Диссертация (Поэтика «Песен» Э. Паунда)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтика «Песен» Э. Паунда". PDF-файл из архива "Поэтика «Песен» Э. Паунда", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваФилологический факультетНа правах рукописиВинокурова Алина ИосифовнаПОЭТИКА «ПЕСЕН» Э. ПАУНДАСпециальность 10.01.03 — Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорТолмачѐв Василий МихайловичМосква — 20152СОДЕРЖАНИЕВведение .......................................................................................................................... 3Глава I.
Самоопределение лирического повествователя в песнях I-IV........... 201. «Три песни» и «Песнь II»: опыт анализа ............................................................. 212. «Песнь I» и ее рассказчики ................................................................................... 323. Поэтика хронотопа в «Песни IV» ......................................................................... 41Глава II. Погружение в историю и особенности поэтики песен VIII-XX ........
531. «Песни Малатесты»: поэтика фрагментарного ................................................... 532. Современный Запад и Древний Восток: песни XII, XIII и XVIII ..................... 673. Преисподняя языка и стиля: «Песни Ада» (XIV-XV) ........................................ 834.
«Песнь XX» и ее «рубежная» поэтика ................................................................. 91Глава III. Путь к актуальному: песни XXI-XXX и «Одиннадцать новыхпесен» ........................................................................................................................... 1001. Продвижение и возвращение: песни XXI-XXX ................................................ 1002.
Обзор «Одиннадцати новых песен»: основные черты проблематикии поэтики ................................................................................................................... 126Заключение ................................................................................................................
139Библиография ............................................................................................................ 1453ВВЕДЕНИЕИстория англо-американского модернизма в 1910–1930-е годы отмеченапоявлением немалого количества романов. Однако до определенного времениподобное трудно было сказать о поэзии крупных форм. Как справедливо отмечаетМ. Ливенсон, «поэтический модернизм, который делал столь сильный акцент намалых формах … столкнулся с проблемой поэмы»1.
С этой точки зрения особенноактуальным представляется изучение творческого наследия поэта-модерниста,который на протяжении значительной части своей жизни писал именно поэму —тот многочастный текст, который наряду с другими эпохальными, «эпическими»поэтическими произведениямиХ. Крейна,«Патерсон»У(«Бесплодная земля» Т.С. Элиота, «Мост»К.Уильямса,«Юнаяпарка»П.Валери,«Приблизительный человек» Т. Тцара и др.) составил своеобразный водоразделмежду тем, как лироэпическая поэзия писалась в XIX веке, и тем, как ее сталиписать после 1910-х годов.Речь идет об одном из олицетворений модернизма — американском поэтеЭзре Паунде (Ezra Loomis Pound, 1885-1972) и, пожалуй, главном егопроизведении — поэме «Песни» (Cantos, 1917-1966)2.«Песни», часто при жизни их автора сталкиваясь с непониманием, а порой иподвергаясь обструкции, тем не менее, вобрали в себя все основные приметывысокого поэтического модернизма: концепт видения, или своего рода нового«порядка», который помогает ему в поэзии приводить к упорядоченностираздробленность бытия, художнического материала; декларативное неприятиесимволизма (и, вместе с тем, глубинное родство с ним); проблематичностьидентификации лирического героя, других лиц, образов; особое отношение к«традиции» как к источнику живых эстетических смыслов, а порой и стремлениек непосредственному диалогу с ней; противопоставление в художественной1Levenson M.
The Modernist Lyric ―I‖: From Baudelaire to Eliot // Modernism. L., New Haven (Ct.): Yale UP, 2011. P.239.2Она известна в русском переводе под редакцией Я. Пробштейна как «Кантос», однако в настоящей диссертациииспользуется более ранняя версия перевода названия поэмы, принадлежащая А.М. Звереву, — «Песни» (от«песнь»).4образности,метрике,синтаксисединамическогоистатичногоначал;определенное стремление к эпизации лирики.«Песни» демонстрируют двунаправленную тенденцию творчества Паунда.В поэме отразились, с одной стороны, попытки художественного осмысления и взначительной степени продолжения традиции (в случае с Паундом это традицияэпической поэзии), а с другой — берущее начало в авангардистской картине мирастремление к «выработке нового культурного континуума»3. Различные аспектыэтой тенденции, воплощаемые на уровне поэтики самого масштабного и сложногопаундовского текста, на данный момент недооценена в нашей стране.Актуальность данного исследования продиктована, с одной стороны, явнонедостаточной исследованностью поэтики «Песен» в России (в частности,внимание в работе уделяется таким неизученным или малоизученным аспектам,как эволюция лирического субъекта, композиция «Песен», их связь на уровнепоэтики с произведениями раннего периода творчества Паунда), а с другой —возрастанием интереса к Паунду и к поэтическому модернизму в нашей стране впоследние 25 лет и вместе с тем возрождением сходного внимания в западномлитературоведении после некоторого спада 1990-х, первой половины 2000-хгодов.Степень изученности вопроса.
С 1960-х годов «Песни» регулярноиздаются в Великобритании (издательство «Faber & Faber») и США («NewDirections Books», «Harcourt Brace & Co») в составе ста двадцати текстов разнойдлины и разной степени подготовленности автором к печати. На русский язык«Песни»4 (равно как и ранние сборники стихотворений Паунда5), сталипереводиться сравнительно недавно.
Это безусловно связано с политическимивзглядами поэта, а также с технической сложностью переводов его наиболее3Гирин Ю.Н. Картина мира эпохи авангарда. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 67.Паунд Э. Паунд. Избранные Кантос / Пер. под ред. Я. Пробштейна. [Электронный ресурс] URL: http://arcadanourjahad.blogspot.ru/2009/04/blog-post_10.html.5Паунд Э. Стихотворения и избранные Cantos / Пер. под ред. Я. Пробштейна. Т.
1. СПб.: Владимир Даль, 2003;Паунд Э., Элиот Т.С. Паломничество волхвов. Избранное / Пер. под ред. К.Чухрукидзе. М.: Ecce Homo, 2005.Отметим также, что, помимо «Песен» и стихотворений переводились и некоторые критические работы Паунда(см.: Паунд Э. Путеводитель по культуре / Пер.
с англ., сост. и вступ. ст. К Чухрукидзе. М.: Логос, 1999).45изощренных текстов. В поэме синтезированы различные языки, различныеспособы версификации, явные и скрытые цитаты, аллюзии и реминисценции.Интерес к Паунду в англоязычном литературоведческом мире можноназвать относительно стабильным. Многие работы о поэте были созданы еще приего жизни. Среди них классические труды Хью Кеннера6, Ноэла Стока7, ХьюУайтмейера8, Кристин Брук-Роуз9. С момента смерти Паунда (1972) и по сей деньиздается научно-исследовательский журнал «Paideuma», посвященный творчествуПаунда, а также смежным вопросам истории литературы и культуры XX века.Многие статьи из него впоследствии легли в основу монографий о поэте.Отдельного упоминания заслуживает двухтомный труд многолетнего главногоредактора журнала «Paideuma» К.Ф.
Террелла «Путеводитель по "Песням" ЭзрыПаунда»10, являющийся наиболее полным на данный момент глоссарием «Песен»,включающим в себя элементы интерпретации отдельных паундовских образов. Вцелом же статьи о «Песнях» довольно часто выходили в сборниках. Самыеизвестные из опубликованных уже давно и ставших классическими — «Мотив иметод в "Песнях" Эзры Паунда» (1954)11, «Новые подходы к творчеству ЭзрыПаунда» (1970)12, «Исследования "Песен"» (1971)13. Из современных сборниковнаиболее содержательными представляются «Эзра Паунд в контексте» (2010)14 икембриджское собрание статей15. Следует также отметить ряд сборниковкритических статей современников поэта16, лекции (например, Р.Олдингтона17),6Kenner H.The Poetry of Ezra Pound. Norfolk (Ct.), N.Y.: New Directions, 1968; Kenner H.
The Pound Era. Berkeley(Ca.), L.A.: Univ. of California Press, 1971.7Stock N. Poet in Exile: Ezra Pound. Manchester: Manchester UP, 1964; Stock N. Reading the Cantos: A Study ofMeaning in Ezra Pound. L.: Routhledge & Kegan Paul, 1967.8Witemeyer H. The Poetry of Ezra Pound.Forms and Renewal. Berkeley (Ca.), L.A.: Univ. of California Press, 1969.9Brooke-Rose C. A ZBC of Ezra Pound. L.: Faber and Faber, 1971.10Terrell C.F.A Companion to the Cantos of Ezra Pound. Berkeley (Ca.), 1980.11Motive and Method in the Cantos of Ezra Pound / Ed. by L. Leary. N.Y.: Columbia UP, 1954.12New Approaches to Ezra Pound / Ed. by E.
Hesse. L.A.: Univ. of California Press, 1970.13Studies in the Cantos / Comp. by M. Henault. Columbus (O.): Charles E.Merrill Publishing Company, 1971.14Ezra Pound in Context / Ed. by Ira B.Nadel. Cambridge, Melbourne, NY: Cambridge UP, 2010.15The Cambridge Companion to Ezra Pound / Ed. by Ira B. Nadel.Cambridge UP, 2006.16Ezra Pound and Music: The Complete Criticism / Ed. and Comm. by R.M. Schafer. N.Y.: New Directions, 1977; EzraPound and Visual Arts / Ed. by H.
Zinnes. N.Y.: New Directions Books, 1980; Ezra Pound: The Critical Heritage / Ed. byE. Homberger. L., Boston: Routledge & Kegan Paul, 1972.17Aldington R. Ezra Pound and T.S. Eliot: A Lecture. Hurst, Berkshire: The Peacocks Press, 1954.6мемуары (Д.Холла18, поэтессы и друга Паунда Хилды Дулиттл19, а также егодочери, Марии20).Число монографий о творчестве Паунда и отдельных его аспектахчрезвычайно велико. Одни из них затрагивают в большей степени событияличной и творческой жизни поэта, биографические факты, и содержат минимуманализа конкретных произведений. Таковы, например, биографии, созданныеН.