Субъект лирического высказывания в испанской поэзии первой половины ХХ века (А. Мачадо, П. Салинас, Л. Сернуда, Р. Альберти)
Описание файла
PDF-файл из архива "Субъект лирического высказывания в испанской поэзии первой половины ХХ века (А. Мачадо, П. Салинас, Л. Сернуда, Р. Альберти)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиШамарина Анастасия АлексеевнаСУБЪЕКТ ЛИРИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ИСПАНСКОЙПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА(А. Мачадо, П. Салинас, Л. Сернуда, Р. Альберти)Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква 2012Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературыфилологического факультета Московского государственного университетаимени М.В.
ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорПискунова Светлана ИльиничнаОфициальные оппоненты:Кофман Андрей Федорович,доктор филологических наук,Институт мировой литературыимени А.М. Горького РАН,заведующий отделом литературЕвропы и Америки новейшего времениСмирнова Маргарита Борисовна,кандидат филологических наук,Российский государственныйгуманитарный университет,доцент кафедрысравнительной историилитератур Института филологиии историиВедущая организация:Литературный институтимени А.М. ГорькогоЗащита состоится «___» ______ 2012 г. в ___ часов на заседаниидиссертационного совета Д.501.001.25 при Московском государственномуниверситете имени М.В.
Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, ГСП-1,Ленинские горы, МГУ, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отделадиссертаций в Научной библиотеке Московского государственногоуниверситета имени М. В. Ломоносова.Автореферат разослан «___» _____ 2012 г.Ученый секретарьдиссертационного совета,кандидат филологических наук,доцент кафедры историизарубежной литературыСергеев Александр Васильевич2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫДиссертация посвящена испанской поэзии первой половины ХХ века,представленной творчеством поэтов «поколения 1898 года» и «поколения1927 года». Эти «поколения» являются основной движущей силой духовногои культурного возрождения страны после падения Испанской империи в 1898г. Предметом исследования является лирический субъект в поэзии А.Мачадо, важнейшей фигуры «поколения 1898 года», и в поэзии П.
Салинаса,Л. Сернуды, Р. Альберти – самых значительных после Ф. Гарсии Лоркипредставителей «поколения 1927 года». Основной задачей работы являетсявыявление особенностей структуры этого субъекта и прослеживание логикиего трансформации.Анализ субъектной структуры поэзии А. Мачадо, П. Салинаса, Л.Сернуды и Р. Альберти позволяет рассматривать испанскую поэзию первойполовины ХХ века как диалектически-раздвоенную, динамичную, но единуюхудожественную систему, характеристика которой и является целью данногоисследования.В центре работы – творящая личность, ее отношения с миром, еерефлексия,еевоплощениевтексте,поэтомубазовойкатегориейисследования является лирический субъект – как проекция автора-творца натекст. С.Н.
Бройтман определяет лирический субъект как «носителя речи, атакже основной (объемлющей) точки зрения на мир и оценки в лирическомхудожественном произведении»1. Лирический субъект может быть явлен втексте напрямую, а может в ряде случаев оформляться в лирического герояили героя ролевой лирики. Понятие «лирического героя» впервые появилосьв работе Ю.Н.
Тынянова «Блок» (1921) как определение субъекталирического произведения, не тождественного автору-создателю. Л.Я.Гинзбург, в свою очередь, поставила целью разграничение и уточнение1Бройтман С.Н. Лирический субъект // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий.
/ Гл. науч. ред.Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной, Интрада, 2008. С. 112–113.3понятий лирического героя и лирического субъекта («О лирике», 1964),являющегося, как правило, порождением романтического сознания. В нашейработе такжерассматривается герой ролевой лирики, дальше, чемлирический герой, отстоящий от лирического субъекта и по ряду причинменееснимсоотносимого.ПрименительнокпоэзииА.Мачадоанализируется проблема гетеронимной лирики и гетероним как особый видлитературной мистификации, отмеченной Гинзбург как пример предельногонесовпадения автора и лирического героя.Вопрос о своеобразии лирического субъекта в испанской поэзии первойполовины ХХ века в нашей работе ставится впервые. В зарубежном (впервуюочередь,испанском)литературоведениисуществуетрядфундаментальных исследований, авторы которых ставят целью создатьобщую картину творчества поэтов «поколения 1898 года» и «поколения 1927года», сосредоточиваясь, главным образом, на проблемах исключительнолитературных – стиля, основных лирических темах и мотивах, оставляя заскобками вопрос о лирическом субъекте.Интерескфеномену,впоследствииполучившемуназвание«лирический субъект», существовал уже на заре литературоведения.
