Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв официального оппонента (авт. Морозова А. Н.)

Отзыв официального оппонента (авт. Морозова А. Н.) (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы))

PDF-файл Отзыв официального оппонента (авт. Морозова А. Н.) (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)) Филология (31919): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв официального оппонента (авт. Морозова А. Н.) (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещени2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Морозова А. Н.)" внутри архива находится в следующих папках: Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы), документы. PDF-файл из архива "Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ОТЗЫВ официального оппонента о диссертации Алексюк Марии Викторовны «Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя В прагмалингВистическОМ ОсВе!цении 1на материале английской художественной литературы», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 — германские языки (Москва, 201б) Рецензируемое диссертационное исследование осуществлено в русле прагмафоностилистики — научного направления, призванного внести существенный вклад в разработку способов обучения филологическому чтению. ~азьность избранной темы не может быль подвергнута сомненззи.

Снижение интереса к словесно-художественному творчеству сейчас обнаруживается не только в культурно-досуговой сфере, но и в преподавании родного и иностранного языков, которое ориентированно преимущественно на чтении как процессе извлечения информации ие в основном, оставляет в стороне эстетические аспекты текста. Более того, в научно-теоретических работах художественные произведения сегодня используются чаше всего как материал, а не как собственно объект исследования, но и в этом качестве, по сравнению с другими функционально-стилевыми типами речи, скорее, оказываются на периферии лингвистики.

Диссертация М.В. Алексюк актуальна, поскольку Она сВязана с изучением языковых средстВ Выражения идейно-художественного содержания *екста причем, с Одним из недостаточно разработанных аспектов этой проблематики — несобственно- прямой речью персонажей художественного произведения. Безусловная значимость заявленной в диссертации проблематики определяется и тем, что исследование осуществляется в русле прагмалингвистики, т.е. уже по своим методологическим посылкам направлено на решение вопросов лингводидактики. Эти — как и другие, требуемые форматом кандидатской диссертации, сведения — ясно и четко излагаются во Введении. Заявленные в данной части работы задачи определили логику провечения научного анализа и, СООтВЕтетВЕННО, СтРУКтУРУ ДИССЕРтаЦИИ, КОтОРаЯ, На Нащ ВЗГЛЯДе ПРЕДСтаВЛЯЕт собой оптимал~иый способ Презс~~~ц~н рсзуЛ1зтатов ПрОдсгГВННОЙ работы. Емкая по содержанию и компактная по форме теоретическая глава освещает вопрос о чтении в методологическом и в прагматическом аспектах.

Представляется вполне оправданным решение автора рассмотреть вопрос о чтении художественной литерагуры, прежде всего, в социо-историческом контексте, обращая особое внимание на когнитивную и Общекультурную стороны проблемы, которая остро стоит в современном обществе вообще, и в 1 образовательной сфере, в частности.

Материалы первого параграфа главы «Вопрос о чтении художественного текста в современной филологии» убедительно подтверждают актуальность филологических исследований, напраВленных на изучение мехзнизмОВ чтения и спосОООВ анализа текста. Они, на наш взгляд, представляют большой интерес специалистов в области образования, и для широкой аудитории, заинтересованной в обеспечении„как говорит автор, «социальной безопасности» ~считаю данную формулировку вполне оправданной) российского общества. Филологический аспект проблематики раскрывается в двух последующих параграфах, безупречных, по нашему мнению, в плане выбора материала и формата его представления, Эти разделы диссертации охватывают очень большое число направлений, которые разрабатываются отечественной и зарубежной лингвистикой, и демонстрируют глубокое понимание автором положения о диалектическом единстве устной, письменной и внутренней речи, а также о специфике языка художественной литературы как объекта лингвопоэтики и прагмалингвистики.

