Диссертация (Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке". PDF-файл из архива "Обозначение человека по признаку «внимание или безразличие к собственной внешности» в русском языке", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
«Собственное тело человека являетсяобъектом идеи, образующей человеческий дух, говорится в «Этике» [часть II,теорема 13]. Однако Спиноза, в отличие от Аристотеля и схоластиков, неМайданский, А.Д. Декарт и Спиноза о природе души: «мыслящая субстанция» или «идея тела»?// Психология и философия: возвращение души.
– М., 2003, – С. 76-91 [Электронный ресурс].URL: http://caute.ru/am/text/anima.html37Фаустова, А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности ифизической привлекательности // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире:здоровье, адаптация, развитие».Вып. 1, 2013 – С.43-44.
[Электронный ресурс]. URL:www.humjournal.ru38Зинченко, В.П. О человеческой душе и плоти / В.П. Зинченко, В.А. Подорога // Знание.Понимание. Умение. – М.: Московский гуманитарный университет, 2005. – № 1. – С.34-43;Подорога В. А. Полное и рассеченное // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост.:В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2005. – С. 67–138.2036утверждает, что эта идея образует сущность тела, – нет, у Спинозы идея(душа) лишь выражает природу тела в особой форме».39 Учения Декарта иСпинозы, при всем их различии, объединяет мысль о том, что человеческаядуша и тело не являются противоположностями. Это лишь разные по своейприроде субстанции.ФилософовНовоговременипривлекаетпонятиефизическойпривлекательности, они рассматривают проблему соотношения красивого иуродливого.
Умберто Эко (1932-2016)обращает внимание на трактатАнтонио Рокко «Об уродстве» (1635), где автор, говоря о безобразном,объясняет это тем, что о прекрасном сказано слишком много, и считает, что«для женщины некрасивая внешность – это залог честности, средство отпохоти, возможность придерживаться беспристрастия и справедливости».40При переходе от эпохи Возрождения к Новому времени философскиепредставления о внешности человека получают дальнейшее развитие.Определяющее значение для философии и культуры отношения к телу вэпоху Нового времени сыграли исследования И.
Канта, Г.В.Ф. Гегеля,И.Ф.Гербарта, Ф.В. Шеллинга. Они определили основы эстетики.Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) в «Антропологии спрагматической точки зрения» пишет о физиогномике как способе познаватьвнутреннее состояние человека по его внешности. Философ выдвигает тезисо возможности по внешнему облику и поведению познавать характериндивида и целого народа.41 И. Кант пишет, что эстетическая способностьсуждения есть художественное переживание, доставляющее удовольствие.Он рассматривает «эстетическое» с точки зрения двух категорий –«прекрасного» и «возвышенного». Кант приписывает так называемуюТам же.Цит.
по: История уродства / под ред. У. Эко / пер. с итал. под ред. А.А. Сабашниковой. – М.:Слово, 2007. – 456 с.41Яременко, С.Н. Внешность человека в культуре: дис. ... канд. филол. наук. – Ростов н/Д: Ростов.ун-т., 1997. – С. 7.213940«чистую» красоту цветам и иным творениям природы, говоря о человеке,использует понятие «сопутствующей» красоты.42Согласно представлению немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (17701831), идеал есть «переход идеи изящного в вещественное», поэтому онподразумевает материальную форму.
В этом утверждении видится аналогия сконцепцией Платона об идеях красивого и совершенного.Теоретическиеразмышленияокрасотемираифизическойпривлекательности человека развивались в XVIII-XIX вв. в другихэстетических концепциях. «Система эстетики» Вайсса 1830 г. определяетбезобразное как неотъемлемую часть прекрасного, «сущность, с которойнеобходимо считаться художественной фантазии».Антропоцентризм эпохи Возрождения дал начало идеям гуманизмаНового времени, что нашло свое отражение не только в рассужденияхфилософов, ученых и общественных деятелей, но и в произведенияхискусства. По словам М.А.Тимошенко, «если Тицианом обожествляетсяземное несовершенное тело, то Рубенсом – романтизируется».43 Полное телона полотнах того времени ассоциируется с чувственным изобилием,расцветом физических и душевных сил.Как пишет А.Г.
Фаустова, «в повседневной жизни конкретный вид илисостояние телесной оболочки является олицетворением материальногодостатка или принадлежности к определенному социальному классу.Например, черные гнилые зубы были показателем роскошной жизни – ихвладелец мог позволить себе дорогую еду, от которой они и портились.Чтобы соответствовать этому представлению, многие люди чернили зубыуглем».44 С эпохи Ренессанса и Нового времени начинается сознательнаямодификация тела ради достижения определенных целей. ВнешностьТимошенко, М.А. Человеческое тело как культурная форма: автореф. дис. … канд.
филос.наук.Нижний Новгород, 2009. – 25 с.43Там же.44Фаустова, А.Г. Историческая динамика представлений о человеческом теле, внешности ифизической привлекательности // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире:здоровье, адаптация, развитие».Вып. 1, 2013 – С.43-44. [Электронный ресурс]. URL:www.humjournal.ru2242человека становится способом демонстрации и личностных качеств, исоциального положения.451.2.4.
Переосмысление значимости человеческого тела на рубежеXIX-XX вековВ этот исторический период различные концепции телесностиполучили свое развитие в работах немецкого философа, основателяфеноменологии Э. Гуссерля и французских философов М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартра. В феноменологическом подходе, при котором психическоепереживаниекаждымчеловекомокружающегомирапризнаетсяфеноменальным, человеческое тело выступает как источник смыслов, какспособ выражения отношения к миру.46Представитель феноменологии и приверженец экзистенциализмаМ. Мерло-Понти (1908-1961) в книге «Феноменология восприятия» даетпоразительную интерпретацию связи тела человека и времени, говоря одвусмысленности бытия, которое выражает себя в двусмысленности тела,которая, в свою очередь обусловлена двусмысленностью времени: «Слияниедуши и тела в поступке, перерастание биологического существования в существование личное, природного мира – в мир культуры становятся ивозможными, и эфемерными благодаря временной структуре нашего опыта.<…> Всякое настоящее может заявлять свое право на то, чтобы остановитьнашу жизнь, это как раз и определяет его в качестве настоящего.
Коль скорооно выдает себя за тотальность бытия и на мгновение заполняет сознание,нам никогда не выбраться из него полностью, но время не исчерпывается имокончательно, оно остается чем-то вроде раны, через которую истекает нашасила. С тем большим основанием это особое прошлое, каким является нашеШкуратова, И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // СевероКавказский психологический вестник, 2009. – № 7/2.
– С. 24-29.46Гуссерль, Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии / перевод, предисловие ипримечания В.И.Молчанова // Логос. – 1991. – №1. – С.12-21.4523тело, может быть схвачено и присвоено индивидуальной жизнью лишьпотому, что она так и не вышла за его пределы, что она потихоньку егопитает и тратит на него какую-то часть своих сил, что это прошлое остаетсяее настоящим, как это можно видеть во время болезни, когда события теластановятся событиями дня».47В эпоху производства и потребления к человеческому телу и еговнешнему виду предъявляются новые требования. На первое местовыдвигается функциональность – способность выполнять определенныедействияивыдерживатьнапряженныйритмжизни.Этоможнопроиллюстрировать размышлениями философа и писателя-экзистенциалистаЖ.-П.
Сартра (1905-1980): «… В той степени, в какой мое тело указывает намои возможности в мире, видеть мое тело, касаться его – значитпреобразовать эти мои возможности в мертвые возможности. Этопреобразование должно с необходимостью влечь за собой полную этость(cecite) в отношении того, что есть тело как живая возможность бежать,танцевать и т.д. Конечно, открытие моего тела как объекта являетсяраскрытием его бытия. Но бытие, которое раскрывается таким образом, естьего бытие-для-другого».48 Сартр говорит, что можно согласиться с Платоном,который указывал «на тело, как на то, что индивидуализирует душу. Толькобыло бы неверным предполагать, что душа может оторваться от этойиндивидуальности, отделяясь от тела через смерть или чистую мысль, в томсмысле, что душа есть тело, как для-себя есть своя собственнаяиндивидуальность».49Отсюдаследуетотношениеквнешностикакуникальному ресурсу человека, с помощью которого он выражаетвозможности своей личности.В философии постмодернизма (М.
Фуко, Ж. Деррида) проблемы теларассматривались с позиций соотношения желаний и разума. В результатеМерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под редакцией И.С. Вдовиной, С.Л.Фокина СПб.: Ювента; Наука, 1999. – С.121.48Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., примеч. В.И.Колядко. М.: Республика, 2000. – С. 325.49Там же. С.326.2447этоговозникинтересктелукакисточникупротивостоянияпроблемы,связанныеинструментальному разуму.1.2.5. СовременныефилософскиестелесностьюВ наше время тело человека благодаря достижениям медициныперестало быть таинственной субстанцией.
Инновационные технологии:клонирование тела, искусственное выращивание человека в пробирке, ЭКО –все это порождает новые сложные философские и этические проблемы.Помнениюизвестногосовременногороссийскогофилософа,культуролога и литературоведа М.Н. Эпштейна, «в контексте новейшихтеорийискусственнойжизнииискусственногоразумапроисходитознаковление и обезжизнивание тела – семиотизация и девитализация,отношение к телу как к информационной машине, способной симулироватьлюбые биологические функции и превосходить в этом природу.