С.Н.Бройтман в работе «Лирика в историческом освещении» (2003) выделяетосновные теории лирики, анализ которых позволяет приблизиться кпониманию того, как менялись подходы к этому роду литературы. Перваясвязана с античными представлениями о лирике как особом типевысказывания, отмеченном таким отношением субъекта к «другому», прикотором не происходит, в отличие от эпоса или драмы, превращенияговорящего в героя. На стадии риторического художественного сознания (вэпоху Средних веков и Возрождения) лирический субъект существует врамках жанра и не мыслится как автономный. И только начиная с эпохиБарокко постепенно формируется второй подход к лирике – как клитературному роду, в центре которого располагается автономный субъект,4внутренний мир которого является залогом целостности и уникальноститворимого произведения.Наибольшей интериоризации лирика достигает в эпоху романтизма,находя теоретическое подкрепление в концепциях Ф.
Шлегеля, Шеллинга иГегеля. А.В. Карельский характеризует романтизм как «эпохальный сломхудожественного сознания и мироощущения»2, отмечая, что в конце XIXвека в Европе наблюдается бурный всплеск романтического мироощущенияи считая многочисленные литературные течения первой трети ХХ века(«измы) прямыми наследниками романтизма. Г. Фридрих, рассуждая обэволюции современной лирики (“Die Struktur der modernen Lyrik. Von derMitte des neunzehnten bis zur Mitte des zwanzigsten Jahrhunderts”, 1956), такжерассматривает ее структуру в рамках единой основополагающей традицииромантизма, соотнося с ним, в том числе, творчество поэтов «поколения 1927года».На рубеже XIX–XX веков происходит пересмотр представлений олирике как о субъективном высказывания.
М. Зусман (“Das Wesen dermodernendeutschenLyrik”,1910)ставитвопросоразличениибиографического автора и его образа в произведении, утверждая, что «я»,появляющееся в тексте, – это не персональное «я» автора, а всеобщее,дионисийское «я», вышедшее за пределы своей субъективности.В русском контексте термин «лирическое я» впервые появился в статьеИ.Ф. Анненского «Бальмонт-лирик» («Книга отражений», 1906). Обращаетна себя внимание стремление Анненского вывести лирическое «я» Бальмонтаиз зоны влияния Бальмонта как автора-творца, который наряду сбиографическим автором последовательно элиминируются из областиэстетического.В ситуации модерна и постмодерна все чаще возникает темадеперсонализации лирического «я», вплоть до утверждения того, что наличие2Карельский А.В.
Немецкий Орфей. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. С.558.5этого «я» не является дифференциальным фактором, согласно которомупроизведение может быть отнесено к категории лирического (“Das lyrischeIch. Erscheinungsformen gattungseigentumlicher Autor-Subjektivität in derenglischen Lyrik”, 1979). Взамен Мюллер говорит об «имплицитнойсубъективности» (“Das Problem der Subjektivität der Lyrik und die Dichtung derDinge und Orte”, 1995), в то время как В.
Бернхарт вводит понятие«деперсонализированногоагента» (“ÜberlegungenzurLyriktheorieauserzähltheoretischer Sicht”, 1993), причем задача обоих – снизить степеньсоотнесенности между «я», говорящим в стихотворении, и автором.Стремление к деперсонализации, наблюдаемое в испанской литературепервойполовиныХХвека,соотноситсясидеейдегуманизации,представленной в философско-антропологических концепциях Х. Ортеги-иГассета, а также с его видением проблемы личности и маски. В лекции «Идеятеатра» (“Idea del teatro”, 1946) Ортега рассматривает феномен маски спозиций антиномии «“я” – “другой”», фундаментальной для пониманияэстетики испанских поэтов первой половины ХХ века.
А. Карреньоутверждает: «Этот поиск [превращения «я» в «другого» – А.Ш.] в XX векеоборачивается радикальным отчуждением, деперсонализацией. Быть собой –значит пребывать в поле другого, и этот другой (маска) становится,парадоксальным образом, метафорой отсутствующего “я”»3.В 1940-е годы Э.
Штайгер утверждал, что это «я» – не обязательно«субъект», противопоставленный «объекту», а специфика лирики как типавысказывания заключается в отсутствии субъект-объектной дистанции(“Grundbegriffe der Poetik”, 1946). Это положение Штайгера отсылает нас кконцепции лирики, представленной в трудах М.М. Бахтина. Лирика кактаковая никогда не являлась центральным предметом исследования дляфилософа. Тем не менее, именно в его теориях была намечена возможностьцелостного подхода к анализу субъекта лирического высказывания.3Carreño A.
La dialéctica de la identidad en la poesía contemporánea: la persona, la máscara. Madrid: Gredos,1982. P. 14. Перевод наш – А.Ш.6В ходе нашего исследования мы придерживаемся выдвинутой М.М.Бахтинымсубъект-субъектнойконцепциилирическогопроизведения.Лирика, согласно Бахтину, представляет собой непрерывное построениеотношений между «я» и «другим», это «видение и слышание себя изнутриэмоциональными глазами и в эмоциональном голосе другого: я слышу себя вдругом, с другими и для других» 4.