Н.В. Гоголь и У. Шекспир - поэтика драматургии в сравнительном освещении
Описание файла
PDF-файл из архива "Н.В. Гоголь и У. Шекспир - поэтика драматургии в сравнительном освещении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВАФилологический факультетНа правах рукописиЕвдокимов Андрей АндреевичН. В. ГОГОЛЬ И У. ШЕКСПИР:ПОЭТИКА ДРАМАТУРГИИ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ОСВЕЩЕНИИСпециальности:10.01.01 – русская литература10.01.03 – литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2011Работа выполнена на кафедре истории русской литературыфилологического факультета Московского государственного университетаимени М. В.
Ломоносова.Научный руководитель:доктор филологических наук, профессорВоропаев Владимир АлексеевичОфициальные оппоненты: доктор филологических наук, профессорГуминский Виктор Мирославович,главный научный сотрудникИнститута мировой литературыимени А.
М. Горькогокандидат филологических наук, доцентСаламова Софья Алаудиновна,Московский государственныйгуманитарный университетимени М. А. ШолоховаВедущая организация:Московский государственныйобластной университетЗащита диссертации состоится “5” мая 2011 года в 15 часов назаседаниидиссертационногосоветаД.501.001.26приМосковскомгосударственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991Москва, ГСП-1, Ленинские горы,МГУ, 1-йкорпус гуманитарныхфакультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ.Автореферат разослан “31” марта 2011 годаУченый секретарь диссертационного совета,кандидат филологических наук, доцентА.
Б. Криницын1Общая характеристика работыАктуальность темы исследования. Проблема литературных связейтворчества Н. В. Гоголя и драматургии У. Шекспира является одной из старейших в отечественной компаративистике. Начало ей положила известная полемика К.
С. Аксакова и В. Г. Белинского о величине таланта, которым обладалавтор «Мертвых душ». Тем не менее, эта перспективная проблема не нашладолжного освещения ни в первых работах о творчестве Гоголя (П. А. Кулиша,Н. С. Тихонравова, В. И. Шенрока, Д. Н. Овсянико-Куликовского и др.), ни впозднейших научных трудах. До последней четверти XX столетия она оставалась на периферии литературоведения, удостаиваясь в лучшем случае упоминания (С.
И. Тимофеев, В. В. Гиппиус). Впрочем, в последние годы положениевещей стало меняться. Исследователи Л. В. Жаравина и Н. К. Седов положилиначало изучению биографических и литературоведческих аспектов гоголевского шекспиризма (термин П. В. Анненкова)1. Представляется перспективным тезаурусный подход (Вал. А. Луков, Вл. А. Луков) к изучению связей русскойклассической литературы и творчества Шекспира (Н. В. Захаров, А. Б. Тарасов), основу теоретического аппарата которого составляют понятия «шекспиризм», «шекспиризация», «концепт» (Ю.
С. Степанов), «вечный образ» и др.2Впрочем, сторонники этого подхода скептически относятся к изучению гоголевского шекспиризма.Исследование биографии Гоголя и сравнительный анализ его произведений и пьес Шекспира позволяет не только расширить представления о роли английского поэта в отечественном литературном процессе, но также увидеть вновом свете сочинения русского автора, творчество которого приходится на период интенсивной рецепции шекспировской драматургии в России.
Проблемагоголевского шекспиризма требует научной разработки. К актуальным проблемам относятся: накопление фактического материала, свидетельствующего о1Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху // Вестник Европы. Т. 8. Кн. 12. С. 457–489; Т. 9. Кн.
2.СПб., 1874. С. 481–558.2Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М., 2008.2знакомстве Гоголя с творчеством Шекспира, его анализ и интерпретация, атакже типологическое изучение аналогичных художественных явлений в произведениях обоих авторов. К настоящему времени эти проблемы находятся наначальном этапе изучения. Однако их разработка помогла бы восполнить лакуны в истории рецепции шекспировского творчества в русской литературе икультуре3.Сравнительное изучение творчества Гоголя и Шекспира является малоизученной проблемой. Обобщающих трудов по ней не существует, однако, некоторые ее аспекты освещены в немногочисленных статьях.
