Диссертация (Поэтика «Песен» Э. Паунда), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтика «Песен» Э. Паунда". PDF-файл из архива "Поэтика «Песен» Э. Паунда", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Х. Кеннер и П. Мейкин72 предельно сближаютлирическое «я» Паунда с самим поэтом. К. Брук-Роуз, напротив, считает, что в«Песнях» представлены персоны-маски, за которыми Паунд «скрывался, черезкоторые говорил или которые пытался воплотить в жизнь»73. По мнению автора,одним из типично паундовских способов поэтической метаморфозы являетсяиспользование местоимений (или их отсутствие): «Я в "Песнях" — это обычнокто-то другой…»74. Дж. Борнстайн75 идет дальше, толкуя «Песни» в целом каканалог романтической психодрамы.
Подобно «Прометею освобожденному» П.Б.Шелли и «Иерусалиму» У. Блейка, поэма Паунда несет в себе драмумифологизированного разума, которая требует от нас будто бы одновременногопрочтения своих частей. Промежуточную позицию занимает А.Холдер, помнению которого сознание лирического персонажа «Песен» никогда «непоглощало своих авторов (или свои культуры) целиком», оставляя что-то запределами возможностей рефлексии, что «Песни», таким образом, — это«окончательнаядраматизациякосмополитизмаПаунда»76.ВпониманииМ. Эллманн, для которой образ лирического героя у Паунда тесно связан с70В частности, для Дж. Р. Хэррисона это идея развития: «Поэтическое развитие важнее, чем поэтическаясогласованность» (Harrison J.R. The Reactionaries. L.: Victor Gollancz Ltd., 1966.
P. 142).71The Ezra Pound Encyclopedia / Ed. by D.R. Tryphonopoulos, S.J. Adams. Westport (Ct.), L.: Greenwood Press, 2005.72Makin P. Pound's Cantos. L.: Johns Hopkins UP, 1985.73Brooke-Rose C. A ZBC of Ezra Pound. P. 41.74Ibid. P. 136.75Bornstein G. The Postromantic Consciousness of Ezra Pound. Victoria (B.C.): University of Victoria, 1977.76Holder A. Three Voyages in Search of Europe: A Study of Henry James, Ezra Pound, and T.S. Eliot. Philadelphia, Univ.of Pennsylvania Press, 1966.
P. 179.14проблемойимперсональности,«Песни»показывают,чтоих«автор»(повествователь) «одновременно и не появляется, и не исчезает в привычномсмысле слова»77. В работе У.С. Флори78 центральный субъект «Песен»рассматривается как персонаж, ведущий борьбу за знание, за фокус видения мира,в том числе и борьбу с самим собой, борьбу литератора (man of letters) и человека(man).Обе обозначенные проблемы, в числе прочих, будут затрагиваться и внастоящем исследовании.Его предметом являются аспекты поэтики «Песен» в их связи ивзаимодействии друг с другом, объектом и основным материалом — песни IXLI, созданные поэтом с 1919 по 1934 гг.. Они объединены Паундом в трииздания: «Набросок XVI песен» (A Draft of XVI Cantos, 1925), «Набросок XXXпесен» (A Draft of XXX Cantos, 1930) и «Одиннадцать новых песен» (Eleven NewCantos, 1934).
Тексты рассматриваемого периода создавались в Лондоне, где поэтпроживал с 1908 по 1920 годы, а также в Париже (1920-1924) и Рапалло. Выборименно этих «Песен» объясняется тем, что они создавались в периодсвоеобразного творческого расцвета, когда, с одной стороны, Паунд уже отошелне только от чисто экспериментальной, но и от романтической, отчасти дажеподражательной неопределенности ранней лирики, а с другой стороны —развитие его взглядов еще не привело к превращению «Песен» в своего родапсихологический,социально-политический,культурологический«дневник»(вторая половина 1930-х − первая половина 1940-х гг.), определить поэтическиеособенности которого зачастую очень сложно, а подчас и вовсе невозможно.Цельисследованиясостоитвтом,чтобыпоказатьзначимостьдинамического измерения поэтики «Песен», выявить моменты, когда в сознанииих лирического субъекта происходят перемены, установить возможные причиныэтих77перемен,атакжеобозначитьосновныеточкимаксимальногоEllmann M.
The Poetics of Impersonality: T.S. Eliot and Ezra Pound. L.: The Harvester Press, 1987. P. 129.FloryW.S. Ezra Pound and Cantos: A Record of Struggle. New Haven, L.: Yale University Press, 1980.7815соприкосновения тематики и проблематики данных «Песен» с их поэтикой.Поставленной цели соответствуют следующие задачи:— уделить внимание использованию мифологических и мифопоэтическихобразов и его особенностям;— показать многообразие функций вставных цитат в тексте и изменения, которымподвергаются эти функции с течением времени;— проследить разработку образов исторических деятелей и современников автораи его лирического героя, в том числе литературных;— обозначить основные пути эволюции образа лирического субъекта, который,на наш взгляд, испытывает сильное влияние не только изменений в замыслахавтора, но и скрытых ритмов текста;— истолковать некоторые аспекты сложной композиционной структуры,стилистических и стиховых экспериментов, многоголосия в поэме.
Данныеаспекты будут рассмотрены в тесной связи не только с паундовской теориейпоэтического языка, но и со взглядами Паунда на задачи современных поэта ипоэзии.Таким образом, основные положения диссертации, выносимые на защиту,можно определить следующим образом:— несмотря на разобщеннось отдельных частей поэмы, динамические аспектыее формы зачастую помогают установить связи между песнями, созданными всамые разные периоды;— лирический герой вступает в сложные отношения с собственной и чужойречью, в том числе изначально оформленной как поэтическая, и именно этиотношения во многом определяют эволюцию хронотопа «Песен»;—текст«Песен»пронизанспецифическимискрытыми«ритмами»,представление о которых можно получить при рассмотрении его поэтики;— особенности поэтики «Песен» — первое, что помогает понять, каковы этапыразвития лирического героя Паунда.
Его эволюция определяется своего рода«природной» логикой, полной парадоксов, — в том числе, логикой осознания вязыке и речи самого себя или других персонажей.16При трактовке лирического субъекта мы опирались как на эпистолярноенаследие поэта, так и на его теоретические работы, а также на некоторыеимеющиесяисследованияпопоэтикелирическогоилироэпическогопроизведения в целом и по проблемам паундовской системы персонажей, вчастности. Настоящая диссертация характеризуется практически полным отходомот рассмотрения текста «Песен» в фокусе проблемы его целостности, а также отанализа образа лирического субъекта как неизменной величины.
Ее научнаяновизна определяется попыткой рассмотреть комплекс песен I-XLI каксвоеобразный путь трансформаций принципа динамики — мифологической,музыкальной, архитектурной, языковой, стилевой. Кроме того, некоторые песни(например, корпус «Прапесен», Ur-Cantos, 1917), «Песни Ада», «Песнь XX» инекоторые другие рассматриваются в отечественном литературоведении впервые.Вработеиспользуетсясинтетическийисследовательскийподход,включающий в себя историко-литературный, мифопоэтический, типологическийподходы, а также метод «пристального чтения». В качестве методологическойосновы выбраны работы по поэтике стихотворного текста (Ю.Н. Тынянов,К.Ф.
Тарановский, Ю.М. Лотман, М. Червенка и др.), проблемам культурнойпамяти (М. Хальбвакс, Е. Шацкий), мифопоэтики, феноменологии (М. МерлоПонти, Г. Башляр), теории и истории мифов и символов (Дж.Дж. Фрейзер,М. Элиаде, Х.Э. Керлот, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.), а также попоэтике европейского и американского модернизма (Р. Шлейфер, Д. Перкинс,М. Ливенсон, К. Брукс, Ф. Кермоуд и др.).Теоретическая значимость работы напрямую связана с решением ее задачи заключается в выявлении динамических особенностей текста «Песен»,проведении анализа некоторых особо значимых частей поэмы с точки зренияосновных тенденций развития творческой мысли Паунда, а также поэтическогомодернизма в целом.Практическая значимость диссертации заключается в возможностииспользования ее результатов в курсах по истории зарубежной литературы XXвека,вчастности,припостроенииспецкурсов,посвященныхангло-17американскому модернизму, месту поэзии в нем.Структураданнойработы,непретендующейнаподробноесистематическое описание «Песен» (для этого потребовался бы целый ряддиссертаций), соответствует поставленным в ней задачам.
В каждой из главобозначены те, на наш взгляд, существенные элементы поэтики тех или иныхпесен,появление,развитие,трансформацияилиисчезновениекоторыхсигнализируют о более глубинных переменах в поэтическом мировоззренииПаунда, иллюстрируют процессы формирования определенных структурныхвзаимодействий внутри поэмы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.ВоВведениипредставленыобоснованияактуальностииновизныисследования, обозначены его цели и задачи, дан краткий обзор основных работ оПаунде в целом, оценивается степень изученности и история вопроса анализа«Песен».В Первой главе, «Самоопределение лирического повествователя в песнях IIV», ставится задача охарактеризовать лирический субъект не только «Песен» наначальном этапе их создания, но и «Прапесен».
В главе отмечаются и изменения вподходе к нему от текста к тексту, а также делается попытка проследить егоразвитие (с этой задачей связан опыт анализа хронотопа в «Песни IV»).Вторая глава, «Погружение в историю и особенности поэтики песен VIIIXX», отражает стремление проследить поворот в сознании лирическогоповествователя, связанный с возросшим интересом самого Паунда к истории. Врамках этого процесса рассмотрены такие приемы и техники, как повтор,фрагментация, вставной рассказ, монтаж и др., предпринимается попыткаобъяснить смысл их использования в конкретных текстах.В Третьей главе, «Путь к актуальному: песни XXI-XXX и в "Одиннадцатьновых песен"», рассматриваются (в случае с книгой «Одиннадцать новых песен» вобзорном виде) особенности поэтики и отчасти проблематики «Песен» во второйполовине 1920-х – первой половине 1930-х, когда Паунд стремится к творческомуосмыслению не только исторических, но и общественно-политических проблем.18В Заключении делаются основные выводы исследования, а такженамечаются возможные пути дальнейшего рассмотрения «Песен».Апробация результатов исследования.
Диссертация была обсуждена ирекомендована к защите на заседании кафедры истории зарубежной литературыфилологическогофакультетаМосковскогогосударственногоуниверситетаим. М.В. Ломоносова. Отдельные аспекты и результаты настоящего исследованиябыли представлены в докладах на XIX (2012), XX (2013) и XXI (2014)международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов», а также освещены в публикациях, три из которых входят в переченьВАК:1. Об образах трех поэтов в первых «Cantos» Э. Паунда // Актуальныепроблемы филологической науки: взгляд нового поколения: Материалы XIXМеждународной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов»: Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2013. Выпуск 5.