Рождение и смерть в пространстве диалекта
Описание файла
PDF-файл из архива "Рождение и смерть в пространстве диалекта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиКоконова Анна БорисовнаРОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ в пространстве диалектаСпециальность 10.02.01 – русский языкАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква 20111Работа выполнена на кафедре русского языка филологического факультетаФГОУ ВПО «Московский государственный университет имениМ.В. Ломоносова»Научный руководитель: доктор филологических наук доцентНефедова Елена АлексеевнаОфициальные оппоненты: доктор филологических наукпрофессор Учреждения Российскойакадемии наук Института славяноведенияРАН Вендина Татьяна Ивановнакандидат филологических наукстарший преподаватель кафедры русскогоязыка филологического факультета СанктПетербургского государственногоуниверситета Васильева ОльгаВладимировнаВедущая организация:ГОУ ВПО «Вологодскийгосударственный педагогическийуниверситет»Защита диссертации состоится «30» марта 2011 г.
в 14:30 на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.19 при ФГОУ ВПО «Московскийгосударственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991,ГСП-1 Москва, Ленинские горы, МГУ, д.1, стр. 51, I учебный корпусгуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного корпусаФГОУ ВПО «Московский государственный университет имениМ.В.
Ломоносова».Автореферат разослан « 28» февраля 2011 г.Ученый секретарьдиссертационного советапрофессорЕ.В.Клобуков2Общая характеристика работыДанная работа представляет собой исследование двух важнейших длянародной культуры семантических областей, относящихся к рождению исмерти. Лексика рождения и смерти функционирует прежде всего какобрядовая и обслуживает родильный и похоронный обряды. Вместе с тем эталексика широко употребляется вне обряда, в обычной повседневной жизни иявляетсяпринадлежностьюобщеупотребительногоязыка.Спецификаобрядовой лексики заключается в том, что «обрядовое слово номинируетпредмет или действия, которые выступают не в профанной, а в сакральнойфункции, входя в обрядовый комплекс» 1 .
Все это диктует и новые правиласбора диалектного материала (ориентация не на слово само по себе, а наслово в тексте), и новые принципы описания диалектного материала.Зафиксированные контексты употребления лексики традиционной народнойдуховной культуры помогают раскрыть мотивацию терминов, особенностивнутренней формы, обрядовую и мифологическую символику и семантику.
Внастоящее время считается бесспорной важность описания картины мира,представленной в говорах, а «всякая языковая картина мира, построенная налексических данных, является культурно-языковой картиной, продуктомскрещения языка с определенной культурной моделью» 2 . Эти культурныемодели заключают в себе и систему ценностей данной культуры, и базовыеконцептуальные метафоры, которые реализуются в этапах обряда иноминациях действий, предметов и актантов ситуаций.Актуальность исследования. Рождение и смерть являются важнейшимисобытиями в жизни каждого человека, поэтому отмечаются в любой культуреспецифическими обрядовыми действиями.
Родильный и погребальныйобряды исследователи относят к так называемым «обрядам перехода», в ходекоторых участники обряда обретают новый статус. Ученые давно обратили1Банкова Т.Б., Калиткина Г.В. Лексикографическое описание обрядового слова. К постановке проблемы // Актуальные проблемы современной русистики. Томск, 2000. С. 134.2Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993. С. 221.3внимание на мотивационное и структурное сходство переходных обрядов, нов научной литературе до сих пор нет серьезного исследования, посвященногосопоставлению родильно-крестильного комплекса с погребально-поминальной обрядностью.
Кроме того, существующие исследования обрядовойструктуры и метафорики часто не принимают во внимание лексику, описывающую действия и состояния участников обрядовых действий, которая можетдать ключ к пониманию основополагающих концептов народной культуры ипоможет смоделировать цельный фрагмент языковой картины мира. Данноеисследование представляет собой комплексное описание семантическогопространства РОЖДЕНИЯ и СМЕРТИ как событий, соотносящихся с пропозицией, включающей в себя участников событий, их действия и предметы, спомощью которых эти действия совершаются. Таким образом, в диссертациимоделируется «кусочек действительности», жизненная ситуация, представляемая как в реальном плане, так и в мифологическом (связь действий ипредметов с народным сознанием, обрядовой культурой и символикой).Цели и задачи исследования:1.
Определение структуры диалектного семантического пространства, связанного с рождением и смертью;2. выявление лексического состава микрогрупп, соотносящихся с каждымструктурным элементом семантического пространства;3. лексико-семантических анализ компонентов микрогрупп: выявление синонимических рядов, характеристика синонимов с точки зрения внутреннейформы, эмоционально-экспрессивной окрашенности и географическогораспространения;4. характеристика комплекса сакральных и профанных знаний диалектоносителя об описываемых ситуациях как важной составляющей языковой картины мира;5.
