Отзыв официального оппонента (авт. Купченко Т. А.) (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Купченко Т. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина), документы. PDF-файл из архива "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
о диссертацмй Гуань Лмньлн кТрагнческое в русской литературе ХХ века (на материале повестей 6. Лавренева, 6. быкова» 6. Распутина~» представленной Йа соискание ученой степени кандидата филол«ийческнх наук по специальности Ю.01,бб-теорил литературы, ТФКСТОЛОГИЯ, Диссертацнл Гуань Лмньли посвлщена Важнейшей длл русскоК и мировой лмтературы ХХ Века проблеме трагического. Зародившись 6 русл6 древнейшего жанра литературы— трагедии трагическое проникло на террйтОРИШ смежных родОВ й жанров литературы, Если трагедия уже к ЛОздйФму Просвещению начала исчФзать, и Йа перв06 место вышел жанр буржуазной драмы„трагическое ощержанйе не исчезало из литературы.
Наоборот, оно проникало м в роман, и в повесть, и в мещанскуш драму ~КГрозах Островского). Тем самым углублкпось понимание значенмв трагического в жмзнм человека. К рубежу Х«Х-ХХ веков само существованме человека а мире, в мира без богов, мыслилось как изначально трагическое. А катастрофы ХХ вака, Дегуманизацйл йспзрий лйшь упрочилй зго ощущение. Грагйческое получает новое, 6ЩФ небывалое Осмысление В литературе и философий зтого периода, когда на место человека» личности заступахл" ма«сы» а личное счастъ6» судьба Оказывает«л ничем пер6Д жернО6ами истории. Важно» что йсторйк зта больш6 не мыслйтсл как что то сверхличное» независиь«ое От Воли челов6ка. Напротив» Выноситсл задача перекранванйк мйрз и истории, внутреннего облйка человека а зависимостй От утопических идей — коммунистических й фашистских. Человеку предстоит занОВО отстаивать св«хо свободу» зайОВО понимать» чтО зто тако6, занОВО Выстраивать саОФ понимание мира и собственного места а нем.
Задача РВССМОТРФТЬ ктра«йческоех В диССертацИОНЙОМ йсслвд«жанни ТВКИМ ОбраЗОМ Означает «»6ращейие к стрежневым Вопросам фип«кофий Щхнвлого века м лйтературы» которал вырабатьаапа пути нового осмысленив и Отражении зтоК небышшОК до снх пор в истории человечества сйтуацми, Днссертацмк, написаннак а начале следующего столетнл, имеет 6Озможность Осмыслить зти философские и теоретические проблемы с Дистанции, более глубоко и взвешено„чем зго делалось современной атой литературе крмтйкоб и литературоведением. Работа состоит из Введенил и двух глав. Первав глава теоретическал.
Она назывветсл кйсторйл станоаленйп понктик ""трагическое'"ж Гуань Лййьлй очень подробно раскрывает содеркшнйе категорий ктрагйческого»» а разные зпохи, начинал с античности до наших дней, подробно рассматривал измененик, которые претерпевало зто понкп«Ф. 6 работе подробно анализйрушгся работы Дрйстотеля» Лодовйко Кастельветро» Корйеля й Рзсйна, Буало» Дидро и Лессинга„Шиллера, Гегелк, Чернышевского, Шопенгаузра, Ницше, Кьеркегора, В итоге диссертантка приходйт к Выводу, что наиболее целесООбрззным Является КГйрокое понимзннФ трагического, которое связыйзется НФ с определенным жанром, кно и с п06ествовзтельнымй текстамн, Главным образом повестями и рассказами, посвецвнным опмсанням жизни "мучеников" тоталитарных условий бытияь (подход И.Волковой Г (С.ЗВГ.
