Проза Георгия Иванова - особенности поэтики, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Проза Георгия Иванова - особенности поэтики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Повтор создает ту перечислительную«монотонию», которая «превращает прозу в стихи» 23. Мы исходим из того,что помимо функции ритмизации повтор поэтизирует прозу, усиливаяэмоциональность. Как отмечал В. Жирмунский, повтор создает в лирике«впечатлениеэмоциональногонагнетания,лирическогосгущенияпереживаний»24.При ослабленности сюжета повтор придает повествованию целостность.Он же становится средством создания психологического портретав «Петербургских зимах», например, Есенина и Мандельштама. Активнысквозные эпитеты и цитаты-рефрены.
Часты повторы в виде реплик,афористичность которых также сближает прозу с поэзией.В прозе Иванова много образов и мотивов, повторяющихся в рядетекстов (Акакий Акакиевич в «Петербургских зимах», «Распаде атома»,«Закате над Петербургом» и др.)Во второй главе «Документальное и художественное в прозеГ. Иванова» исследуется проблема соотношения документального ихудожественного начал с учетом жанровой формы произведений.В беллетристикеИвановаприсутствуетзначительноеколичествоавтобиографических деталей, характеры персонажей основаны напрототипах. Мемуарную прозу отличает беллетризованность: реальный фактподчиняется законам художественного произведения, искажаясь илиотвергаясь автором.В первом параграфе «Документальная основа прозы Г.
Иванова»формулируютсяииллюстрируютсяпризнакидокументализма(автобиографизм, использование документов или имитация документов,наличие реальных персонажей).ВрассказахИвановаочевидныавто биографиче ские21Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб,1996. С. 51.22Якобсон Р. О.
Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 124.23Невзглядова Е. В. Проблема стиха // Невзглядова Е. В. Звук и смысл // Urbi: Литературный альманах.Выпуск 17. СПб.: АО «Звезда», 1998. С. 29.24Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977. С. 199.12п о д р о б н о с т и . Рассказ «Настенька» (1950) имеет под собой реальнуюоснову. Финал рассказа «Жизель» происходит в 1923 г. в Германии, где в этовремя действительно находится автор.
Автобиографичны поездкав Псковскую губернию зимой 1920 г., описанная в рассказе «Любовьбессмертна»; бал в Доме искусств в рассказе «Веселый бал», где помимовымышленных героев присутствуют и реальные персонажи, например Н.Гумилев, В. Князев, В. Пяст. Некоторые реальные персонажи переходят избеллетристики в мемуарную прозу и наоборот. Князь М. упоминается в одномиз очерков «Китайских теней», а затем становится главным героем рассказа«Любовь бессмертна». Спекулянт Васенька был выведен Ивановым в«Третьем Риме» (1931) и в автобиографическом тексте «Дело Почтамтскойулицы» (1955). Автобиографическими чертами наделены поэт Лаленков израссказа «Черная карета» и Юрьев из «Третьего Рима». В рассказе «ДелоПочтамтской улицы» Иванов описывает историю таинственного убийства,якобы произошедшего на квартире Веры Белей – тетки Адамовича.
Вдоказательство правдивости своих слов Иванов приводит текст заметки измартовского номера «Красной газеты» за 1923 г.25 Опыт работы сдостоверным фактом заметен в романе «Третий Рим». Как и в «Петербургскихзимах», действие разворачивается в «отравленной» атмосфере Петербурга;как и герои «Петербургских зим», герои романа основаны на прототипнойреальности и наделены каким-либо художественным талантом; в их числевстречаются реальные лица, легко угадываемые для читавшего мемуары Г.Иванова, – М. Кузмин, Н. Клюев, Н. Кузнецов и др.Во втором параграфе «Типология вымысла в мемуарной прозеГ. Иванова» выявляются механизмы искажений реального факта,составляющихто,чтокритикиназывали«беллетристическими2627склонностями» . Вымысел , пренебрежение объективной данностью,утрирование деталей, наличие ссылок на источники информации при иххронологической неопределенности либо безличности, переиначивание цитати прочие особенности мемуарного повествования порождают их«фикциональную» природу.Одна из мотивировок – жизнетворческое отношение авторак действительности, желание создать автомиф.
Например, в «Петербургскихзимах» очевидно стремление автора утвердить легенду об особых, близких25Подобная заметка нами не обнаружена. Однако в разделе «Хроника происшествий» (Красная газета. 1923.№ 30 (1480). 8 фев.) была опубликована информация о расчлененном трупе, которая, на наш взгляд, могластать основой сюжета.26Н. М. П. Рецензия на «Петербургские зимы» // Иллюстрированная Россия. 1928. № 47. С. 18.27О своем скептическом отношении к биографическому факту Иванов писал: «Иногда биография бываетлишней, иногда она даже мешает оценке творчества, связанная с ним лишь внешне» (Иванов Г.
