Отзыв официального оппонента (авт. Н. А. Литвиненко) (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Н. А. Литвиненко)" внутри архива находится в следующих папках: Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи), документы. PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв о дисси тАции Макаровой Полины Александровны «Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики ~Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д'Оревийи)», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10. 01. 03 — Литература народов стран зарубежья (французская литература) Диссертация П.А.
Макаровой посвящена актуальной проблематике, затрагивающей различные аспекты исследуемого историко-литературного материала, в частности, типологии и взаимодействия жанров, эстетических систем„ уровней литературы. Французский романтический исторический роман 1840-1850-х гг. исследуется в контексте и в связи с недостаточно изученной проблемой становления во французской литературе. популярной беллетристики. П.А. Макарова успешно реализовала поставленную цель — выявила характерные черты французского исторического романа середины Х1Х века, приемы, используемые писателями для отображения истории., проследила, как в поэтике жанра исторического романа этого периода зарождаются и развиваются черты! 1йегашге рори1а1ге. Структура работы продуманная, максимально благоприятствует реализации замысла.
Постановка проблемы, теоретическое обоснование методики и методологии исследования предваряют три главы, каждая из которых посвящена анализу конкретного романа — «Жан Кавалье, или фанатики Севенн» (Зеип Са~айег ои!ез~апагцпеи Ыею Се~еллею, 1840) Э. Сю, с<Дочь регента» (Упе у7Пе Ыи Кедепг, 1845) А. Дюма и «Одержимая» ~Х, Ьпюгсе1ее, 1855) Ж.
А. Барбе д'Оревии*и. При достаточной известности названных писательских имен исследуемый диссертанткой материал мало изучен. «Дочь регента» Дюма не привлекала специального внимание ученых, роман 3. Сю в указанном аспекте тоже изучен только в отдельных аспектах, а «Одерх<имая» Ж. Барбе д'Оревийи и вовсе автором диссертации впервые введена в литературоведческий контекст в нашей стране.
Последнее тем более важно, что не только этот роман, но и творчество Ж. Барбе д'Оревийи по существу остается на периферии исследовательского внимания в отечественной науке. А сама проблема связи исторического романа 1840-1850-х гг. с проблемами становления и развития беллетристики безусловно значима для отечественной и для французской науки, остается научно востребованной, актуальной Особенным достоинством работы является серьезная научная рефлексия над терминологическим аппаратом, лежащим в основе исследования, соответственно — над теми проблемами, которые определяют подход и интерпретацию материала.
Со ссылкой на отечественные и французские научные и справочные издания, в том числе посвященные историческому роману, П.А. Макарова дифференцирует понятия «популярная литература», «массовая литература», «популярная беллетристика», «паралитература», «гкап рорц1а1ге», убедительно мотивируя свой подход, верно усматривая в готическом романе одного из предшественников популярной беллетристики. По обилию привлекаемого материала и затронутому в этой связи кругу проблем этот раздел имеет самостоятельную ценность.
П.А. Макарова рассматривает существующие в литературоведении разнообразные определения жанра исторического романа, прослеживает стадии становления историзма как фактора философско-эстетических и художественных исканий доромантической и романтической эпох (Кант, Гегель, Гердер, Шеллинг; д'Юрфе, Мадам де Лафайет, Прево, разнообразные произведения мемуарного жанра), прослеживает стадии развития собственно исторического романа, преемственные связи исторической романистики Х1Х века с наследием Вальтера Скотта.
П.А. Макарова исследует специфику историзма романов Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д'Оревийи, анализирует особенности используемых ими приемов романического и романтического, психологизма, связанного с поэтикой романа-фельетона, готической традицией, процессами мифологизации. Трудно отдать предпочтение той или иной аналитической главе, поскольку каждая из них отличается глубиной проникновения в авторский замысел, художественный мир романов, отличается точностью и убедительностью аргументации, Работа строится на обширном историко-литературном материале, с опорой на серьезные труды отечественных и зарубежных ученых, с привлечением разнообразного социокультурного материала, в том числе развития прессы в 1840-1850-е гг., уточняющего и объясняющего процессы становления и развития популярной беллетристики и, в частности, исторического романа.
Социокультурный и исторический материал позволяет исследователю показать специфику отбора и интерпретации фактов в каждом из романов, фокусировки сюжетных коллизий, специфику тех законов «правдоподобия», которые легли в основу поэтики исследуемых произведений, ориентации на читательскую аудиторию, на увлекательность.
Диссертант не выстраивает свою концепцию на основе оценочной парадигмы, не рассматривает разновидности и поэтику исследуемых произведений с точки зрения жанровой или эстетической иерархии или некоего даже условно очерченного жанрового канона. Романы исследуются с точки зрения их жанровой поэтики, в связях с традициями Вальтера Скотта, исторической романистикой Франции предшествующего этапа, хотя возникает вопрос, стоит ли исторические романы Виньи, Мериме, Бальзака относить к ранней стадии развития жанра. Важен и продуктивен анализ, который позволяет увидеть самый «механизм» формирования — на уровне поэтики, системы образов и приемов — популярной литературы Х1Х в.
Интересный аспект сопоставления возникает при сопоставлении особенностей трактовки того или иного материала в исторической романистике ХХ века (в частности, у Шаброля). Автор диссертации обнаруживает и подчеркивает разнообразие связей между синхронно и последовательно возникающими модификациями жанра, с точки зрения особенностей историзации и историзма, специфики романического — использования приемов построения сюжета; определяет своеобразие нового этапа в развитии исторического романа, убедительно доказывая, что «присутствие элементов популярной беллетристики, «массового» в структуре жанра, органично сплетаясь с традиционными чертами, способствует эволюции исторического романа, его актуализации, адаптации к новым условиям существования и не выводят произведения этого периода из жанровых рамок исторического романа» (с. 180).
Замечания носят частный характер. Возможно, следовало связать стадии развития жанра со стадией и спецификой развития романтизма во Франции Х1Х века — романтического и неромаитического романа, уточнить, как эстетическая неоднородность или переходность сказывается на специфике используемых в популярной беллетристике жанровых клише. Однако, очевидно, что указанный аспект не входил в основную задачу исследования, и его можно рассматривать как пожелание для дальнейшей работы над материалом. Частное замечание: исторических романистов эпохи «битвы за романтизм» П.А. Макарова относит к раннему этапу становления исторического романа.
Слово «ранний», кроме временного обозначения— предшествующий чему-то, сохраняет семантический оттенок недостаточной зрелости. Возможно, следовало бы к раннему этапу отнести Шатобриана, и действительно раннего Гюго (автора «Гана Исландца»), тогда как Виньи, Мериме, Бальзака, Гюго «Собора Парижской богоматери» вЂ” все-таки отнести к зрелой стадии развития жанра. Не совсем верной представляется мысль о том, что исследователи изучают А. Дюма с точки зрения правды и вымысла в его романах, не уделяя внимания присутствию в них «массового элемента», наличию приемов создания увлекательности (с.
45). Поэтику массовой — популярной литературы Х1Х века во Франции ХХ века изучали, в первую очередь, с опорой на романистику Э. Сю и А. Дюма, хотя, возможно, автор диссертации не совсем не прав, когда полагает, что внимание к этому аспекту произведений писателя остается все-таки недостаточным. Библиографический список раздела «Литература об историческом романе как жанре» включает издания, посвященные поэтике массовой литературы, по-видимому, надо было озаглавить данный раздел с учетом этого материала. Диссертационное исследование отличается научной зрелостью и новизной — и с точки зрения предмета изучения, и с точки зрения концептуального подхода к материалу.
Предложенный в диссертации подход к изучению процессов становления и дифференциации явлений массовой и популярной беллетристики может быть использован в осмыслении сходных эстетических феноменов, явлений литературы «переходного» периода последующих эпох. Публикации и автореферат П.А. Макаровой полностью отражают содержание работы. Диссертация П.А. Макаровой соответствует п. 9,10 Положения о присуждении ученых степеней и является научно квалификационной работой, в которой содержится решение проблем, имеющих существенное значение для литературоведения.
Доктор филологических наук, Профессор //.~ ' /Н.А. Литвиненко/ ~„,'Я ~ч э» ~'с .