Отзыв официального оппонента (авт. Земскова Д. Д.) (Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Земскова Д. Д.)" внутри архива находится в следующих папках: Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века, Документы. PDF-файл из архива "Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официального оппонента на диссертацию Анны Дмитриевны Маглий «Роман о художнике в русской прозе конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века», представленную на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 — Русская литература Актуальность исследования обусловлена обращением к мало изученному литературному материалу концаХХ вЂ” началаХХ1 века, к жанру романа о художнике. В отечественном литературоведении почти нет исследований о данном жанре, не существует целостного подхода к этому явлению.
Показательно, что история жанра прослеживается автором диссертации большей частью по работам иностранных ученых. Однако научное осмысление литературы, на которую направлено внимание А.Д.Маглий, позволяет сделать выводы о картине мира современного человека, что также говорит об актуальности вопроса. А.Д.Маглий пишет: «Как открытия А.
Эйнштейна, 3. Фрейда, К. Юнга, А. Бергсона, П. Лапласа„И. Вернадского повлияли на философию и психологию людей искусства первой половины ХХ века, так и во второй половине ХХ вЂ” начале ХХ1 века научный поиск в различных областях знания, во многом преемственный по отношению к теориям, выдвинутым в начале прошлого столетия, оказывается во внимании романистов (фрейдизм — неофрейдизм Лакана; теория относительности А.
Эйнштейна — квантовая теория...) <...> Неклассическая картина мира, породившая представление о мире как о непостижимом хаосе и получившая осмысление в философии экзистенциализма и модернизма в первой половине ХХ века, во второй его половине сменяется постнеклассической, Кризис эпохи модерна, «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности) приводят к рождению постмодернизма» (с.
бО). Разочарованность и поиск названы автором диссертации главными чертами постмодернистской картины мира. Эти черты можно по справедливости назвать и симптомами. Многие из породивших подобную картину мира научных концепций и теорий находят отражение в художественной форме, определяя облик современного романа, в том числе о художнике. И исследуя его, можно и нужно с достаточной степенью достоверности «поставить диагноз» современному человеку, состоянию его духа. Наличие диагноза, как это ни банально звучит, открывает возможность лечения. Сегодня эта потребность действительно на первом плане. Научна н новизна диссертации очевидно определяется основным предметом анализа: все романы, находящиеся в центре изучения, написаны в 2012 — 2014 годах ~за исключением одного — «Преподавателя симметрии» А. Битова, это 1987 год) и не подвергались монографическому исследованию.
Впервые устанавливаются особенности жанра романа о художнике конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века, детально разбираются предпосылки его возникновения. В диссертационном исследовании обосновывается концепция «неисторизма», или, как называет сформулированную философскую систему взглядов А.Д.Маглий, «внеисторизм», которым определяются жанровые признаки современного романа о художнике «неисторического».А.Д.Маглий устанавливает также ряд характерных черт прозы о художнике конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века в целом. Выводы, к которым приходит автор диссертации, позволили выявить общие тенденции современного литературного процесса, что дает целостное представление о нем и составляет теоретическую значимость работы. Практическое назначение исследования заключается в том, что доказанные положения диссертации могут быть использованы при составлении программ преподавания русской, а также, как справедливо отмечает автор диссертации, зарубежной литературы конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века.
Результаты, полученные в ходе изучения прозы о художнике, расширяют научные представления о природе романного жанра и могут дополнить материал учебных пособий по теории литературы. Задачи исследования определили структуру работы: введение„две главы и заключение. Введение включает все необходимые составляющие диссертационного исследования, соответствующие требованиям ВАК к диссертациям, и характеризует автора как самостоятельного исследователя, способного сформулировать научную теоретическую и практическую значимость изучаемой проблемы.
Обоснован выбор литературного материала, определены предмет и методология, цели и задачи исследования, последовательность их решения. Первая глава посвящена эволюции жанра, а также истории его изучения в России и за рубежом. В границах рассматриваемого вопроса о развитии жанра романа о художнике автором освещается мировая литература от момента появления еще синкретического искусства до сегодняшнего дня, в поле зрения А.Д.Маглий попадают античные мистерии, мифы о сотворении мира, средневековые жития, подробно рассмотрен путь жанра во все литературные эпохи, а именно его романтические, реалистические, модернистские (детально — символистские) варианты. Первую главу составляют три параграфа.
Первый параграф раскрывает обоснованность выделения жанра романа о художнике, его содержание, здесь же разворачивается история жанра вплоть до середины ХХ века. Второй параграф представляет жанровую парадигму романа творения, его разновидности и основания различных классификаций. Третий параграф посвящен более детальному анализу модификаций романа о художнике: романизированной биографии, роману о выборе творческого поведения, роману о романе (о создании художественного произведения). Вторая глава дает широкий охват прозы о художнике конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века.
