Современный русский дискурс моды, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Современный русский дискурс моды", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Проведенноеисследование выявило представления о моде как в профессионально-научном,так и в обыденном типах сознания носителей русской культуры.Практическая значимость. Результаты исследования (включая списоксочетаемости имени МОДА, данный в Приложении) могут быть использованыв общих и специальных курсах и в разработке пособий по лексикологии,лексикографии, лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, а также визучении средств массовой информации и теории моды. Приложение можетслужить основой дальнейшего исследования.Положения, выносимые на защиту.1.
Мода в современной русской культуре является сложным феноменом,требующим многоаспектного изучения: философского, социологического,лингвистического. Дискурс моды складывается из ее языка и ее речей, вкоторых лингвистический акцент ставится на вербализации мировоззрения(идеологии, картины фрагмента мира), являющегося посредником междуиндивидуальной речью и общим для всех языком-кодом.2. Теоретической основой исследования стало то понимание дискурса иконцепта, которое сформулировано Л.О.
Чернейко в ее работах и котороеобосновываетнеобходимостьприменениявлингвокогнитивныхисследованиях терминов «дискурс» и «концепт» и обеспечивает имсемантическое место в ряду таких традиционных лингвистических терминов,как «язык», «речь», «текст», а также «понятие», а именно: «дискурс» – этоинтерсубъективный мировоззренческий посредник между индивидуальнойречью и коллективным языком-кодом; «концепт» – это лингвистическаямодель содержания абстрактных субстантивов, за которыми стоят фрагментыумопостигаемой действительности.
Дискурс любого культурно значимогофеномена есть не что иное, как вербализованные представления о нем, т.е.представления о феномене, сложившиеся (складывающиеся) в социуме инаправляющие как отбор единиц языка (селекцию), так и их сцепление в речи(комбинацию). По отношению к моде можно сказать, что ее дискурс естьвербализованные знания и представления о ней, сложившееся искладывающиеся в интересующихся модой сферах культуры.3. Дискурс моды в СМИ является ключевым для пониманиясовременного русского дискурса моды, поскольку в современном обществе4СМИ являются основным каналом влияния на массовое сознание – наформирование мнения как отдельных его членов, так и всего общества вцелом, то есть на трансляцию идеологии, в случае моды – идеологиипотребления.
Мода по-разному воспринимается представителями различныхсоциальных слоев российского общества. Лингвистический анализ показал,что такой глянцевый журнал, как «Домовой», преподносит моду как одну избазовых витальных ценностей человека – как пищу, еду, поскольку в речах омоде преобладает гастрономический код, тогда как в профессиональной сферемода представлена в виде враждебной человеку силы (преобладает военныйкод – код агрессора).4.
Исследование представлений о моде в различных сферах современнойкультуры показало, что художественную литературу мода как феномен неинтересует. В текстах современных российских писателей большинствоупотреблений субстантива МОДА связано с предложно-падежнымисинтаксемами, а проективные смыслы моды немногочисленны и дублируютсмыслы, составляющие концепт МОДА в СМИ.5. Одежда в русском языке понимается как продолжение тела человека икак его защитная оболочка, упаковка, тем не менее одно понимание непротиворечит другому. Нагота человеческого тела неразрывно связывается содеждой и воспринимается только на фоне одетости, при этом семантическиразличаются причастия-прилагательные НЕОДЕТЫЙ (одежда по какой-либопричине отсутствует, но в норме человек должен быть одет) иОБНАЖЕННЫЙ (одежда отсутствует с определенной целью).
В современномрусском языке происходит перенос предикатов сферы одежды на субстантивыдругих сфер, то есть при вербализации представлений о феноменах, несвязанных с модой и одеждой, активно используется код, который в работеназван «тегименическим».6. В речи носителей русского языка отражены представления о моде какоб изменчивом и массовом явлении, а о вкусе и стиле – как о явленияхстабильных и индивидуальных: вкус мыслится как врожденное чувство,которое дается человеку от природы; стиль человек ищет, создает; моданавязывается ему извне.7.
