Диссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ), страница 10

PDF-файл Диссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ), страница 10 Философия (35370): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ) - PDF, страница 10 (2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ". PDF-файл из архива "Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Уже нарубеже IV и V веков складывается особая, западная редакция патристики,оформившаяся на базе трудов Августина Блаженного. Для этой редакциибыло характерно понимание христианства сквозь призму платонизма инеоплатонизма.КакписалЭ.Жильсон,«Результатомфилософскихразмышлений Августина было достижение платонического пониманияхристианского откровения»43. Следующий этап в западной традиции –появление схоластики – был глубоким изменением в богословскофилософскойтрадиции.Переходотнеоплатоническойредакциихристианства к аристотелизму был ознаменован дополнением исходнойпатристической основы христианской мысли элементами, заимствованнымив античной метафизике.

Фома Аквинский, с чьим именем связан новый этапв западной мысли, ввѐл в неѐ силлогистический метод рассуждения. Этимсамым он подчинил мысль еѐ собственным законам, которые определяютсялишь формальной логикой. Что касается патристической мысли, то еѐ строй42Киприан (Керн). Тема о человеке и современность.// Русская религиозная антропология. Т.II: Антология /Сост., общ.

ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, Московскаядуховная академия, 1997. С. 419.43Цит. по: Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 19.47и метод принципиально другие. Она представляет собой сложныйсинтетический дискурс, в котором сочетаются элементы силлогическогопостроения, интегральный аскетический опыт, а также догматическиеустановления (также выражающие интерсубъективный соборный опытЦеркви). Западная схоластика, ориентируясь на суверенные законы мысли,на начальных этапах своего существования ещѐ опирается на догмат, однако,в процессе своей исторической трансформации меняет к нему отношение.Догмат становится чисто внешним ограничением, оковами для разума.Дальнейший шаг – разрыв с догматом – с необходимостью приводит ксекуляризации европейской мысли.

Это было в дальнейшем осуществлено Р.Декартом, провозгласившим полную самостоятельность человеческогоразума, что стало доминантой для всей европейской культуры НовогоВремени и определило еѐ антропологию. Начиная с этого моментафилософия и богословие на Западе расходятся: философия становитсянаукой о постижении истины бытия, богословие – «наукой о вере». Бог всекулярном научном сознании трансформировался из «Бога Авраама, Исаакаи Иакова» в «Бога философов и учѐных». В системе Гегеля даже функцияБогопознанияосуществляется в рамках философии.

Таким образом,западная мысль ушла от исходного патристического направления.Абсолютизирование разума в картезианской философии повлекло засобой создание специфической антропологии, редукционистской по своейсути.В отличие от западной традиции, восточно-православный дискурсвсегда ориентировался на патристическую мысль. Следует особо отметить,что сама патристическая мысль на Западе воспринималась как чистотеоретические теологические построения, использующие инструментарийантичной метафизики.

В силу этого, восточно-христианский дискурсхарактеризовался в критическом ключе как «эллинизация христианства». Посути же, в патристике всегда присутствовала составляющая опыта –аскетическогоопытаподвижников48Церкви,осуществлявшихособуюантропологическуюпрактику,имеющуюавторитетноекритериальноезначение для богословско-теоретических обобщений. Вне понимания ролиаскетики невозможно правильно понять патристическую мысль.

Именно врамках аскетической практики выстраивались те стратегии жизни, которыепозволялиТакимосуществить христианский идеал богообщения и обожения.образом,характернаячертавосточно-христианскоймысли,принципиально отличающая еѐ от западно-христианской, – то, что онаявляется синтезом патристики и аскетики. Отцы Церкви сами былипричастны аскетической практике, что составляло их личный живойрелигиозный опыт. Начиная с IV века аскетов-отшельников стали называтьисихастами. Именно они положили начало формированию исихастскойантропологии, составившей основу антропологии православной.

Можнонаметить исторические этапы становления исихастской традиции: 1 –египетский исихазм (преподобные Антоний Великий и Макарий Великий; 2 –палестинский исихазм (преподобные Дорофей Газский, Иоанн Пророк иВарсануфий Великий); 3 – синайский исихазм (преподобные ИоаннЛествичник и Исихий Синайский); 4 – византийский исихазм (преподобныйСимеон Новый Богослов и святитель Григорий Палама); 5 – русский исихазм(преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, оптинскиестарцы)44. Исихазм представляет собой, прежде всего, антропологическийопыт, выверенную стратегию достижения важнейших целей христианскойжизни.

