Отзыв ведущей организации (сост. Соколова Е. В.) (Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Соколова Е. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна, документы. PDF-файл из архива "Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
«Утверждаю» ~(иректор"ФАУН ИНИОН РАН - академик,РАН Ю.С. 11ивоваров '::<~, ':4>,'.-' "',: 4 ",-Ы',: '- 2014 г. ~~~~~~'~р-ф ~ Я~ф~ ОТЗЫВ ведущей организации о диссертации Лебедевой Юлии Николаевны на тему «Феномен бюргерства и повествовательный метод Томаса Манна», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 — «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литература)». В своей диссертации Ю.Н. Лебедева обращается к творчеству немецкого писателя Томаса Манна (1875-1955), лауреата Нобелевской премии по литературе (1929).
Сосредоточив внимание, главным образом, на творческом методе писателя, его повествовательных стратегиях, диссертантка ставит целью проанализировать, как социально-культурный контекст немецкого бюргерства, — среды, из которой происходит писатель, — проявляется в повествовательных структурах его романов. К настоящему времени творчество Томаса Манна основательно и с разных сторон изучено в многочисленных трудах немецкоязычных исследователей, имеется и целый ряд значительных работ о нем, написанных русскими учеными (С.К. Аптом, В.Г. Адмони, Н.С. Павловой и другими). Тем не менее, ракурс, предложенный диссертанткой, представляется новым и заслуживающим внимания — особенно в свете современных тенденций к междисциплинарности подходов. Ю.Н. Лебедева рассматривает всевозможные преломления социально- культурного феномена «бюргерства», каким оно сложилось в Германии к концу Х1Х в., в художественной реальности манновского текста, в первую очередь, на материале его первого романа «Будденброки» (1901), а также— последовавших за ним «Волшебной горы» (1924) и «Записок Феликса Круля» (1913, 1950 — 1954), так и не завершенных.
Широко привлекая тексты писателя, наброски, письма, другие архивные документы, и, в первую очередь, семейную хронику, так называемую «библию» Маннов, диссертантка обнаруживает проявления «бюргерской сущности» не только в способах осмысления писателем действительности, отбора и обработки им фактического материала, но и в художественной ткани произведений. Так, на уровне стиля и языка она выявляет повествовательные структуры, которые восходят к устойчивым характеристикам «бюргерского мировосприятия». Убедительно и последовательно эта работа проделана в первой главе диссертационного исследования («Бюргерская "форма жизни" в структуре романа "Будденброки" ») на материале романа «Будденброки».
Показано„ что именно семейные документы Маннов служат писателю источником персонажей, их характеров, отношений между ними, и даже происходящих в романе событий. Основными вехами событийности в романе остаются рождения, крестины, начало профессиональной деятельности, свадьбы, болезни и смерти, как и в бюргерских семейных хрониках.
Это обеспечивает четкую структуризацию сюжета, с самого начала подразумевающую некую «норму», хотя впоследствии именно отклонение от «нормы», нарастающее к концу произведения, задает динамику повествования о «гибели одного семейства». «Нормой в романе становится несколько схематизированная по сравнению с историческими документами семьи Манн бюргерская "форма жизни"», — считает исследовательница (с. 173). Но благодаря фигурирующей в тексте семейной книге Будденброков, с которой, как подчеркивает Ю.Н. Лебедева, связаны несколько ключевых эпизодов романа, сама норма постоянно подвергается рефлексии.
В эпизодах, связанных с семейной книгой, намечается смена повествовательной стратегии: семейная хроника как тип повествования перестает определять романный нарратив, хотя и не утрачивает полностью структурирующей роли. Помимо структурных параллелей с семейной хроникой Маннов Ю.Н. Лебедева отмечает также и стилистические. Она говорит даже о заимствованиях и аргументированно утверждает, что «бюргерский речевой габитус» играет в "Будденброках" определяющую роль, и это объясняется не только предметом изображения (бюргерское семейство), но и симпатией автора к своим персонажам — представителям бюргерского сословия, социально-культурный диапазон которого очеень широк.
В романе широкий охват бюргерства раскрывается, в частности, через спектр речевых стилей различных персонажей: диссертантка уделяет особое внимание роли нижненемецкого диалекта и французских заимствований в речевом поведении манновских персонажей, принадлежащих к разным поколениям. Во второй главе диссертации исследуется роль «бюргерского начала» в структуре романов «Признания авантюриста Феликса Круля» и «Волшебная гора» (она оказывается сходной), а затем внимание исследовательницы сосредотачивается на втором из названных произведений с целью выявления в нем «бюргерской» формы на уровне повествования.
Эта глава, хотя и содержит много интересных наблюдений, представляется, к сожалению, менее продуманной и хуже структурированной 1в том числе и логически), чем первая, — что проявляется также и на стилистическом уровне. Расплывчатые, неясные, местами неуклюжие формулировки порой затрудняют восприятие текста (например, «Повествователь в "Волшебной горе" вступает в особые отношения не только с читателем, но и с персонажами», с. 150; «Это преодоление происходит как в теоретических размышлениях напоминающего своим видом монаха Кроковского, так и в действиях его пациентов», с.
148; «с жадным вниманием внимающих лекции о любви», с. 147; «Фокус сосредотачивается не на юношеском облике, а на притягательной распущенности героини», с. 152). Впрочем, наличие стилистических огрехов в каком-то смысле может рассматриваться как «оборотная сторона» очевидного достоинства диссертации — глубокой проработки Ю.Н. Лебедевой огромного массива исследований о творчестве Томаса Манна на немецком языке. Погруженность в серьезный и разнообразный немецкоязычный материал, вероятно, повлияла на ощущение родного языка и сказалась на стиле исследовательницы. Библиография к работе содержит более 270 наименований и наряду с текстами Томаса Манна и исследованиями его творчества включает труды по истории бюргерской культуры, работы философов и социологов.
Многочисленные постраничные ссылки значительно обогащают диссертацию, сообщая ей дополнительное измерение: с их помощью автору удается развернуть параллельный информационно-аналитический пласт, не нарушая логики изложения. Полезный инструментарий диссертантка находит в работах П. Бурдье (теория литературного поля, понятие габитуса) и с его помощью осуществляет попытку социокультурного подхода к изучению воздействия бюргерского контекста на художественный текст произведений Томаса Манна. Опора на идеи П.
Бурдье позволяет взглянуть на исследуемый феномен «бюргерства» как на единую социально-экономическую и одновременно культурно-психологическую реальность и оценить роль, которую эта реальность играла в Европе Х1Х в. В подобной перспективе данное диссертационное исследование представляет интерес не только для литературоведов, но и для психологов, и социологов, поскольку открывает возможности привлечения актуальных художественных текстов в качестве дополнительного источника диагностического материала, отражающего текущее состояние личности или общества. С этой точки зрения плодотворным кажется также опыт применения в диссертации элементов структурно-стилистического анализа и психологически ориентированных подходов. К сожалению, вне поля зрения исследовательницы остались идеи К.Г.Юнга о постижении проявлений бессознательного через анализ художественных произведений в свете архетипов.
Ограничив себя парадигмой классического психоанализа, диссертантка отказалась от многообещающих возможностей (впрочем, вполне обоснованно в рамках данного исследования), и тем самым несколько затруднила себе выход к трансцендентному измерению, вне которого едва ли мыслимо глубокое понимание романа «Волшебная гора» как художественного целого. Тем не менее, анализ «процесса претворения бюргерского социально- культурного контекста в повествовательные структуры в романах Томаса Манна, прежде всего в "Будденброках" » (с. 19), заявленный целью диссертации, несомненно, осуществлен. Ю.Н.
Лебедева проявила широкую научную эрудицию, способность анализировать текст, видеть явление с разных сторон и его место в общей картине. Диссертационное исследование Ю.Н. Лебедевой "Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна" содержательно и богато идеями, в нем предложены подходы, помогающие глубже понять разнообразные явления современной культуры. Исследование обладает новизной и научной ценностью, характеризуется независимостью суждений, соответствует требованиям и. 9.10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» и является научно-квалификационной работой, содержащей решение задачи, важной для соответствующей области гуманитарного знания, а его автор заслуживает присуждения искомой ученой степени. Содержание работы адекватно отражено в автореферате. Отзыв составлен научным сотрудником Отдела литературоведения, кандидатом филологических наук Е.В.
Соколовой, обсужден и утвержден на заседании Отдела литературоведения (протокол № 11 от 30.12.2014). 3ав. Отделом литературоведения ИНИОН РАН, кандидат филологических наук /Е.А. Цурганова! 30 декабря 2014 г. Сведения об официальном оппоненте: ФИО: Соколова Елизавета Всеволодовна Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, звания нет Должность: научный сотрудник Отдела литературоведения Место работы: ИНИОН РАН Адрес места работы: 117418 г. Москва, Нахимовский проспект 51 / 21 Телефон: (495) 120-44-18 Епзан': 1гха1с2000®та11.гп 1. Соколова Е.В. «Освоение прошлого» через расширение автобиографического дискурса: П.
Шнайдер «Возлюбленные моей матери» и П. Лео «Вода и почва» // Метаморфозы жанра в современной литературе: Сб. науч. тр.» / РАН ИНИОНю Центр научно-информ. исслед. Отд. литературоведения / Отв. Ред. Соколова Е.В. Сост.: Пахсарьян Н.Т., Ревякина А.А. — М., 2014. — (сер.