Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)". PDF-файл из архива "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Данная цель предполагаетрешение следующих задач: рассмотреть основные типы соотношения судьбы и воли в философских ирелигиозных учениях, которые находят отражение в пьесах Шекспира; очертить круг основных вопросов, которые ставятся в тексте шекспировских пьесв связи с проблемой судьбы и воли, и способов их решения.Вторая цель связана с лингвистическим аспектом проблемы: необходимоисследовать особенности «языка судьбы» в пьесах Шекспира. Для этого следует решитьнесколько задач: определить общие особенности функционирования «языка судьбы» вообще и вАнглии эпохи Возрождения в частности; выявить слова с семантикой судьбы, регулярно используемые Шекспиром,определить их основные значения и коннотации; установить соответствие между ключевыми типами представлений о судьбе и воле,отраженными в пьесах, и словами, которые используются драматургом для ихвыражения.Наконец,третьяцельсвязананепосредственнослитературоведческойпроблематикой: требуется рассмотреть разные способы взаимодействия противоречащихдруг другу концепций судьбы и воли в рамках отдельного произведения Шекспира,наметить основные пути их исследования.Каждая из последующих глав – Третья, Четвертая и Пятая – посвящена анализуодной из шекспировских пьес – «Ромео и Джульетта», «Макбет» и «Буря».
Наша цель –исследовать особенности постановки и решения проблемы судьбы и воли в каждом изупомянутых произведений при использовании разработанных в Главе II теоретическихоснований. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи: отметить наиболее значимые в концептуальном отношении высказывания,содержащие представления о судьбе и воле, выявить природу этих представлений,проанализировать семантику слов, использованных в данных высказываниях; определить, какие аспекты проблемы судьбы и воли и каким образомсистематически актуализируются в пьесе;10 очертить круг отраженных в пьесе представлений о судьбе, соотнести каждое изних с образами разделяющих его персонажей; рассмотреть содержащиеся в пьесе варианты решения поставленных вопросов осудьбе и воле и определить, каким образом оцениваются эти решения (и стоящиеза ними концепции) с учетом использованных в произведении сквозных мотивов иобразов, прецедентных феноменов, системы персонажей, композиции сюжета; соотнести доминирующие в пьесе представления о судьбе с жанровымихарактеристиками произведения.В Заключении представлены в систематизированном виде выявленные в ходеработы закономерности, связанные с постановкой и решением проблемы судьбы и волив пьесах Шекспира.В работе используется синтетический исследовательский подход, включающий всебя историко-литературный и типологический подходы, системно-структурный исравнительно-сопоставительный методы, а также методы «пристального чтения» исемантико-когнитивногоанализаконцепта.Вкачестветеоретическойиметодологической основы выбраны работы по исследованию понятия судьбы вконтексте разных культур и философских систем (С.
С. Аверинцев, А. Я. Гуревич,В. Г. Гак, А. Ф. Лосев, и др.)16, по проблемам структурной и когнитивной лингвистики(Е. Ельмслев17, З. Д. Попова, И. А. Стернин18 и др.), проблеме полифонизма и диалогизмав литературном произведении (М. М. Бахтин, Д. М. Смит19).Основные положения, выносимые на защиту:1) Взгляды шекспировских героев на силы, управляющие их жизнью, как правило,вписываютсяводнуизтрехконцепцийсудьбы–провиденциалистскую,фаталистическую (мифологический, рационалистический или теологический фатализм)или концепцию, ассоциирующуюся у современников драматурга с учением Никколо16 Понятие судьбы в контексте разных культур.
М.: Наука, 1994.17 Ельмслев Л. Можно ли считать, что значения слов образуют структуру? // Новое в лингвистике, вып. II. М.,1963.18 Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ, Восток-Запад, 2007.19 Смит адаптирует идеи М. М. Бахтина к теории драмы: Smith, David М. The Polyphonic Shakespeare: Bakhtin andthe Ргоblem of Drama. PhD Dissertation. University of Denver, 1998. 366 р.11Макиавелли. Главный критерий их разграничения – сущность сил, определяющих судьбу,а также характер их соотношения с человеческой волей и природным миром.2) Представления о судьбе и воле, актуализированные в творчестве Шекспира, образуютопределенную структуру.
Различные суждения и связанные с ними языковые средства,прецедентные феномены, мотивы группируются на основе их соотнесенности: с одной из трех концепций судьбы и воли; с одним их трех представлений: о естественной или сверхъестественной силе,определяющей судьбу (С1), о последовательности событий, частично илиполностью обусловленных этой силой (С2), о конечном итоге этих событий (С3).3) Из лексических средств, участвующих в выражении представлений о судьбе, лишьнемногие (‘Providence’, ‘Fates’ в значении «Парки») ассоциируются исключительно содной из трех рассмотренных в работе систем представлений.