С.С. Хоружий формулирует черты, характеризующие исихастскуюантропологию:1 – открытость; бытие человека определяется не только его природой,но и его отношением к божественной природе;2 – человек есть единое целое – сам по себе и в своѐм отношении кБогу. Для исихастской антропологии характерна холистичность, не дробящая44См. Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М.: Православный паломник, 2010.С. 41.49человеческую природу на составные части – душу и тело, а душу – на ум,волю и чувства;3 – становление человека осуществляется путѐм синергии усилийсамого человека и энергии Бога.

Исихастская антропология рассматриваетцеленаправленныйпроцессдостижениячеловекомсвоеговысокогопризвания;4 – исихастское учение о человеке можно назвать антропологиейсвободы,таккакчеловекволенотказатьсяотсвоегобытийногопредназначения5 – цель человеческого существования заключается в обожении, то естьв непосредственном энергийном соединении человека с Богом 45.Сформулированныеосновныечертыисихастскойантропологииотличают еѐ как от антропологии западно-христианских конфессий инехристианских религий, так и от таких традиций, как стоицизм, дзэнбуддизм, харизматических движений и движения Нью эйдж. Важнейшимсвойствомисихастскойантропологииявляетсяеѐопытный,анеспекулятивный характер.Таким образом, мы видим тесную связь патристики и аскетики.Христианство, обращенное к важнейшим этическим доминантамчеловеческой жизни и смерти, насквозь антропологично. Практически всеотцы Церкви поднимали в своих трудах тему человека.

В то же время,следует отметить, что эта тема присутствует в святоотеческом наследииимплицитно. Крупнейшийученый ХХ века, представитель русскойрелигиозно-философской диаспоры, В.Н. Лосский писал: «Я же личнодолжен признаться в том, что до сих пор не встречал в святоотеческомбогословии того, что можно было бы назвать разработанным учением оличности человеческой, тогда как учение о Лицах или ИпостасяхБожественных изложено чрезвычайно чѐтко. Тем не менее, христианская45Цит. по: Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М.: Православный паломник,2010. С. 43.50антропология существует как у отцов первых восьми веков, так и позднее,как в Византии, так и на Западе… и это учение о человеке относится к еголичности.

Да и не могло бы оно быть иным для богословской мысли,обоснованной на Откровении Бога живого и личного, создавшего человека«по Своему образу и подобию».46 Сравнительный анализ понятий «личность»и «ύπόστασις», проделанный целым рядом исследователей47, позволяетутверждать их синонимичность, что имеет важнейшее значение дляпостроения христианской антропологии. Наряду с понятием «ипостась» впатристической литературе активно использовалось парное ему понятие«ούσια» – сущность, природа.

Поскольку человеческое бытие в патристикевыстраивается по аналогии с Богом, в котором различается природа иипостась, то и в рассмотрении человека используются эти понятия. Итак,образ Божий в человеке означает возможность соотнесения парных понятий:Божественная сущностьούσιαЧеловеческая природаБожественная ипостасьύπόστασιςЧеловеческая личность«Впервые в патристической литературе богословское различие междупонятиями ούσια («сущность») и ύπόστασις («ипостась») предложилОриген»48. «Баланс различия и тождества ипостаси и сущности позднеефилигранно выдержали отцы-каппадокийцы, прекрасно знакомые с текстамии идеями Оригена»49.

Заметим, что проблематика соотношения сущности иипостаси – факт специфически-философский, характеризующий язык46Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности» // Лосский В.Н. По образу и подобию. М.,1995. С. 106.47Майборода А.Б. Слово «ипостась» в Священном Писании // Богословский сборник ПСТБИ. М., 2002. №10. С. 63–71; Месяц С.В. Значение слова «ипостась» в античной литературе // Православная энциклопедия.М., 2011. Т. 26. С. 180; Фокин А.Р. «Ипостась» как богословский термин в патристике. С. 1 // URL:http://iph.ras.ru/root/news/hypostasis.pdf (Дата обращения 07.02.2017); Степанов Ю.С. Ипостась // СтепановЮ.С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее