы исследования раскрывают сущность и значение глобальной научно-образовательной политики как движущей силы и институциональной основы формирования информационного общества в философско-антропологическом и культурфилософском аспектах. Философско-антропологическая концепция глобальной научно- образовательной политики информационного общества существенно дополняет существующие научные представления о сущности, проблемах и возможностях новой культурно-исторической парадигмы, выступает в качестве теоретика-методологической основы объяснения и прогнозирования важнейших изменений в содержании и форме общественного взаимодействия, раскрывает условия и механизмы развития культуры, способствует осмыслению роли и места человека в природе, социуме и истории.
Отдельные выводы диссертационного исследования М,Ф. Фридмана легли в основу широкого ряда официальных докладов высших должностных лиц государства, нормативных документов, справочно-аналитических материалов и образовательных программ высшего и послевузовского образования, что подтверждает высокую практическую значимость проделанной автором работы, подготовившим и обосновавшим практические рекомендации по организации и проведению научно-образовательной реформы в условиях перехода РФ к информационному обществу.
В своей диссертации М.Ф, Фридман формулирует порядок перехода к новой культурно-исторической парадигме — информационному обществу, называя конкретные задачи, этапы, шаги. Особое внимание он уделяет подходам к реформированию социального управления. Автор предлагает свое видение устройства нового типа общества, его структуры с социальными ролями, особенностей взаимоотношений человека и информации, качественного изменения природы человека (преобразование потребностей, функций и ролей).
М.Ф. Фридман затрагивает фундаментальные философские категории, которые в его концепции приобретают дополнительные сущностные характеристики, представляющие большую ценность для науки. Особое внимание в работе уделено культурфилософско му аспекту изучения потенциала университета как института глобальной научно-образовательной политики, призванного стать двигателем в развертывании новой культурно-исторической парадигмы. Убедительно и масштабно показана роль человека в новом мире. Предложены конкретные модели модернизации высшей школы, Из сказанного следует вывод о том, что диссертация М.Ф, Фридмана представляет собой значительный интерес не только для философов и ученых смежных областей, но и для практических работников, занятых подготовкой, реализацией, продвижением и управлением научно- образовательными проектами на государственном, международном и глобальном уровнях, Диссертация М.Ф.
Фридмана является завершенной научно- квалификационной работой, ее содержание в полной мере отражает теоретические положения, совокупность которых следует квалифицировать как решение научной проблемы, имеюгцеи* важное политическое„социально- экономическое, культурное и хозяйственное значение для развития страны и мира. Диссертация написана М.Ф. Фридманом самостоятельно, обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты и положения, а также свидетельствует о личном вкладе автора диссертации в науку. Предложенные М.Ф. Фридманом решения обоснованы и получили оценку в ходе сравнения с другими известными решениями и подходами. Диссертация М.Ф.Фридмана нацелена на изучение важной, актуальной и значимой проблемы, исследовать которую берутся многие, а конкретные практические решения по ней могут предложить единицы.
Нельзя не сказать, что автором проделана большая работа, поднят широчайший пласт литературы, глубоко изучено проблемное поле, проанализированы существующие подходы предшественников, сформулированы, структурированы и доказательно обоснованы собственные взгляды, совокупность которых объединена в единую цельную концепцию. И хотя работа закончена решением поставленных задач, она открывает новые проблемы, требующие детального изучения.
Каких-либо существенных недостатков, заметно влияющих на ценность работы, не выявлено, хотя отдельные замечания назвать стоит. 1. Современный философско-антропологический дискурс проблем человека, в контексте информационных технологий или «цифрового пространства», связан с вопросами сохранения человека как вида, и в этом смысле очевидно, что знания о человеке недостаточны, как недостаточны знания о взаимодействии информационных технологий и человека, В этой связи представляют дискуссионный вопрос те элементы текста диссертации, в которых информационное общество повторяет некоторые концепты мегаидеологии ХХ века ~например,марксистско-ленинскую идеологию). Так, информационное общество характеризуется автором как «новый тип мировоззрения», оно обладает идеологией, «которой человек руководствуется в реальной жизни», это планетарная модель, нацеленная на «формирование планетарного масштаба мышления, и готовящая человека к участию в спасении будущего», «новая историческая эпоха, порождающая нового человека», «создание образа совершенного человека», «интеллектуального лидерства как господствующего класса», «архитектора информационного пространства, продуцирующего и продвигающего идеи», и т.п.