Как показало исследование, на современном этапе развития русскогоязыка расширяется сфера употребления относительного прилагательногоМОДНЫЙ, что оказывает влияние как на возможности моделированияпроективных смыслов субстантива МОДА, так и на их исчисление.Апробация работы.Основные положения и результаты исследования были изложены вдокладах на Международных научных конференциях «Ломоносов – 2008» и«Ломоносов – 2009» (Москва, 2008; Москва, 2009); на XII Международнойнаучной конференции «Текст. Структура и семантика» (Москва, 2009), а такжена заседании кафедры русского языка филологического факультета МГУ им.М.В.
Ломоносова 23.12.09. По теме диссертации опубликовано 7 научныхработ, в том числе 4 статьи и 3 тезисов.5Композиция работы. Диссертация состоит из «Введения», трех глав,«Заключения», «Библиографии» и «Приложения».В исследовании особое внимание уделено разграничению применяемыхспособов шрифтового выделения сфер означающего и означаемого и ихобоснованию. Предлагаемое разграничение представляется теоретическиоправданным, поскольку за такими, например, конструкциями, как «концептМОДА» (СТИЛЬ, ПРАВДА, ТРУД и др.) и «концепт моды» (стиля, правды,труда) стоят разные понимания сущности концепта как лингвистическогоинструмента.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо «Введении» мотивируется актуальность темы диссертации,раскрываются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость,обосновывается выбор предмета исследования, определяются поставленныецели и задачи, характеризуется изученный материал и его источники,перечисляются применяемые методы, формулируются положения, выносимыена защиту, объясняется специфика шрифтового оформления текста работы.Первая глава «Мода как объект изучения гуманитарныхдисциплин» посвящена обзору статей и монографий, раскрывающихзначимость моды для представителей различных областей гуманитарногознания (философии, социологии, богословия, лингвистики, литературы) иотражающих разнообразие подходов к исследованию этого феномена вистории европейской и российской гуманитарной мысли.
В данной главеизлагается теоретическая база диссертационной работы и анализируютсясемантические отношения лексической триады «тело – нагота – одежда» врусской культуре.Как философская категория мода рассматривается в контекстевзаимоотношений с когнитивно связанными с ней явлениями, такими, каквкус, стиль и одежда. Анализ концепций моды и одежды Ю. Крижанича, А.Смита, И.
Канта, Г.В.Ф. Гегеля, П. Флоренского, Й. Хейзинги, Р. Барта, Ю.Кристевой, Ж. Бодрийяра, М. Элиаде, Ж. Липовецки, Ю.М. Лотмана, М.Эпштейна и Л. Свендсена позволил выявить глубинные причины,обусловливающие возникновение и существование этих явлений с точкизрения философии. В ходе исследования было установлено, что в философскихсочинениях основными смыслами, связываемыми с модой как социальнымфеноменом, являются ‘иррациональность’ (‘спонтанность’, ‘заразительность’),‘изменчивость’(‘цикличность’),‘легковесность’,‘всеохватность’,‘элитарность’, а также ‘непредсказуемость’ и ‘неожиданность’.Следует отметить, что мода – это явление социальное: она, будучирегулятором поведения членов общества, выполняет определенныесоциальные функции и имеет особые механизмы распространения средилюдей.
Поэтому мода является объектом научного внимания именносоциологии. В работах Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Т. Веблена, В.Зомбарта, Г. Блумера, Ч.У. Кинга, Д. Филда, М. Гладвелла, М.И. Килошенко,6А.Б. Гофмана и др. раскрывается специфика научного представления о моде, вкотором первое место занимают следующие смыслы: ‘спонтанность’,‘современность’ (‘кратковременность’), ‘вариативность’, ‘заразительность’,‘массовость’ и ‘неожиданность’.Общие для философского и научного сознания основные смыслы,связанные с сущностью моды, – это ‘спонтанность’, ‘заразительность’ и‘неожиданность’.Внемногочисленныхлингвистическихтекстахотражаетсяпредставление о моде прежде всего как о «заимствованном» феномене врусской культуре (поскольку акцент делается на изучение заимствованнойлексики сферы ‘МОДА’).