Освещая основные подходы, характеризующие исследование художественного текста, М.В. Алексюк не только грамотно интерпретирует тенденции и направления развития данной отрасли лингвистического знания, но и четко формулирует методОлогические принципы научной школы, В рамках которых проВодится диссертационное исследование. Текст демонстрирует умение соискателя при обсуждении теоретических вопросов квалифицированно осуществлять анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, сопоставление разных точек зрения и их оценку. Изложение материала сопровождается ссылками на литературу (корректность оформления которых, впрочем, можно поставить под сомнение в случаях, когда не указываются страницы).

В последующих трех главах излагаются процедура, методы и результаты прагмафоностилистического исследования текстов, отобранных из романов Иэ на Мак ьюэна, Материалы, посвященные анализу трех произведений, оформляются по одной, строго выверенной схеме, что вполне оправдано сравнительно-сопоставительным характером экспериментального исследования. остове ность сделанных выводов не может быть подвергнута сомнению, Она обеспечивается; 1) использованием методов, адекватных поставленным задачам, в том числе, сочетанием аудитивного метода анализа с инструментальным; 2) достаточным корпусом исследованных текстов, 3) иллюстративным материалом, представленном в виде таблиц, интонограмм 1основной текст) и транскрипций 1приложение 1).

В соответствии с методологией, на которой базируется исследование„ ритмико-просодическиЙ ~с~~кт текстов Изу~ается в со~окупност~ синтаксическими и лексико-семантическими характеристиками, а прагмалингвистический подход Органично соче*зется с методом лингвопоэтического анализа, предполагающем рассмотрение материала на семантическом, метасемиотическом и мета-метасемиотическом уровнях. Текст экспериментальных глав свидетельствует о том, что М.В.

Алексюк хорошо владеет методами анализа разноуровневых единиц языка и текста, а ~а~же метаязыко~ лингвопоэтики, ри~мической текстологоии, лексикологической фонетики, фоносемантики. В отношении используемого метаязыка, Однако, возникают следующие замечания. Традиционно считается, что словесное ударение является эмическим признаком слова. В речевой реализации ударный слог может быть подвергнут дополнительному выделению при помощи тональных, диапазональных и прочих просодических средств, но описание данного феномена вряд ли уместно в терминах «актер произносит слово со словесным ударением» 1с. 75), «лексические единицы выделяются словесным ударением» (с.

83), «подчеркивать их ~ключевые слова) с помощью словесного ударения» ~с. 90) и т.п, Не совсем понятно, почему выделение безударного на эмическом уровне слога в «1п.сгейЫе» 1с. 77) описывается в терминах фразового ударения. М.В. Алексюк в ходе Описания эксперимента в полной мере продемонстрировала понимание пунктуации как системы, сигнализирующей об избранной автором фразировке. Поэтому хотелось бы предложить автору в дальнейшем избегать таких фраз, как «отразить в тесте ...

помогают пунктуация и фразировка» 1с. 110). Пафос и главный вклад в науку рецензируемой диссертации, на наш взгляд, как раз и состоит в обосновании того факта„что пунктуация и фразировка пе связаны отношениями «и» / «также»: убедительно показано, что только опора на авторскую пунктуацию позволяет раскрыть те особенности синтагматики, которые позволяют идентифицировать несобственно-прямую речь персонажа. Эти замечания носят частный характер, они ни в коей мере не снижают позитивного впечатления от проведенного М.В.

Алексюк исследования и его описания. Работа значима, интересна, нова. Она сопряжена с большими трудностями, возникающими при изучении словесно-художественного произведения в прагмалингвистическом контексте — особенно, если учесть, что объектом является сложнейшая в плане идентификации и описания речевая форма. Возникающие при знакомстве с диссертацией вопросы связаны не с качеством проведенною исследования 1оно нами однозначно квалифицируется как высокое), а с дальнейшими перспективами исследования в избранной области. 1. Несобственно-прямая речь, внутренний монолог и несобственно- авторская речь в работе не дифференцируются, поскольку здесь, как отмечает автор, неизбежно присутствовал бы элемент субъективности.

