Рецепция культуры русского балагана в драматургии Григория Горина
Описание файла
PDF-файл из архива "Рецепция культуры русского балагана в драматургии Григория Горина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиСУЩИНСКАЯ АЛЕКСАНДРА АЛЬБЕРТОВНАРЕЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО БАЛАГАНА В ДРАМАТУРГИИГРИГОРИЯ ГОРИНАСпециальность 10.01.01 – Русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2013Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ-ХХI веков филологическогофакультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.Научный руководитель:доктор филологических наук, профессорСкороспелова Екатерина БорисовнаОфициальные оппоненты:Головчинер Валентина Егоровадоктор филологических наук, профессорТомский государственный педагогический университетКупченко Татьяна Александровнакандидат филологических наук,старший научный сотрудник ИМЛИВедущая организация:Российский университет дружбы народовЗащита состоится 12 декабря 2013 года на заседании диссертационногосовета Д. 501.001.32 при Московском государственном университете имениМ.В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов Московского государственного университета.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В.
Ломоносова по адресу:119991, Москва, Ломоносовский пр., дом 27. Автореферат разослан «____» _______________ 2013 года.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессорМ. М. ГолубковОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫДраматургия Григория Горина – крупное и яркое явление русского литературного процесса последней трети ХХ века. Его пьесы пользовалисьогромным успехом у публики, некоторые приобрели поистине культовый характер (постановка «Тиля» в Ленкоме – 1974 г., художественный фильм «Тотсамый Мюнхгаузен» - 1979 г.).
Драматург создал уникальный художественный мир, своеобразие которого отмечалось как критиками, так читателями изрителями.Хотя фигура Гр. Горина значима для русской драматургии, в современном литературоведении существует сравнительно небольшое количество работ, посвященных анализу его творчества. Пьесы Горина рассматриваются всвязи с проблемой эпической драмы (В. Головчинер)1, интеллектуализациидраматургии 1970-х годов (Н. Лейдерман и М. Липовецкий)2, развитием игрового иронически-философского начала в драматургии (Т. Рыбальченко)3, васпекте жанровых исканий современной комедиографии (С.
ГончароваГрабовская)4 и др. Исследование творческого наследия драматурга в его целостности впервые было предпринято в диссертационной работе Н. Федоровой «Пьесы и киноповести Г.И. Горина конца 1970 – 1990-х годов: герой ихронотоп» (2010).Творчество Горина принадлежит к одной из двух тенденций, характерных, согласно наблюдениям Е. Хализева, для русской драматургии XIX –XX веков: не к преобладающему в ней тяготению к жизнеподобию, отказу отпатетики и аффектации в пользу камерности, внимания к психологии, а к гораздо реже встречающейся яркой и эффектной театральной условности (драматургии В.Маяковского, «Блохе» Евг. Замятина, пьесам Н.
Эрдмана, 1 Головчинер В. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск, 2007. Лейдерман Н., Липовевецкий М. Современная русская литература. 1950‐1990‐е годы. В 2‐х т. М., 2003. 3 Рыбальченко Т. Иронико‐философская проза в современном литературном процессе // Проблемы метода и жанра. Томск, 1991. – Вып. 17. 3 Рыбальченко Т. Иронико‐философская проза в современном литературном процессе // Проблемы метода и жанра. Томск, 1991. – Вып. 17. 4 Гончарова‐Грабовская С. Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века. М., 2006. 21 Д.Хармса и А.Введенского)5. Амбивалентный характер смеха, использованиеприемов гротеска, соединение комического и трагического начал, атмосфераигры, лицедейства и народного площадного праздника в этих пьесах отсылают к культуре русского балагана.Влияние архаического искусства на современную культуру, традиции балагана в искусстве и, в частности, в драматургии привлекают в последнеевремя особый интерес исследователей.
Данной проблеме посвящен ряд работ: «Конструктивистский балаган Н. Эрдмана» Ю. Щеглова, «Мироздание вслове. Поэтика Велемира Хлебникова» Б. Леннквист, «Балаган в драматургиирусского авангарда» Г.Нефагиной, «Традиции русского народного театра влитературе авангарда 1910 – 1930-х годов (кубофутуризм, имажинизм,ОБЭРИУ)» Н.Сарафановой, «Эстетика балагана в русской драматургии 19101930-х гг.» Е.Шевченко, «Балаганный трагикомизм в романах К. Вагинова«Козлиная песнь», «Труды и дни Свистонова», «Бамбочада» и «Гарпагониана»» М.