А также рассмотрение трагического через нерззреГиммые противоречий, НзиболФФ трагическими прн атом прйзнзкГтсй такие протнворечйй внутри сознания Одного человека, В качестве наиболее близкого длй себя подхода диссертантка выбирает прмнципы Г.Н. Поспелова. К СОЖЗЛЕНИЮ, В ВТОЙ ГЛЗВЕ ЧЗСТО ГЛЗВФНСТЗУФТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОНИМЗНИЙ псетнки й мстормй лмтературы. Например, цитата из работы М.А, Лазаревой на С,$5: кособое значение трагедий зпохн Возрождений ззключаетсй В том, что Она проникла не только 6 реальное сОотнОшение феодальных и антифеодальных сил 'ТОГО Времени, ЙО стихийно уловилз ту чисто буржуазную тенденцию в антмфеодальном движении, которая, разлагай старый, фещзльный мнр, привнесла В него свои, еще более бесчеловечные нравственные прййцйпыж Такого роДВ сужДФнйй встречаются неоднократно, Хочетсй подчеркнуть, что соцйзлогнческмй подход к истории литературы очень сужав предМФТ исследования, Оставляй зз бортом более глубокме, фйлософские размышления ХУДОЖНИК06.
Вторзй Глава КТрзгйческйе аспекты жизни В трактовке русских советских пйсателей 2О-х й 7О-х пщов ХХ векзэ посвжценз конкретному анализу пронзведенйй с тачки зрения трагического. Материалом для исследований выбраны произавдения Бориса Лавренева КИЗХЗ„Василя Быкова ЧСотниковз н кбтуманеь, Валентина Распутина КЖнвн и помнив. Это произведений О грзхщанской и Второй мировой войне, Особенностью работы является опора нз конкретно-исторические ситуации„выбраны произведений, нзпйсзнны6 а резлистическОм ключе. Трагическое рассмзтрнвзетсй В аспекте материала~ созданного жизнью, здесь чзстО нет места условному, философскому ПОЙимзнию трагического, онтологическому измерению зтого аспекта бытий.
к,длй конкретного анализа выбраны несколько произведений, воссоздающих трагмческие аспекты жизни людей нз территормм Совегсжого Сокеа в разные периоды его существования, з именно е 2О.Ф и 4О-е годь| ХХ века. Этот выбор мотивирован тем„что в указанное время страна переживала особенно трудные и тюкелые обстоятельства, которые не могли не прмвлечь внймзнйе художййков й не Отрззнтьсл в лиГарзтурез (С.4О). В атом й сила, й некоторзй слабость работы, Сосредоточенность нз реальности событий, на том, что их сощалз жизнь, п036олйет сфокусйрсжзться на конкретно исторической реальности~ нз историй страны, на морально-нраастГенном ракурсе былин, Н хотя з анализе не уделено анйманий катарсису (3 зто и не Является предметом рабсггы, В теоретическОЙ Главе зто понятие рассмотрено)» понятно» что читатель пережив его, мо~е~ определиться в душе с теми склонмостямй» которые сукюствуют Внутри него — Героическими й обыаательскймй, высокимй й шкурнымй интересами, Так, Гуань Линьлй пишет: КВ атом плане Очень показательным Оказалось сопоставление двух типов Героев — верных нравственному долгу й лишенных такой верности и сеабочемных мыслью о собственном спасении в зкстремзльмых Обстоятельствах» кспорыа можно назвать зкзйстенцйзльмымй.
При атом оказалось» что а жйзнй «трзмы преобладзлй люди Геройкс»-трагического плана.,ь (С. 114). В атом пролвлкетсн ОтмОшемйе к искусству литературы кзк к чему"тО прйклздмскку и В тоже Времл очень Гуманному, Обрак»)ейному к человеку й его внутренним проблемам. И хотя а конце второй Главы, посвлщенной анализу произведений, й в финале каждого параграфа с разбором текстов каждого автора» Делзетск ОБЩйй вывод Об зкзйстемцмальнОМ мироощущений автора и Героев, преимущественно подход диссертанта остается социально-критическим, реалистическим, Тем не м~~~~ такой подход предстзеялетск надостзточным, И философия» и теория науки в ХХ Веке ОбрзЩемы к 6Олее Глобальным Вопросам й челОвек рассмзтрйваетсл нз перекрестке ме пОДВлзстмых ВГО сознанию психических )психоанализ» бессознзтельнОВ) и онтолжических процессов (нелинейные законы физики для озерхмзлых и больших Величин), Например, рассмзтрйвземак затором диссертаций повесть Бориса Лавренева »»И4»»»» с ваеДенмым В мее мировоззренческим конфликтом махру любЯЩими люДьми, приводЯЩнм к тому, что Героиня убмваат возлюбленного, зто, с одной стороны, попьпка осмысления писателем революционного конфликта В России между краснымй и белыми Гю своей серьезности и накалу страстей кзк пснтй знтичнОГО, й В том проявляетск Выполнение Лавреневым иЩйзльнОЙ задачи, которую Ом ставит перед СО6ОЙ как советский писатель.
