Правый и левый в русской языковой картине мира, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Правый и левый в русской языковой картине мира", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Русский язык и языковая личность. 2-е изд, стереотипное. – М.:Эдиториал УРСС, 2002. – С. 24.9Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов.2-е изд. – М.: ЧеРо, 2003. – С. 112.10Там же. С. 92.10взглядов, поскольку они до сих пор влияют на повседневную жизнь черезсуеверия, легенды, религиозные верования, сказки, мифы и т.д.В мифологической модели мира противопоставление «правый –левый» соотносится с оппозициями «мужской – женский», «верх – низ»,«добро – зло». Так, слово правый используется в положительном значении,связанным с правдой, а левый – в отрицательном значении, связанном сложью.ИсследовательдуховнойкультурыславянскихнародовА.Н.
Афанасьев в работе «Поэтические воззрения славян на природу» (1865 −1869) пишет о том, что противоположность юга и севера сочеталась внародныхповерьяхсправойилевойстороной11.Указаннаяпротивоположность нашла отражение в народных поверьях: Не плюйнаправо, чтобы не отогнать от себя ангела-хранителя; плюнешь налево –попадешь в черта, и потому советуют, вставая поутру с постели, плеватьв левую сторону и растирать слюну ногою: этим средством прогонишьнечистого, и в тот день он уже не будет записывать за тобою грехи.Спать на правом боку почитают за грех, ибо можно задавить ангелахранителя.Ученые, занимающиеся историей культуры обращают внимание на то,что с древних времен левую руку рассматривали как нечто имеющееотношение к злу.
Этимологически слово лево связано с двумя значениями –«левый» и «несчастливый». Левая рука часто использовалась как символотрицания традиционной религии. Правой рукой Бог одаряет и творит, левой– карает.Противопоставление «правого» и «левого» играет особую роль вхристианских религиозных обрядах. Правая сторона имеет безусловноепреимущество в обрядовом действии. Религиозная составляющая оппозиции«правый – левый» предопределила восприятие ее культурно значимыхсмыслов, основанных на традиционных для христианства нравственных11Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу [Электронный ресурс]. URL:http://www.modernlib.ru/books/afanasev_aleksandr11представлениях о душе и теле, сакральном и мирском, божественном ичеловеческом, праведном и греховном.Научные сведения о сущности понятий «правый» и «левый»появились позже религиозных представлений, что пополнило содержаниесоответствующих понятий: учеными было доказано несоответствие правогои левого с точки зрения теории конгруэнтности, что впоследствии позволилоисключить различные дискуссии вокруг свойств данных объектов.В Главе 3 «Семантические поля ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ в русскомязыке как отражение русской национальной картины мира» рассмотренопроисхождение слов правый и левый, дано их подробное лексикографическоеописание,рассмотреныфразеологизмы,пословицыипоговорки,представляющие данное концептуальное единство в русском языке;выявляется структурная организация семантических полей ПРАВЫЙ иЛЕВЫЙ и определяются особенности функционирования единиц данногополя; разработана их классификация.Лексикографический анализ показал, что в толковых словаряхпредставлено два слова-омонима – правый 1 и правый 2.
Слово левый неимеет омонимов. В словарях приводится для лексемы правый 1 от 2 до 5значений, для лексемы правый 2 дается 3 значения, для лексемы левый – от 2до 5 значений. Слова правый 1 и левый в 1-ом значении являютсяпространственными указателями, связанными с телесным кодом человека:правый 1 – «расположенный на той стороне, которая противоположналевой»; левый – «расположенный в той стороне тела, где находится сердце».Толкование 2-го значения слов правый 1 и левый, соответственно«консервативный»и«радикальный»,сточкизрениясовременногословоупотребления противоречиво.
В свое время эти значения возникли врезультате метонимического переноса, сейчас они не могут рассматриватьсякак переносные и образуют самостоятельное семантическое поле. Всовременном русском языке наблюдается перверсия оппозиции «правый –левый» в политическом дискурсе.
Слово правый 2, как правило, включает12трилексико-семантическихварианта(«праведный»,«невиновный»,«правильно поступающий»), исторически связанных с 1-ым значением словаправый 1, о чем говорилось во 2 главе. В современном русском языке ихзначения приобрели статус прямых номинативных и могут быть объединеныв составе еще одного семантического поля.
Таким образом, можноструктурировать несколько семантических полей, которые условно можнообозначить следующим образом: ПРАВЫЙ 1(1), ПРАВЫЙ 1 (2), ПРАВЫЙ2; ЛЕВЫЙ (1). ЛЕВЫЙ (2), ЛЕВЫЙ (3). Однако концептуально эти полявзаимосвязаны и являются отражением концептуального единства ПРАВЫЙ– ЛЕВЫЙ, что подтверждается материалом фразеологии и паремиологии.В нашем исследовании в состав номинативных семантических полейвключались единицы разных частей речи, связанные семантически исловообразовательно с соответствующими архилексемами.Метафорические поля рассматривались отдельно.
В основе ихописаниялежаткогнитивныезоны,формируемыелексикойсоответствующих номинативных полей, которая приобрела в языкепереносные значения в составе фразеологизмов и пословиц.Некоторые из лексем, входящих в семантические поля, обращают насебя особое внимание. Примером таких слов являются десница и шуйца.Показательно, что толковые словари определяют значение слова десницачерез словосочетание правая рука, слово шуйца – через словосочетание леваярука. Приведены примеры: Шуя и десница – с пометой «высокое»; карающаядесница – о справедливом возмездии.