Такая позиция оправдана тем, что художественный текст допускает множество вариантов интерпретации. Тем не менее, означает ли это, что в авторской пунктуации Отсутствуют какие-либо маркер~ принадлежности текстового фрагмента к ОднОму из названных компонентов7 2. Какими критериями руководствовался автор диссертации, определяя СОСТВВ уЧВСТНИКОВ ЭКСПЕрИМЕНТа г, ПРЕДПОЛВГасгОСЬ ЛИ НВЛИЧИЕ филологического образования, знакомство с творчеством писателя и особенностями его стиля н т.п.)? Почему в выводы по главам экспеРиментального Раздела не вкспочены какие-то обобщениЯ в отношении вариантного и инвариантного в «озвучивании» текста участниками эксперимента? 3.

Понятно, что актер, создавая речевые портреты персонажей„ использует большой арсенал просодических средств, в том числе, тембральных. В какой степени реализация сверхсинтаксических признаков Влияет на то соотношение между функцией знака и соответствующим ему просодическим комплексом, которое характерно для семантического уровня? 4. Формулируя тему диссертации, связанной с художественным текстом, исследователи часто сталкиваются с проблемой выбора: на материале литературы в целом или произведений определенного автора? В данном случае включенное в скобки «на материале английской художественной литературы» оправдано тем, что разработанный алгоритм анализа может быть применен к текстам разных авторов, В то же время, в диссертации убедительно показан индивидуально-авторский характер ритмико-просодической структуры несобственно-прямой речи.

Как смотрит на это противоречие авгор диссертации? Чегм именно вызвано включение в работу Приложения 2, где сопоставление касается уже произведений разных классиков английской литературы, причем в контексте ~не названной, но имплицитно выраженной) идеи интертекстуальности? Завершая анализ диссертации, отметим, что работа имеет несомненную тео етичес ю значимость для разработки разных аспектов филологического анализа текста и может быть востребована в исследованиях таких направлений, как фоностил исти ка, фон осемантика, ритмическая текстология„лексикологическая фонетика, лингвопоэтика. Предложенный алгоритм экспериментального исследования будет полезен при изучении несобственно-прямой речи в произведениях других, в том числе, не англоязычных аВтороВ.

Материады диссертаиии могут надти применение в практике преподавания дисциплин, ориентированных на обучение филологическому чтению и интерпретацию произведений художественной литературы, переводе и создании аудиоверсий ~ экранизаций рассмотренных романов. Положения выносимые на зашиз, не вызывают возражений и показывают, что поставленные автором диссертации задачи успешно решены, а цель исследования достигнута. Автореферат соответствует содаргканию диссертаиии и достаточно полно отражает результаты исследования. Публикация десяти статей ~в том числе трех, опубликованных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ) и апробация материалов диссертации на научных конференциях Заведующий кафедрой английского языка и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный социально-педагогический университет», доктор филологических наук, профессор,:,;"' .

~,~~"'~:.:,, " А.Н. Морозова 17 марта 2016 г. Подпись А.Н. Морозовой удосцФ4ефй:,";~~ Ученый секретарь ФГБОУ Вф"„'-.' - ';"-„."-'~ «Самарский государственньф='„;,' я". социально-педагогический фнуре доктор педагогических нау~.Щфф~ф$Й --': '-',.1 ~~, 'Ъ,,;""е;:г:""„-:"': "-У' А,Л. Бусыгина Сюддд б фасад н .

п~а т и дж р~не~ А ам М р В юр~ы «Риттиико-просодические осооениости изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы»): Морозова Алевтина Николаевна, заведующий кафедрой английского языка и методики преподавания иностранных языков Федерального государственного бюджетного свидетельствует о своевременном ознакомлении профессионального сообщества с работой. Таким образом, можно заключить, что в кандидатской диссертации Алексюк Марии Викторовны «Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении 1на материале английской художественной литературы») содержится решение задачи, имеющей существенное значение для прагмалингвистики — одного из наиболее актуальных направлений в исследовании германских языков.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее