Отзыв ведущей организации (сост. Желтова Н. Ю.) (Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Желтова Н. Ю.)" внутри архива находится в следующих папках: Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века, Документы. PDF-файл из архива "Роман о художнике в русской прозе конца XX — начала XXI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв ведущей организации — Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»- о диссертации Маглий Анны Дмитриевны на тему «Роман о художнике в русской прозе конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века» (Москва, 2017), представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 — Русская литература Сегодня с полным основанием можно констатировать, что в последнее десятилетие наблюдается своеобразный бум интереса российских и зарубежных исследователей к современной русской литературе.
Отчетливо заметен критический вектор ее осмысления, но уже появились попытки на уровне серьезных фундаментальных обобщений обозначить ее жанрово- тематическое поле, ключевые тенденции, пути развития. Видимо, можно говорить о том, что происходящая сегодня активизация науки о литературе после многолетнего застоя свидетельствует о том, что появился сам предмет, достойный болыцого литературоведения — новейшая русская литература. Ее оценки, разумеется, весьма противоречивы и далеки от комплиментарного стиля, но они фиксируют некий новый поворот в развитии отечественной словесности, новый «всплеск» ярких произведений. В большинстве из них предпринимаются попытки преодолеть постмодернистские замкнутость, деструкцию и полицентризм„иронию и сарказм, господствовавшие в русской литературе на рубеже ХХ-ХХ1 веков, В последнее десятилетие обозначилась очевидная тенденция; возвращение постмодернизма к своим истокам — модернизму, но на новом уровне понимания феномена художественной реальности, уже обогащенной опытом отрицания.
В современной русской литературе вновь возрождается интерес к теургической личности творца, к активному герою, который имеет силы, желание и мотивацию для построения собственного оригинального мира. Представляется, что современная литература постепенно снова обретает новый вектор развития. В этой связи обращение А.Д. Маглий к современному роману о художнике позволяет существенно дополнить и расширить имеющиеся сведения о современной жанрологии, литературном процессе конца ХХ— начала ХХ1 века как одного из сложнейших периодов развития русской литературы.
Поэтому актуальность диссертационного исследования А.Д. Маглий бесспорна, обусловлена связью с насущными проблемами современной историко-литературной науки и ее ведущими направлениями. Соответственно, научная новизна диссертации заключается в обращении А.Д. Маглий к современной романной прозе о художнике как к особому жанровому образованию, обретшему в конце ХХ вЂ” начале ХХ1 века специфические признаки и оригинальные способы существования, особенно заметные на фоне уже сформированных литературных традиций. В работе впервые выдвигаются и убедительно доказываются жанровые концепции неисторического и биографического романов о художнике с учетом общемировых тенденций в современном литературном процессе.
Следует отметить ведущую роль московской литературоведческой школы, прежде всего доктора филологических наук, профессора М.М. Голубкова в научном осмыслении современной русской литературы, разработке ее жанровых концепций. Новаторский характер исследования, представленного к защите, заключается и в дополнении сведений о литературных тенденциях конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века, в целенаправленном изучении конкретной жанровой проблемы — типологическом описании современного романа о художнике. В этом заключается и теоретическая значимость исследования. Тщательно продумана структура работы, включающая введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка литературы.
Историко-литературную ценность для исследователей имеет приведенный в приложении авторский перевод диссертанта статьи А. Жефен «Жанр имен: «Биофикшн» в современной французской литературе», которая таким образом вводится в активный историко-литературный оборот. В первой главе исследования рассматривается генезис и эволюция романа о художнике в мировой мифологии, фольклоре, литературе. В этой части работы с опорой на существующие исследования романа о художнике А.Д. Маглий удачно обобщает и формулирует наиболее характерные его жанровые признаки.
Эта глава составляет своеобразный фундамент исследования и сопрягает существующие традиции с их современным воплощением. Диссертант достаточно корректно выделяет признаки романов о художнике в романтической, реалистической и модернистской традиции, последней А.Д. Маглий уделяет несопоставимо больше внимания, чем первым двум. В этой связи возникает вопрос: существует ли современной литературе роман о художнике, отсылающий к реалистической традиции? В то же время нельзя не согласиться с автором диссертации в том, что именно с модернизмом связан расцвет романа о художнике, поскольку в этот период абсолютизировалась личность художника-теурга, обожествлялись формальные приемы творчества, шел активный процесс моделирования различных художественных реальностей.
В третьем параграфе первой главы диссертант продуктивно определяет жанровые параметры романа о романе как самостоятельной разновидности романа о художнике. Во второй главе А.Д. Маглий плодотворно исследуются феномены романа-биографии без биографического и «внеисторического» романа как особые свойства и признаки современного романа о художнике.
В этой связи весьма содержательным является многоуровневый анализ биографических романов «Преподаватель симметрии» А. Битова и «Маша Регина» В. Левенталя. В них диссертант удачным образом сочетает исследование личности художника с создаваемым им творением, что позволяет соискателю говорить о специфике хронотопа, особенностях сюжетно-композиционного строения изучаемых произведений. Важно отметить прекрасную теоретическую подготовку и эрудицию автора диссертации, которые позволяют ему органично сопрягать разные традиции не только русской, но и мировой литературы.
В этом случае справедлив концептуальный вывод А.Д. Маглий о том, что современная русская проза о художнике находится в общем русле развития современной мировой литературы. Представляется, что это весьма важное наблюдение, поскольку такой подход позволяет преодолеть притяжение конкретных национальных жанровых традиций и расширить концептуальное поле анализа.
В третьем параграфе второй главы, пожалуй, самом ярком, диссертант подробно анализирует другой трансформированный жанровый феномен— неисторический роман о художнике ~«Харбинские мотыльки» А. Иванова, «Возвращение в Панджруд» А. Волоса, «Мысленный волк» А. Варламова, «Лавр» Е. Водолазкина), аргументируется мысль о том, что биофикшн и внеисторизм — явления, характерные для общемирового литературного процесса конца ХХ вЂ” начала ХХ! века.
Успешное разрешение всех заявленных в диссертации задач создает достаточно внушительный содержательно-формальный ресурс для продолжения исследования. В этой связи диссертация вызвала отдельные замечания, вопросы и пожелания автору на будущее. Следовало бы более внятно сформулировать перспективность изучения обозначенной в диссертации заглавной проблемы. Представляется, что во введении все же достаточно произвольно обосновывается выбор романов для исследования.
Означает ли это, что только выбранные произведения соответствуют жанру романа о художнике или их круг может быть расширен? Почему, например, остались без внимания диссертанта «Библиотекарь» М. Елизарова, «Тринадцатая сказка» Д. Сеттерфилд и др. Несомненно то, что диссертация содержит много потенциальных линий исследования, как русской, так и мировой литературы. Например, Д.Маглий удачно анализирует традицию немецкого романа о музыканте, обращаясь к роману П. Зюскинда. Можно диссертанту посоветовать продолжить это исследование и обратиться к романам Ханса-Ульриха Трайхеля «Тристан- аккорд» и Х,Й. Ортайля «Ночь Дон Жуана».
Характерно ли для современных романов о художнике явление экфрасиса? Если да, то какую функцию он выполняет в произведении и влияет ли на образование новых жанровых модификаций романа о художнике? Как в связи с концепцией «биографического без биографического» и «исторического без исторического» решаются «вечные» вопросы о «гении и злодействе», «поэте и толпе», «художнике и обывателе», «профессионализме и дилетантизме», «творчестве и сотворчестве» и др.? Высказанные замечания и пожелания не снижают в целом высокий научный уровень исследования А.Д. Маглий. Ее диссертация — новое, оригинальное и убедительное осмысление специфики современного русского романа о художнике.
Достойны внимания точность научного мышления соискателя, логическая последовательность изложения основных положений работы. Список использованной литературы оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ. Диссертация написана грамотным и точным научным языком. В целом диссертация А.Д. Маглий отражает глубокую осведомленность соискателя в собственно теоретических и художественно- практических вопросах как русской литературы конца ХХ вЂ” начала Х!Х века, так мировой литературы в целом, в творчестве современных писателей, что позволяет внести диссертанту существенный вклад в понимание такой сложной проблемы, как жанр романа о художнике.
Возможность использования результатов диссертационного исследования в дальнейшем изучении современной литературы, в спецкурсах для будущих филологов, на уроках литературы в средней школе, в творческих семинарах, публикациях и комментированных изданиях по истории русской литературы конца ХХ вЂ” начала ХХ1 века подтверждает практическое значение диссертации, Не вызывают сомнения полнота и уровень апробации результатов и выводов исследования. В списке публикаций автора — не менее 8 статей из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ, в том числе входящих в Ясорцз, 6 статей опубликованы в других изданиях.