Диссертация (Религиозная проблематика творчества Ивлина Во), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во". PDF-файл из архива "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
ЛиттонСтрейчи, создатель английской романизированной биографии, незадолго до Вонаписал историю отношений Елизаветы с одним из ее фаворитов – графомЭссексом(«ElizabethandEssex»,1928)120.ОднакоЛиттонСтрейчинасмешливым и непринужденным тоном не столько опровергает, сколькокорректирует представления о королеве, изображая ее в первую очередь не какмонарха, но как женщину, обращая внимание на то, как ее чисто женскаянепоследовательность и нерешительность определила ход истории и жизнеймногих ее подданных.Но с точки зрения Во, ход жизни Кэмпиона определила вовсе непеременчивость Елизаветы, но ее упорное противостояние истине, усугубившееначатое ее отцом отпадение Англии от католицизма.
Углубившись в изучение 119В том, что касается центральной сюжетной ситуации – елизаветинских казней католиков,цифры в источниках разнятся. Считается, что всего за время правления Елизаветы числокатоликов в Англии снизилось до 1-2% населения в 4 млн человек, а казнено было от 200 до300 человек, больше всего – иезуитских миссионеров с континента, а также священников,продолжавших богослужение по католическому обряду вопреки правительственномузапрету, и просто верующих разных социальных слоев. Подробней см.: Rowlands Marie.English Catholics in the Reign of Elizabeth // History Review. – 2007. Issue 59.
–http://www.historytoday.com/marie-rowlands/english-catholics-reign-elizabet; Dures Alan. EnglishCatholicism 1558-1642: Continuity and Change. – Longman, 1983; Haigh Christopher. The Churchof England, the Catholics and the people // The Impact of the English Reformation / Ed. by P.Marshall. – L.-N.Y.: Arnold-St.Martin’s Press, 1997; Marshall Peter. Reformation England 14801642.
– L.: Bloomsbury, 2003. 120Lytton Strachey John. Elizabeth and Essex: A Tragic History. – N.Y.: Mariner Books, 2002.(Harvest series).51 истории Англии XVI в., Во вернулся к истоку той бездуховности ипотерянности, которую он считал главным свойством своих современников.Читатели и критики по-разному восприняли вольность Во в обращении стеми страницами истории Англии, которые обычно считаются предметомнациональной гордости.
За публикацией последовал ряд положительныхотзывов в католической прессе. «Тэблет» под предводительством ЭрнестаОлдмедоу игнорировала книгу, но зато впервые о Во написали в самомпрестижном католическом иезуитском издании «Манс»121, где вскоре сбольшим опозданием была опубликована рецензия на «Пригоршню праха». Нои в светской прессе преобладали положительные отзывы, а стиль оказалсястоль безупречным, что критики готовы были закрыть глаза на авторскуюпредвзятость.
По мнению Питера Квеннелла, давнего знакомого Во, неодобрявшего его обращения в католицизм, книга была «так хорошо написана итак полна жизни, что тенденциозность воспринимается как случайный элементавторского повествования»122.Несмотря на преобладающее количество положительных рецензий впрессе, публикация книги не обошлась без скандала123, уже привычного привыходе произведений Во. Тем не менее в 1936 г. биография «Эдмунд Кэмпион»приносит Во первую и единственную в его литературной карьере награду –премию Готорнден, которая ежегодно вручалась британскому писателю ввозрасте до 41 года.Интересно, что, несмотря на большое внимание к «Эдмунду Кэмпиону» всветской прессе, рецензенты сконцентрировались на идеализации автором 121 Month.
– Oct. 1935. – P. 377-378.122123Evelyn Waugh: The Critical Heritage. P. 163. В ответ на положительный отзыв об «Эдмунде Кэмпионе» на радио Би-би-сипротестантский полемист Джон Кенсит написал обращение к директору Би-би-си и в журнал«Лиснер», в котором обвинял Во в некорректном обращении с фактами. По мнению Кенсита,Кэмпион действительно участвовал в заговоре против королевы, что якобы доказываютнедавно обнародованные документы Ватикана. Его точка зрения была быстро опровергнута;полемика продолжалась недолго и никак не повлияла на репутацию Во и его книги. Cм.:Patey. P. 126-128. 52 главного героя, во многом упустив из виду католический взгляд Во наанглийскую Реформацию.Концепция английской истории в «Эдмунде Кэмпионе»Биография католика XVI в.
оказалась актуальной в середине XXстолетия. В предисловии, написанном в 1946 г. ко второму американскомуизданию биографии, Во пишет: «The Martyrdom of Father Pro in Mexico reenacted Campion’s in faithful detail.We are nearer Campion than when I wrote ofhim. We have seen the Church drawn underground in country after country. Infragments and whispers we get news of other saints in the prison camps of Easternand South-eastern Europe, of cruelty and degradation more savage than anything inTudor England, of the same, pure light shining in darkness, uncomprehended. Thehunted, trapped, murdered priest is our contemporary and Campion’s voice sounds tous across the centuries as though he were walking at our elbow» (x). Однако связьистории Кэмпиона с современностью автор, очевидно, видел не только вучащавшихся случаях гонений на католиков в разных странах мира, которымон сам был свидетелем, но и в том пагубном гуманистическом духе, который,по его мнению, вылился в Реформации на континенте и в Англии.Атака еретиков-реформаторов на апостольскую католическую церковь,атака пагубных заблуждений на извечные истины веры – это стандартнаякатолическая точка зрения на историю Реформации и Контрреформации XVIв.124 В английской литературе среди современников Во эту точку зрениянаиболее полно излагал католический публицист Хилэр Беллок в книге «Какслучилась Реформация» («How the Reformation Happened», 1928).
Беллоксчитал, что интерпретация Реформации, преподаваемая в английских школах, вкорне неверна, и называл Реформацию революцией, плодами которой стали 124 Авторитетной научной историей католической церкви является книга: Holmes Derek J.,Bickers Bernard. Short History of the Catolic Church. L.: Continuum, 2004.
(revised edition of1983). О Реформации и Контрреформации см. P. 118-172. Полнотой изложения отличаетсятакже: Hitchсock James. History of the Catholic Church. From Apostolic Age to Millennium. SanFrancisco.: Ignatius Press, 2012. P. 248-299. 53 такиенеотъемлемыеэлементыанглийскогообщества,какпринципконкуренции, промышленный капитализм, субъективизм и национализм125. Онтакже называл Реформацию «главной причиной нашего всевозрастающегохаоса»126.Ивлин Во, желавший встать в один ряд с католическими апологетамисвоего времени, перенимает точку зрения Беллока, использует вслед за ним дляанглийской Реформации термин «the Tudor revolution», но идет дальше,придавая героический и романтический характер движению Контрреформации.Тогдакакдажепрокатолическинастроенныеисторикипишут127онакопившихся в католической церкви пороках, которые протестантизм подвергсправедливой критике, об авторитарном характере решений Тридентскогособора 1545-1563 гг., попытавшегося затормозить развитие протестантизма,обратив вспять католическую церковь, о политической роли ордена иезуитов ипрочих спорных вопросах в истории католичества, Во этих вопросов недопускает.
В глазах новообращенного автора догматы католической верынезыблемы: католическая церковь с папой во главе непогрешима, ее политикавдохновляется свыше и потому не подлежит нравственным оценкам людей,превосходство живой католической традиции над протестантской чистокнижной самоочевидно. Правота католического вероучения ставится подсомнение, по мнению автора, только недобросовестными людьми ради чистоэгоистических интересов.Те изменения, которые Во наблюдал в современном ему обществе, онсчитал лишь продолжением или результатом давно начатого отхода отистинной веры.
В доказательство Во начинает свое повествование со сцены 125Belloc, Hilaire. How the Reformation Happened. New York: McBride, 1930. Pp. 266-70. Ibid. P. 209. 127 Küng Hans, Father. The Catholic Church: A short history. Transl. by John Bowden. UKHachette, 2011; Tanner Norman. New Short History of the Catholic Church. L.-N.Y.: Continuum,2011. P.
165-200. Популярные изложения проблем католической церкви в контексте общейистории христианства см.: Johnson Paul. A History of Christianity. N.Y.: Simon and Schuster,1976; Shelley Bruce L. Church History in Plain Language. Thomas Nelson Inc., 2013. P. 245-320.12654 предсмертных мучений Елизаветы, чья личность в биографии стала символомновой эпохи, приведшей Англию к нынешнему духовному запустению.Окруженнаяпридворными,слугами,бывшимисоветникамиифаворитами, Елизавета умирает от неизвестной болезни, одинокая и жалкая, ненаходящая утешения.
Заигрывая то с религией, то с суевериями, она в итогеприходит к полной потере нравственных ориентиров. Королева, всей силойвцепившаяся в свою земную власть, оказалась не готовой расстаться с нейперед лицом смерти. Ради того, чтобы удержать эту эфемерную власть, онаносит на шее языческий талисман, который якобы должен спасти ее отсмерти128; она разменивает веру, как ей это кажется выгодным. Когда в еепокои приходят Архиепископ Кентерберийский, глава новой церкви, инесколько англиканских священников, она в гневе выгоняет их: «She rated themand sent them packing, crying that she was no atheist, but she knew full well theywere but hedge priests» (7).Во, видевший в священнике мастера, поставленного самим Богомвыполнять таинственный труд над человеческими душами, не считалистинными никаких других служителей, кроме католических, и Елизавета,стольрьянозаменявшаякатолицизмнапротестантизм,заставлявшаямногообещающих католических служителей перейти на службу новой церкви,отнимавшая здания у католиков и отдававшая их англиканам, теперьобнаруживаетполнуюнесостоятельностьпоставленныхеюсвященнослужителей.