Что касается наиболеечастотных лексических единиц с семантикой судьбы – ‘fortune’, ‘fate’, ‘destiny’, а такжеслов со значением «случайность», «случай» (‘chance’, ‘accident’, ‘occasion’), прямых иметафорических упоминаний о языческих богах и о христианском Боге (‘gods’, ‘Jove’,‘God’, ‘Lord’, ‘Heaven(s)’), о звездах, то в разных контекстах они могут отсылать кпротивоположным мировоззренческим системам.4) Особую роль в постановке и решении проблемы судьбы и воли в пьесах Шекспираиграет использование прецедентных имен, высказываний, ситуаций различногопроисхождения, в первую очередь античного и библейского.5) В то время как в творчестве многих современников Шекспира имеет местоэклектическое соединение логически несовместимых представлений о судьбе и воле, впроизведениях самого драматурга противоречащие друг другу взгляды и способыосмысления событий отчетливым образом сталкиваются, как в эксплицитной, так и вимплицитной форме, в том числе благодаря особенностям композиционной организациипроизведений.
Сосуществование в рамках одной пьесы взаимоисключающих трактовоксобытий способствует вовлечению зрителя и читателя в активный процесс интерпретациипроисходящего на сцене и за ее пределами в аспекте причины, смысла, цели.6) Личностные качества и особенности поведения шекспировских героев во многомпредопределяются характером их представлений о судьбе и воле. Сама приверженностьтой или иной системе взглядов осмысляется, таким образом, как существенный факторсудьбы.127) В пьесах Шекспира (особенно в трагедиях и трагикомедиях) существует глубиннаявзаимосвязь между доминирующими в них представлениями о судьбе и воле ижанровыми характеристиками произведений.Апробация основных положений диссертации была проведена в форме докладовна международных научных конференциях и круглых столах: XIX Международнаянаучная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012»,секция «Филология» (МГУ, 9-13 апреля 2012 г.); XX Международная научнаяконференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013», секция«Филология» (МГУ, 8-13 апреля 2013 г.); XXI Международная научная конференциястудентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2014», секция «Филология» (МГУ,7-11 апреля 2014 г.); Международная научная конференция ИИУ МГОУ «Формированиекультурной и языковой компетентности в процессе изучения иностранного языка.Интернет и изучение иностранного языка» (ИИУ МГОУ, 26-27 сентября 2014 г.);Международная научная конференция «XXV Шекспировские чтения 2014: Шекспир врусско-английскомкультурномдиалоге»(Москва,14-18сентября,2016г.);Межфакультетский круглый стол «Дискурс – пространство междисциплинарногоисследования: зависимость концептов и прецедентных имен от дискурсивной формы»(МГУ, 24 марта 2016 г.).13Глава I.
Теория и методология проблемы судьбы и воли в пьесахШекспира1.1. Обзор научной литературы по теме. Основные направленияисследования и выводыПо замечанию С. Моргенбессера, о свободе воли было написано больше, чем окакой-либо другой философской проблеме20. В западноевропейской истории споры о том,свободен ли человек в своем выборе и зависит ли его судьба от его воли, не утихали современ античности, а в эпоху Возрождения они разгорелись с новой силой21.
Несмотря наочевидный интерес к этой проблеме и самого Шекспира, вопрос о характере отражения ивзаимодействия в его пьесах современных ему представлений о судьбе остаетсянедостаточно изученным, хотя существует немало статей, посвященных различнымаспектам данной темы, рассмотренным в отдельности. Безусловно, они содержатмножество весьма ценных наблюдений, и наша первая задача в настоящем разделесостоит в том, чтобы рассмотреть и систематизировать как примененные в данныхработах подходы к анализу проблемы судьбы и воли в творчестве Шекспира, так иосновные выводы, к которым приходят их авторы.Вначалеобратимсякработам,посвященнымисследованиюотдельныхпредставлений, связанных с проблемой судьбы и воли в пьесах Шекспира.1.1.1.
Исследование отдельных представлений и образов, связанных спроблемой судьбы и/или воли, на материале одной или нескольких пьесМногие из авторов, затрагивающих разные аспекты нашей темы, отталкиваются всвоем исследовании от того или иного представления или вопроса, связанного спроблемой судьбы и/или воли и распространенного в эпоху Возрождения. Далее онистремятся выявить следы этих философско-теологических концепций или популярныхпредставлений в одной или нескольких пьесах драматурга.
Круг рассматриваемых имивопросов весьма широк. К ним относятся в первую очередь представления о Фортуне,20 Morgenbesser, Sidney, and James Walsh, eds. Free Will. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1962. P. 7.21 Wilders, John. The Lost Garden: A View of Shakespeare's English and Roman History Plays. Totowa: Rowman andLittlefield, 1978. P. 29.14Роке, Провидении, христианском Боге и языческих богах, а также связанные с нимипроблемы предвидения, истории и эсхатологии, астрологии, магии, самоубийства.Наиболее часто исследователи творчества Шекспира обращаются к образуФортуны.