Литвинюк и др. Попытка осмыслить влияние площадной ярмарочной культуры на драматургию второй половины ХХ века была предпринята вдиссертационной работе В. Заржецкого «Традиции балагана в русской современной драматургии», где исследование проводилось на материале творчества Н. Садур, В. Коркия и Гр. Горина. Однако изучение творческогонаследия Гр. Горина в ракурсе его отношения к балаганной традиции требует дальнейшей разработки.Постановка проблемы.
Реферируемая диссертация посвящена проблемерецепции балаганной культуры в драматургии Гр. Горина.Актуальность темы связана как с недостаточной изученностью творческого наследия Гр. Горина вообще, так и с необходимостью исследования источников его комедийного мастерства. 5 Хализев В. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. С. 94 См. также: Купченко Т. А. Условная драма 1920‐1950‐х годов (Л. Лунц, В. Маяковский Е. Шварц). М., 2004. 2 Цель данного диссертационного исследования – выявить художественные принципы рецепции русской балаганной культуры в драматургии Гр.Горина.Задачи работы: определить характерные черты русского балаганногомира, установить моменты соприкосновения драматургии Гр.
Горина с культурой балагана, определить причины такого взаимодействия и с этих позиций осветить особенности художественного мировосприятия и поэтикиГр. Горина.Объектом данного диссертационного исследования является связь культуры русского балагана и драматургии Гр. Горина, воздействие пласта архаической и древнерусской средневековой культур на пьесы современного автора.Предметом исследования выбраны шесть пьес Гр.
Горина: «Тиль»(1974), «Тот самый Мюнхгаузен» (1980), «Дом, который построил Свифт»(1982), «Кин IV» (1991), «…Чума на оба ваши дома!» (1993), «Шут Балакирев» (2000).Основные положения работы, выносимые на защиту:1. Балаган представляет собой особый эстетический мир, вобравший в себя компоненты архаических форм мышления и древнерусской смеховой культуры и способный оказывать как прямое, так и опосредованное влияние на современную драматургию, послужив источником яркой театральности.2. Гр.
Горин организует художественное пространство своих пьес по модели площадного выступления, использует модели вертепа, райка, театра Петрушки, что определяет характер системы персонажей, эксцентрику их поведения, универсальность драматургических коллизий.3. С эстетикой и философией балаганного мира в драматургии Гр.
Горинасвязаны мотивы маски, раздвоения, гротеска, поэтика телесного низа,«небывальщина».3 4. Центральный герой предстает как воплощение архетипа трикстера схарактерным для него балаганным сознанием, вносящим в действие комедийную игровую стихию.Методологической и теоретической основой диссертации стали трудыМ. Бахтина, А. Веселовского, Д. Гаврилова, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В. Мильдона, В.
Топорова, О. Фрейденберг, В. Хализева, Н.Хренова, Ю. Щеглова и ряда других исследователей. Были применены методы сравнительно-типологического и культурно-исторического анализа.Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что в нейвпервые на системном уровне выявлена балаганная составляющая моделихудожественного мира Гр. Горина, определены закономерности ее воплощения на уровне поэтики.Практическая значимость работы состоит в возможности использоватьее основные положения в учебном процессе при чтении курсов по историирусской литературы ХХ века, в работе специальных семинаров, на факультативных занятиях в школе и при дальнейшем изучении творчества Гр. Горина.Апробация работы.
Положения диссертации изложены в двух публикациях.Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.Основное содержание работы.Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна исследования, дается характеристика степени разработанности проблемы, формулируются рабочая гипотеза, цель и задачи диссертации, критерии отбора материала, положения, выносимые на защиту.В первой главе («Традиции балаганной культуры») характеризуетсябалаганная модель мира, рассматриваются мифологическая, философская и4 эстетическая ее составляющие, а также кратко освещается их рецепция в русской литературе ХХ века.
В первом параграфе («Философия и эстетика балаганного мира») дается представление о важнейших компонентах праздника и комплексе представлений о мироздании, который он транслирует. Попытка реконструкциикультуры балагана осуществляется в диссертации на основании работ Д. Лихачева, Ю. Лотмана, В. Мильдона, А. Панченко, В. Понырко, О. Фрейденберг, Н. Хренова, С. Юркова и других исследователей6.В работе рассматриваются пространство праздника и отдельные его компоненты: небольшие деревянные постройки, где демонстрировались «чудеса» и «диковины»; передвижные зверинцы, народные театры.