сопоставление структуры и лексического наполнения семантическихобластей рождения и смерти в архангельских говорах, установление ихсходства и различий;46. представление реализации фрагментов диалектного языка, связанных сРОЖДЕНИЕМ и СМЕРТЬЮ, в двух частных диалектных системах говоровархангельского региона;7. введение в научный обиход ранее не опубликованного диалектного ифольклорного материала, касающегося рождения и смерти человека.Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяетсяпоставленными в ней целями и задачами и заключается в том, что вдиссертации впервые– РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ описаны как семантические области, соотносящиеся с ситуациями, обладающими определенным набором пропозиций и ихактантов;– исследована структура и лексическое наполнение родильного и похоронного обрядов архангельской территории;– исследование проведено на материале говоров компактного региона русского языка, лексика которого может рассматриваться как макросистема.– проведено комплексное сопоставление семантических областей рождения исмерти, выявлены их сходство и различие;– рассмотрены народные представления о беременности и рождении ребенка,о смерти и мире мертвых.Объект диссертационного исследования – семантические областиРОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ, их структура и лексическое наполнение:персонажная и предметная системы соответствующих обрядов, сакральные ипрофанные действия участников событий и их обозначения в говорахархангельского региона.Материал исследования.
Работа написана на материале архангельскихговоров. В ней используются данные 1-13 выпусков Архангельского областного словаря (АОС), картотеки АОС, которая хранится в кабинете диалектологии МГУ, электронной базы данных Словаря и собственные наблюденияавтора, сделанные в диалектологических экспедициях с 2002 по 2010 гг. по5специально разработанным вопросникам.
Автором были лично обследованы18 населенных пунктов девяти районов Архангельской области.Методы исследования. В работе используется несколько основныхметодов, позволяющих проанализировать собранный материал с учетом задачисследования. С помощью описательного метода проводится структурносемантический анализ языкового материала; метод концептуального анализаприменяется по отношению к ключевым понятиям народной речевой культуры(смерть,век,зачатие,рождение);лингвокультурологическийметодиспользуется при описании обрядовой лексики в связи с определеннымикомпонентами обряда; с помощью лингвогеографического метода выявляетсяареальная характеристика структурных и лексических элементов исследуемыхсемантических областей.Научно-практическая значимость исследования заключается в разработкеконкретных методик комплексного анализа семантического пространства,соотносящегося с жизненными ситуациями, за которыми стоят обрядовыекомплексы.
Подход к языковому материалу, представленный в работе, можетнайти применение в исследованиях этнолингвистического и лингвокультурологического направлений. Результаты исследования могут быть использованыпри составлении диалектных словарей и словарей народной духовной культуры, лексических атласов русского языка, в учебных курсах по русской диалектологии и лексикологии и в специальных курсах, посвященных изучениюрусского языка и народной культуры.На защиту выносятся следующие положения:1. РОЖДЕНИЕ и СМЕРТЬ рассматриваются в работе как антонимичныесемантические области, включающие в себя соответствующие обряды, атакже ситуации, не освященные обрядом, но имеющие непосредственноеотношение к данным событиям.2.
Описываемые семантические области имеют пропозитивную структуру, в которой выделяются персонажные, акциональные, вербальные и предметные подсистемы. Элементы каждой подсистемы соотносятся с микроси6туациями (зачатие, беременность, роды; смерть, похороны, поминки и др.) икомпонентами обряда (запреты для беременной, магическая помощь в родах;охранительные действия по отношению к новорожденному и покойнику идр.), однако такое соотношение имеют не все структурные элементы.3. Наименование элементов ситуации в целом и ее микроситуаций представлено в архангельских говорах значительным числом номинаций, образующих синонимические ряды. Они состоят из единиц, различающихся своейвнутренней формой, словообразовательной структурой, фонемным составом.4.
Структура и лексическое наполнение семантических областейРОЖДЕНИЯ и СМЕРТИ на фоне значительного числа общих элементовсодержат территориально ограниченные, варьируемые элементы, которыепротивопоставляют говоры архангельского региона.5.Высокаястепеньдифференциацииизучаемогосемантическогопространства в говорах объясняется особой значимостью событий рожденияи смерти в традиционной народной культуре. Родильный и погребальныйобряды пронизывают представления о веке и доле каждого человека, чтопроявляется как во внутренней форме многих слов, так и в этапах самихобрядов. Народные представления о жизни и смерти, отраженные в ритуалах,мифах, поверьях, приметах и закрепленные в языке, рассматриваются какфрагменты картины мира носителей диалекта.Концептуальное содержание ключевых для народной культуры понятий(смерть, век, доля и др.) позволяют конструировать фрагменты языковойкартины мира, соотносящиеся с рождением и смертью человека.Апробация работы.
Основные положения диссертации были представлены и обсуждались на отечественных и международных научных конференциях: международной конференции «Актуальные проблемы русской диалектологии» Москва, 2006 и 2009гг.; III и IV Международных конгрессах«Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, 2007 и2009гг., ХIV, ХV, XVI, XVII международных научных конференцияхстудентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 2007, 2008, 2009 и72010 гг.; всероссийских диалектологических совещаниях «ЛексическийАтлас русских народных говоров», Санкт-Петербург, 2007, 2008, 2009, 2010,2011гг.