Диссертант останавливаетсн на анализе первоЙ части зтого конфликта, пйхологйческой. И очень подробно й тщательно, с великолепным знанием суЩествуюЩМХ йсслеДоазнйй анализирует его. НО есть и ВЩВ ОДМВ сторона зтого произведенйн. Сейчас мы вйдйм, чтй подлймно трагическим здесь является сйтузцйя ГрзждамскоЙ ВОЙны» когда представители Одного народа убйВзют Друг Друга» ситуаций Гибели культуры (стихи Мзрктгкй)» Отказ й меГзтивйзм пО Отновгемйю к собственному прошлому.
В настОЯЩее время зтот аспект конфликта более актуален. Примерно так же обстоит дело и с Й Мировой зайной, которая назыазетая исключительно Великой Отечественной, Тем самым создватск йскусственнан локальность ситуаций и Осмысления атой периода. В похожйх уойхзйях Оказывзлйсь й люди драгих стран В зту зпоху. русская литература„показывал человека в трагический момент выбора между жизнью й смертью» Геройством й предательством, Вносит саОЙ Вклад В осмысление проблемы человека нз краю» актуальным Длн мировой литературы зтого Времени. Необходимо зтот ракурс также йметь в виду* безвыходной сйтузцйи й с ~~~й~ом Щ«едзтеля оказывается Рыбак.
Игра» возможная й ничуть не преступная в обычной жизни„становится Гибельной в пороговой ситуации. Очень Важно» что Гузнь Линьли пошла Дальше» й прознзлизироазлз 6 рзб«гге позДнюю повесть Быкова КВ тумане». В ней как рзз ясно показан зкзнстенциальный характер ТРЗГНЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ МИРЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВИЙЬ$ И ПРЕДВЗЯТОСТЬ И ОГрзййченносп» людскоГО суда» з шире — слеюты человека.
Кзк рзз писатель поднимается нзд Щюбламзмй актуального ему чистО сО6етского ЙОДхОДи к проблеме ситуации Войны. Ситуации Геройства/предательства Вь«является не столько через мотивы нрзвста6ЙЙОГО характера, сколько с помощью мотивов случайного характера аикы, взаимодействия человека с судьбой, возникает мотив человека как жертвы, абсурдности бытия, А сзмз снтузцня Войны, сп$ль Щювзвой н беспрецендентнОЙ ПО жертвам» оказывается» пусть и Вз»«ной, йо исторической декорацией к Ойтологйческйм щюблемвм всегда стоящим ПЕРЕД ЧЕЛО6ЕКОМ, В«н«6ще, психолоп«ческий анализ состояния героев„мотивов их пос«упков, йх нравственных качеств — сильная стЩюнз рзб«ггы.
Сталкивая мнения рззйь«х исследйазтелей» От советских» современных заторам «хятерзтурйь«х ЩюйзаеДеййй работ» до йсследовзннй йзстоящего аременй, затору диссертаций удается Основательно прознзяизйровзть содержзйие Вь«браннь«х текстт$В йменйо в аспекте трап«ческого. Проблематика повес«и Взлейтийз Рзспутййз КЖНЗИ й помни» также построена Вокруг Щ«облемы предательства, Тблькб зтот писатель Осмысляет 66 В аспекте памяти О собс«венных корнях, перед землей, перед людьми. И хотя речь идет о родной Деревне, Односельчанах, Герой Оказывается йз зкзйстейцйзльйом ярос«оре ис«орйческой пзмятй, Он Отз6чзет зз саОН пос$ упки не тОлько Г«еред людьми» знакомыми с Детства» но и перед своймй й йх предкзмн.