В главе рассказывается о становлении на рубеже ХХ вЂ” ХХ!веков новой, постнеклассической, картины мира, вскрываются причины зарождения представлений о мире как о непостижимом хаосе, а также самого постмодернизма. Здесь же указываются основные черты постмодернистской картины мира: усталость, разочарованность и поиск.
Переходя к рассмотрению отдельных произведений, А.Д.Маглий формулирует две тенденции современного литературного процесса, проявляющиеся в романе о художнике: усиление биографического начала и актуализация внеисторизма. Далее в двух параграфах указанные тенденции раскрываются на материале биографических романов А. Битова («Преподаватель симметрии») и В. Левенталя («Маша Регина») и «неисторических романов» Е.
Водолазкина ~«Лавр»), А. Иванова ~«Харбинские мотыльки»), А. Волоса («Возвращение в Панджруд»), А. Варламова («Мысленный волк»). В третьем, и последнем, параграфе второй главы автор последовательно проводит мысль о том, что биографическое начало («биофикшн») и внеисторизм — явления, во многом определяющие в целом мировой литературный процесс конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века. Заключение построено в соответствии с логикой исследования: содержит научную информацию диссертации в сжатом виде, представляет полученные решения поставленных задач, выводы о характере прозы о художнике конца ХХ вЂ” начала ХХ! века. Также в заключении формулируются отдельные проблемы, актуальные для современного литературоведения, требующие решения и являющиеся перспективными для дальнейшего исследования.
Таким образом, диссертация представляет собой законченное исследование, результатом которого явилась целостная картина одной из разновидностей жанра романа, а именно романа о художнике: отражены все его формапьные и содержательные свойства, детально разработана парадигма его модификаций, всесторонне описана его эволюция.
В итоге у читателя формируется объемное представление о жанре. Работу отличает хороший, доступный научный язык. К автору диссертации, тем не менее, возникает ряд вопросов. На наш взгляд, в исследовании отсутствует обобщение, касающееся интерпретации целеполагания писателей, авторов рассматриваемых романов. Романы о художнике не встроены в контекст эпохи. Во введении А.Д.Маглий указывает на то, что предметом исследования будет проза о художнике конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века, написанная «в соответствии с постмодернистскими представлениями о мире» (с.
8). Постмодернизм, или шире — постмодерн, явление, требующее обращения к внелитературному контексту более, чем какая-либо другая культурная эпоха. Это не просто художественная система, стиль, направление. Постмодерн — это новый вариант мышления, постнеклассическое мышление, и А.Д.Маглий пишет об этом. Исследователи называют постмодерн «глобальным состоянием цивилизации», 1 эволюционным кризисом человечества, состоянием мира «после современности».
И постмодернист понимается как философ, представляющий мир непрерывно становящимся, лишенным организующего начала. Постмодернист отвергает метафизическую традицию, рассматривающую бытие «как присутствие». В основе художественного метода постмодернизма — деконструкция, направленная на подрыв логоцентризма, на подрыв любой идеологии. По словам И.С.Скоропановой, постмодернисты «деконструируют проект Духа» . 2 'И.С.Скоропанова. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие. М.: Флинта — Наука, 2002. С.
8. ' Там же, С. 527. Ни одна литературная эпоха не зарождалась еще в ситуации, когда подвергаются сомнению сами основы человеческого бытия, «супероснования», упомянутые А,Д.Маглий. Постмодернизм действительно шире литературной эпохи, требует осмысления не просто литературоведческого, но философского. Эпоха постмодерна стирает грань между философией и литературой (так, Ж.Деррида отказывает философии в статусе «верховной науки»).Как хрестоматийному выражению А.С.Пушкина, художника следует судить «по законам, им самим над собою признанным», по этой логике исследователь постмодернисткого произведения вынужден быть философом. В работе А.Д.Маглий нет ясного ответа на вопрос «зачем?».
Что стоит за постмодернистским романом о художнике? Что видят конечной целью писатели, авторы романов о художнике? А.Д.Маглий подробно рассказывает о назначении романа о художнике в разные эпохи, о целях, преследуемых писателями, обращавшимися к этому жанру, о том, как видят мир современные писатели. Однако сопоставление тенденций, обнаруженных Анной Дмитриевной «внутри» жанра, приводит, на наш взгляд, к недостаточным выводам. Какова роль постмодернистского романа о художнике в процессе осмысления современной действительности? Цели и последствия, осознанные или не осознанные, есть у любого искусства.