Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзывы официальных оппонентов 1

Отзывы официальных оппонентов 1 (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века)

PDF-файл Отзывы официальных оппонентов 1 (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века) Культурология (35251): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзывы официальных оппонентов 1 (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века) - P2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзывы официальных оппонентов 1" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Полины Борисовны Богдановой «Историко-культуриьгй цикл: российское театральГГое режиссерское искусство Во Второй половине ХХ вЂ” начале ХХ1 века», представленной на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — «Теория и история культуры» Актуальность исследования П.Б. Богдановой определяется несколькими содержательными особенностями ее диссертации: 1. Режиссерское искусство — основа и центр театрального искусства. одного из важнейших феноменов культуры вообще, российской культуры в особенности, и без анализа процессов в нем понять движение театральной культуры, ее отношение к целостности культуры и социальную роль невозможно; 2.

В центре внимания исследователя большой и очень сложный отрезок истории советского, а затем российского театра, связанный с фундаментальными и, без преувеличения, эпохальными событиями и эволюцией страны; 3. За это время в театральной культуре произошли интереснейшие процессы, в том числе серьезнейшая эволюция театра в целом и режиссуры прежде всего, давшая и выдающиеся художественные достижения, и принесшая много нового и до сих пор во многом не понятого, и поставившая серьезные вопросы об истоках, логике н направленности эволюцин российского театра, возможных вариантах его будущего, Все зго требует серьезнОГО и мноГоплановоГО анализа ОГРОЬНГОГО историко-, художестВенно- и театрально- культурного материала, масштабного и глубокого видения тонких и столь социально значимых духовных, художественно-творческих процессов и их результатов.

4. Этот огромной сложности и маспггаба объект делает недостаточным его традиционньш, имманентно-театроведческий анализ, он Взывает к современному соединению театроведения и культурологии, амбивалентного объемного видения театра в культуре и культуры в пространстве театра. За что и взялась отважно и, на мой взгляд, Весьма интересно и плодотворно, П.Б.

Богданова. Новизна полученных соискательницей результатов, на мой взгляд, и несомненна, и впечатляюща. Я не знаю в нашей гуманитарной науке, не говоря уже конкретно о культуролОГИИ н даже О театроведении, тако~о мас~~~бн~~о, Глубокого„охватившего громадный конкретный материал более полувековой истории советского и постсоветского российского театра, его профессиональной режиссерской культуры и социокультурного существОВания, а самое Главное — такоГО концептуально ГлуоокОГО, цельноГО и В целом верного в сущности и в деталях анализа. Оригинален и иов для этой сферы культуры и до сих пор толком не освоен всей культурологией примененный П.Б.

Богдановой методологический подход, разработанная на его основе стройная и ясная концепция исторической динамики режиссерской культуры как развертывающейся/реалпзующейся в логике и «рамках» некоего имеющего объективные социокультурные основания целостного состояния всей культуры: историкокультурного цикла.

Сама эта идея, восходящая к Шпенглеру и ряду других культуролоГически ориентированных историков и социологов 1Данилевский, Тойнби, П. Сорокин), позволила содержательно реализовать «общую» идею системности культуры, ее существования и развития в истории. Позволила выявить — помимо известных феноменов «линейной» (как правило, понимаемой как прогрессивное развитие) эволюции — циклические моменты динамики определенных культур и культурных подсистем, повторяемость и своего рода замкнутость их развития в рамках «естественного жизнснно!О цикла» 1от 1юждения до упадка и смерти).

Именио В такой концептуальной оптике и предстает в диссертации большая история театральной режиссуры от послесталинского СССР до современной России. При этом ВЬГявляГотся исходные и программные для историко-культурного цикла его идейно-ценностные «отправные пункты» - то, что и задает реальное единство цикла, а также его структура = основные качественные состояния-этапы, реализующие исходную смысловую парадигму и постепеинО истОрически исчерпывающие ее как духовно-твОрческую задачу и ндейнО- с~ыс~~~ой, в И~~о~ профессионально-деятельностный ресурс театральной к)льтуры определенного исторического периода. Сам «отправной» парадигмальиый пункт-основу исследуемого цикла, или генеральную стратеппо цикла, П.Б.Богданова формулирует как «отказ от тоталитаризма, поиск выхода из замкнутой модели советского социума» (с.4 диссертации, с.3 автореферата), преодоление его системы ценностей, мировоззрения и эстетики.