Еще одним подтверждением теснойвзаимосвязи этих лексем может служить вышедшее из общего употребления,но сохранившееся в религиозном дискурсе выражение: Избави нас Бог отшуя стоянья, сподоби десного пребыванья! – Избавь нас Бог от обиды икривды, пошли нам правду. Здесь связь прямых и метафорических значенийочевидна.Для изучения того, как понятия «правый» и «левый» отражаются врусской языковой картине мира, весьма важным является материал13паремиологии.
В данной главе пословицы и поговорки с компонентамиправыйилевыйиихпроизводнымирассматриваютсянарядусфразеологическими выражениями. В составе устойчивых словосочетанийэти лексемы употребляются в значениях:Правый 1(1). Расположенный на той стороне, которая противоположналевой.Правый 2(3). Невиновный; не нарушивший каких-нибудь норм, закона.Левый (1). Расположенный в той стороне тела, где находится сердце.Левый (3). Побочный и незаконный.Следует отметить, что некоторые фразеологизмы, которые в словареотнесены к слову правый 2 в 4 и 5 значениях, на наш взгляд, могут бытьотнесены к 1 или 3 группе.Во фразеологии находят отражение особенности национальногоменталитета.
Знакомство с пословицами и поговорками дает представление онациональной психологии и жизненных ценностях народа. В основе значенияфразеологическихсочетанийлежитантропоцентрическоепротивопоставление, связанное с ориентацией человека в пространстве ивосприятием им правой и левой стороны. В эту группу могут быть включеныустойчивые сочетания, связанные с анатомией человека: правая рука, праваянога, правое плечо, правый бок, правый глаз, правое ухо и, соответственно,левая рука, левая нога, левое плечо, левый бок, левый глаз, левое ухо. Они неявляются фразеологизмами в традиционном смысле, но, несомненно, связаныс идеей парности и телесным кодом, что определяет их устойчивость (ср.невозможность сочетаний правая голова, правый нос).
Сюда неизбежнопопадут и терминологические фразеологизмы: правое полушарие и левоеполушарие (мозга), правый желудочек и левый желудочек (сердца).Другиепримерысловосочетаний,отражающихданноепротивопоставление: левый берег / правый берег; левый фланг / правыйфланг, левое крыло / правое крыло; лево руля / право руля; лево на борт /право на борт.14Правая и левая стороны метафорически осмысляются в рядефразеологизмов, значительная доля которых также связана с телеснымкодом.
Например: с левой ноги встать; чего левая нога хочет; левой ногойделать что; одной левой; правая рука чья, у кого-л. и др.Фразеологизмы, включающие исследуемые нами слова, имеют разнуюстилистическую отнесенность. Наряду с выражениями, относящимися квысокому стилю (Боже правый! правое дело, правый суд), используютсяпросторечные сочетания (давать налево кому; ходить налево; пускатьналево кого).Часть пословиц включает слово правый 2 в указанных вышезначениях: Суд правый кривого дела не выправит (а кривой суд правоескривит). Чья воля старее, та и правее. Чем старее, тем правее, чеммоложе, тем дороже.
Правого Бог правит. Виноватый винится, а правыйничего не боится.Другие пословицы включают слова правый 1 и левый в ихпространственном значении. Но при этом их иносказательный смысл почтиво всех случаях совпадает с первой группой пословиц:Толковый сын – правый глаз отца. Говорит направо, а глядит налево. Ты,голубка, не сдавайся, правым крылышком отбивайся.Словосочетания правая рука и левая рука в составе пословицприобретают образность и выражают представления о разобщенности илиже, напротив, о согласованности и единении чего-либо или кого-либо:Правая рука не ведает, что делает левая. Левой рукой мосол (кость) держи,а в правой руке плеть кажи.
Человек без друзей – левая рука без правой.Такимобразом,врусскомязыковомсознанииукоренилосьпротивопоставление «правый – левый» как отражение центральнойнравственной антиномии «добро – зло».В Главе 4 «ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ в художественном тексте и вязыке средств массовой информации» слова правый и левый и ихсемантические производные рассматриваются в функциональном аспекте.15Концептуальное единство ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ реализуется в языке русскойхудожественнойлитературынапротяжениивсейееистории.Вдревнерусской литературе, с понятием правой и левой стороны связанахристианская тема выбора пути человека, которая становится ее ведущиммотивом.
К концу XVII века религиозные сюжеты и персонажи русскойлитературы сменяются вымышленными образами и светской тематикой.ВпроизведенияхрусскойклассическойлитературыXIXвекаантиномия «правый – левый» имеет разное преломление. Наиболееинтересное воплощение она получает в творчестве Н.В.Гоголя. В повести«Ночь перед Рождеством» (1830–1832) с понятиями «правый» и «левый»связана цветовая символика: «Солоха в праздник в церковь, надевши яркуюплахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзадинашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса12 … Но ещебольше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержалцерковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою скраснымицветами».Вхристианствеправыйсоотноситсяссиним(мистическим, трансцендентным) и золотым, или желтым (изменчивым,лживым) цветами13.