ЖертваПушкина // Русская Воля. 1917. № 28. С. 7). Об этом также в: Иванов Г. Почтовый ящик (1923).13отношениях с Блоком. В то же время писатель открещивается от многихлитературных симпатий, свойственных ему в 1910-е гг., что можно объяснитьпопыткой уклониться от литературного влияния своих первых наставников:ведомый выставляет ведущего не в лучшем виде.
В первую очередь этокасается Северянина и Кульбина, связанных с эгофутуристическим периодомжизни Иванова.Другие искажения обусловлены политическими взглядами автора. Так,большевизм четко отождествлялся у Иванова с бездарностью. По Иванову,писатели, перешедшие на сторону большевиков, расплачивались потерейлитературного дара. Эта мысль проводится автором даже в отношении еголюбимых поэтов О. Мандельштама и А. Блока.Встречаются непреднамеренные искажения: ошибки в именах, отчествахи должностях персонажей, отождествление однофамильцев, неверно указаныпосвящения стихотворениям, годы жизни и т.
п.Наиболее объемный тип искажения факта связан с ориентированностьюавтора на комическое. Мемуары конструируются по принципу анекдота с егоопорой на сенсацию, парадокс и курьезность. Эта мысль развиваетсяв третьем параграфе «Роль анекдота в беллетризации текста».Исследователи уже отмечали связь между анекдотом и биографией(Ю. Лотман), анекдотом и фактом (В. Шкловский). В мемуарах Ивановаанекдот присутствует, во-первых, как жанровое образование с его особойдвучастной композицией, включающей зачин и развязку (пуант), а во-вторых,в качестве некой общей установки на разоблачение.
В жанре анекдотапроисходит «уравнивание» достоверности и художественного вымысла.С одной стороны, анекдот отталкивается от реалий (имен, событий, местдействия), с другой стороны, представляет эти реалии в гротескном,искаженном виде. Слухи, сплетни, на которых основан анекдот Иванова,выполняют в мемуарах роль документа, свидетельства.В мемуарах Иванова анекдот включен в общую ткань повествованиянаряду с документами, свидетельствами очевидцев и самого рассказчика.
Темне менее стереотипность его формы, содержания и функционированияпомогают вычленить анекдот из текста.С ориентацией Иванова на анекдот связана типизация образов, в которыхможно обнаружить классические типы петербургского газетного анекдота1910–1920-х гг.: поэты, петербургские дамы, рассеянные, должники, нищие,игроки, весельчаки, новые типы советской эпохи. Персонажи «Петербургскихзим» и «Китайских теней» зачастую написаны Ивановым с оглядкой наназванные типажи: Мандельштам – должник и рассеянный, Паллада и ВераАлександровна – петербургские дамы, Тиняков – нищий, Городецкий –весельчак, Блок – поэт, Блюмкин, Рейснер – новые советские типы.14Типы, которым в той или иной степени придана карикатурность,реализуют одну из задач анекдота – приблизить читателя к герою анекдота,который в сознании первого представляется недоступным.
Приближениек читателю персонажей в мемуарах Иванова происходит путем известного«снижения» последних. Это объясняет фамильярно-пренебрежительнуюлексику, которую Иванов использует в своих мемуарах: «Ахматова немногополомалась» [III, 242]; «Лицо Ахматовой перекошено от усилия сохранитьсерьезность» [III 197]; «дурак Нельдихен» [III, 347]; «как рыба об лед билсяСеверянин» [III, 301]; «Нарбут в залитом ликерами фраке, с галстуком набоку и венком из желудей на затылке, прихлебывая какую-то адскую смесь изпивной кружки...» [III, 112]; «Кузмин <…> стряпает свою “музычку с ядом”»[III, 104].В третьей главе «Антитеза в содержании и поэтике прозыГ.
Иванова» исследуется противопоставление как важнейший принциппоэтики Иванова, анализируются философско-мировоззренческие основанияантитетического мышления писателя.В первом параграфе рассматривается антитеза как структурообразующийприем, лежащий в основе композиции сюжетов и сюжетных ситуаций,характеров, образов.Принцип антитезы становится основным в творчестве Иванова послеэмиграции, когда его жизнь разделилась на две противоположности –родина / эмиграция. С этой парой оппозиций перекликается другая – жизнь /смерть. В символическом смысле эмиграцию можно понимать как инобытие,жизнь после жизни.