Ново и то, что протяженность данного цикла, задачу преодоления тоталитаризма, решение которой началось в «оттепель» 60-х годов прошлого века. Богданова доводит до наших дней, когда данная парадигма в контексте постмодернистской культуры оказывается исчерпанной и возникает вопрос о дальнейших путях российской режиссуры и всего театра страны. Такой взкдяд позволил во многом поновому увидеть и интерпретировать основные этапы истории отечественною театра: «идеологию» и судьбу четырех значительных поколений нашей режиссуры: 60-х, 70-х, 80- х гг. прошлого века и современных режиссеров, вьппедших на профессиональную н историческую арену уже в самом конце проишого — начале нынешнего века.

При этом «оптика историко-культурного цикла» как естественноисторического единства вьюветила, часто весьма неожиданно, но отгого еще более интересно и ново, общность и различия, творческие сближения и отгалкиваиия этих четырех по-своему важных для нашей культуры поколений. И образ конкретных режиссеров, кажется, неплохо изученных, тоже засветился новыми смыслами (особенно я бы тут выделил анализ режиссеров- семидесятников„в частности, А. Васильева и М. Левитина, а также режиссеров- постмодернистов, где особенно показался важным анализ творчества н взглядов К.

Богомолова). Теоретическая значимость полученных результатов, в целом, уже ясна из выше сказанного. Но хочется к этому добавить несколько моментов. «Культурно-циклический» подход (в сочетании с тонким культур-контекстуальным подходом, включившим театральную культуру в более широкий, в основном духовно-культурный контекст (философия, эстетика, литература, отчасти политическое и даже, что важно, обыденное сознание), герменевтическим анализом творчества видных режиссеров, огромной театроведческой эрудицией и аналитической культурой автора позволилн не только по~~~~~у, но весьма Культурно актуально, я бы даже п~зв~~~л себе ~к~~ат~ — злободн~~~о, проблематнзнровать, понять-интерпретировать и оценить (не всегда бесспорно, но авторски самостоятельно и интересно) и всю историю режиссуры указанного периода, н ее самых значительных «персонажей».

При этом — еще момент значимости — через театральную культуру и ее проблемы и свершения, успехи н утраты — мы видим в работе П.Б. Богдановой образ напряженно существующей, меняющейся, стоящей ныне на историческом распутье российской культуры как целого и, что не менее важно, самой России, Диссертация Богдановой трезво и чутко «разомкнута» в проблемную неопределенность нашего социокультурного будущего.

А это ведь ие только теоретически, но н практически, с точки зрения идеологии, культурной политики н всей системы управления социокультурным развитием страны крайне важно! «Корпоративная» (театрально-культурная, куда следует также добавить педагогическую значимость для подготовки режиссеров„других профессионалов театра, театроведов) практическая значимость труда П.Богдановой, таким Образом, органично переходит в «системную» для нашей страны практическую значимость ее мыслеЙ, идей, ~ы~~д~~.

Но я считаю важным отдельно выделить иреатиаиа-стимулируюи(ую зиачимосяь диссертации П.Б. Богдановой для нашей науки. Применив нечастую и не слишком разработанную у нас методоло~ию историко-культурных пи~до~ н дово~ьно решительно, предельно ясно и честно интерпретировав ее по-своему, диссертантка обнажила целый ряд важных, сложных и пока далеких от решения проблем теории культуры и исторической культурологии. Она дает хороший повод и стимул для творческой мысли, для научной дискуссии, для развития метОдологии и теории культурологической науки, основнык ее субдисцнплин. Мне кажется, это придает работе Богдановой не только особый творческий шарм, но и дополнительную научную ценность.

А лично мне позволяет включиться в дискуссию по ряду моментов концепции П.Б. Богдановой. Замечании по дискуссионным моментам диссертации П.Б. Богдановой. Здесь я должен повторить, что во многом они вызваны неразработанностью и сложностью методологических и теоретических проблем, поднятых в диссертации, но, наверно, прежде всего, проблемностью и противоречивостью нашей социокультурной реальности всего взятого для анализа исторического периода. И я не берусь утверждать, что мои суждения вернее обсуждаемых мной взглядов и позиций диссертантки.

Но живая творческая работа Полины Борисовны взывает к обмену мнениями и товарищеской дискуссии, Мне кажется, что в работе П.Б. Богдановой, часто вполне сознательно, а иногда невольно, «выпрямля>отея»„ а, значит, упрощаются представления о сложной социокультурной реальности. Я вижу такое упрощение в ряде (более или менее) существенных случаев. Вот примеры, 1. Начну с немаловажного вопроса употрсолясмой терминологии„за которой ведь как раз реалии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее