Языковое выражение иронии в произведениях, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Языковое выражение иронии в произведениях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Ирония является следствием критического отношения автора ктому или иному предмету или явлению. Ее характеризует интеллектуальность иутонченность.В лингвистическом аспекте имеет смысл говорить об ироническоймодальностикакразновидностисубъективноймодальности.Важнойособенностью иронической модальности является наличие двух полярныхоценок одного предмета или явлении в рамках одного отрезка речи. Данныеоценкипредставляютсобойэксплицитныйиимплицитныйпланыиронического высказывания.
Для выявления имплицитной информацииключевую роль играют разного уровня контексты: горизонтальные ивертикальные. С точки зрения зависимости от контекста, выделяется ирония21языковая, речевая и индивидуально-авторская. Являясь высшим проявлениемречевой иронии, индивидуально-авторская ирония имеет художественнуюфункцию и занимает особое место в идейно-образной структуре произведения.Чем шире контекст, необходимый для декодирования иронии, тем ирониясложнее. Яыковыми предпосылками для формирования двух оценок в языковойединице является их способность к энантиосемии и экспрессивности.Не сужая само многоаспектное и многоплановое понятие иронии лишь дориторическогоприема,представляетсяцелесообразнымрассматриватьязыковые средства ее выражения, основываясь на терминологическом аппаратериторики, так как, во-первых, именно в данной науке зародилось понятиеиронии, во-вторых, именно риторика впервые разработала понятия типичныхсредств образного оформления мысли (тропов и фигур речи), которыевпоследствиибылизаимствованыдругиминауками.Разнообразныериторические приемы (тропы и фигуры) способны выражать иронию в тексте.Этосвязаностакойихособенностью,какдвуплановость.Даннаяхарактеристика позволяет зашифровывать в них имплицитную ироническуюинформацию, которая впоследствии раскрывается в контексте.
Также вфункциональном плане фигуры и тропы характеризуются декоративностью иэкспрессивностью и способны передавать авторскую, в нашем случае,ироническую позицию писателя.Механизм выражения иронии у риторических приемов может быть чистолексическийилилексико-синтаксический.Чистолексическийспособприменяют все тропы. Он основывается на том, что на уровне предметнологическогозначениясловареферентиденотатвконтекстепротивопоставляются. На уровне стилистического значения слова происходитсменаконнотациисположительнойнаотрицательную.Лексико-синтаксический способ образования иронии применяют все фигуры речи.
Принем лексическое наполнение конструкции поддерживается теми или инымисвойствами синтаксических конструкций (перечислительных рядов, вставныхпредложений, конструкции несобственно-прямой речи и т.д.) При этом фигуры22выделения при выражении иронии демонстрируют большую зависимость отлексического наполнения своих компонентов, чем фигуры диалогизма.При анализе языковых средств выражения иронии Эсы де Кейроша быливыявлены следующие закономерности:Явноеколичественноеикачественноепреимуществофигур,выражающих иронию, над тропами, что связано с их более сложным игибким механизмом, позволяющим передать больший спектр оттенков ичувств.
Фигуры в два раза преобладают над тропами количественно и,безусловно, являются более разнообразными и оригинальными впроизведениях Эсы де Кейроша. Тропы же, напротив, используютсягораздо реже и не отличаются оригинальностью.Как в тропах, так и фигурах наблюдается авторская тенденция киспользованию большого количества дескриптивной лексики, что связаносо склонностью реалиста Эсы де Кейроша видеть мир через предметы. Атакже к использованию большого количества религиозной лексики. Этообъясняется тем, что католическая церковь была одним из основныхобъектов иронии автора.У Эсы де Кейроша наблюдается явная динамика развития языковыхсредств выражения иронии от реалистических романов к произведениямпоследнего периода творчества.
Выявлены следующие тенденции: Заметноувеличиваетсяобщаяплотностьметалогическихсредстввыражения иронии на единицу текста; Как тропы, так и фигуры становятся более многообразными икомплексными; Все риторические приемы отличаются большей экспрессивностью, растетколичество эмоционально-оценочной лексики.Данная динамика развития объясняется общей тенденцией авторадистанцироваться от объектов своей иронии и «скрывать» себя от читателяв реалистических романах и, наоборот, приобщаться к объекту своейиронии и быть открытым читателю в произведениях последнего периодатворчества.23Приложениепредставляетсобойкраткуюхарактеристикутворчества Эсы де Кейроша с фокусом на мировоззренческой позиции иобъектах иронии автора.Основные положения диссертации отражены в следующихпубликациях:1.
Печенихина Е.А. Лексические средства выражения иронии у Эсы деКейроша// Вестник Московского Университета. Серия 9: Филология.№4. М., 2008. С.140-147.2. Печенихина Е.А. Риторические средства выражения иронии у Эсы деКейроша// Актуальные проблемы современной иберо-романистики: Тезисыконференции.
– М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 – с.48-493. Печенихина Е.А. Риторические фигуры как средство выражения иронии уЭсы де Кейроша// Актуальные проблемы современной иберо-романистики.Сборник статей: Вып.4 – М., 2007. С. 141-147.4. Печенихина Е.А. Лексические средства выражения иронии у Эсы деКейроша// VI Степановские чтения. Язык и культура. На материалеромано-германскихивосточныхязыков:Материалыдокладовисообщений Международной конференции. – М.:РУДН, 2007.
– с.264-266.5. Печенихина Е.А. Тропы как средство выражения иронии у Эсы деКейроша// Филологические науки в МГИМО: Сборник науч. Трудов. - №31(46) – М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. С. 76-856. ПеченихинаЕ.А.КпроблемеироническогоОбъединенный научный журнал. № 5, 2010.
С. 16-1924смыслообразования//.