В этих работах исследовалась биографическая проблема знакомства Гоголя с творчеством Шекспира (Л. В. Жаравина)4, а также вопросы сравнительного изучения сочиненийписателей (Л. В. Жаравина, Н. К. Седов5). Ценные замечания содержатся в исследованиях отечественных и зарубежных гоголеведов (В. В. Гиппиуса,Ю. В. Манна, Е.
А. Смирновой, М. Я. Вайскопфа и др.), а также в коллективноймонографии «Шекспир и русская культура XIX века» (1965).В этой связи особое значение приобретает компаративное изучение типологических схождений (аналогий). Накопление материалов в этой области позволило бы со временем сделать выводы о наличии или отсутствии контактныхсвязей, а следовательно, поставить вопрос о роли шекспиризации в творчествеГоголя, т. е. об обращении к свободному от правил нормативной поэтики литературному творчеству, которое в XIX веке ассоциировалось с драмами Шекспира. Индивидуально-авторская интерпретация литературных универсалий иархетипов (Е.
М. Мелетинский), характерная для крупных писателей Новоговремени, очевидно, была свойственна Гоголю и Шекспиру. Несмотря на дис-3Примечательно, что два крупнейших исследования шекспиризма в русской литературе XIX века необнаруживают его следов в наследии Гоголя. См.: Шекспир. Библиография русских переводов и критическойлитературы на русском языке. 1748–1962. М., 1964; Захаров Н. В. Шекспиризм русской классическойлитературы: тезаурусный анализ. М., 2008.4Жаравина Л. В.
Шекспиризм Гоголя: к постановке проблемы // Литературно-критические опыты и наблюдения: Вопросы русского языка и литературы. Кишинев, 1982. С. 3–12.5Седов Н. К. «Русский Гамлет»: Образ Подколесина в культурно-исторической и историко-литературной перспективе // Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. Саратов, 2000. Вып. 3. С. 25–28.3куссии о правомочности изучения литературных аналогий6, типологическое исследование шекспиризма, намеченное в работе Н.
К. Седова, является перспективным. Изучение проблемы литературных связей творчества Гоголя с произведениями Шекспира с применением современных методов сравнительного литературоведения представляется актуальным.Предметом исследования стали комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Игроки» и пьесы У. Шекспира – комедия «Сон в летнюю ночь», историческаядрама «Генрих IV» и трагедия «Гамлет». Данные произведения относятся кзрелому творчеству обоих авторов, что позволяет подробно рассмотреть аналогичные темы, образы, мотивы и приемы в их литературном наследии.Целью работы является компаративное исследование творчества Гоголяв контексте драматургии Шекспира и анализ обнаруженных аналогий.Задачи диссертации:1.
Анализ существующей научной литературы по теме диссертации.2. Изучение биографических свидетельств о знакомстве Гоголя створчеством Шекспира, введение в научный оборот новых документов.3. Уточнение вопроса о владении Гоголя английским языком и о возможности им чтения Шекспира в подлиннике.4. Научное подтверждение гипотезы о ключевой роли Пушкина в знакомстве Гоголя с произведениями Шекспира.5. Раскрытие особенностей обращения Гоголя и Шекспира к литературным универсалиям, относящимся к литературоведческим категориям образа, сюжета, художественного приема.6. Рассмотрение жанровой специфики комедии Гоголя «Ревизор» всвете поэтики средневекового драматического жанра моралите.7.
Анализ использования Гоголем и Шекспиром приема «пьеса в пьесе» и его художественных особенностей у названных авторов.6См.: Шайтанов И. Зачем сравнивать? Компаративистика и/или поэтика // Вопросы литературы. М., 2009. № 5.С. 5–31.4Научная новизна работы обусловлена применением методов сравнительного литературоведения к материалу, который мало или вообще не подвергался сопоставлению. Системное сравнительное изучение драматических произведений Гоголя и Шекспира на значительном по объему материале проводится впервые.Методологией исследования стал системный сравнительный анализдраматических произведений Гоголя и Шекспира.
В рамках компаративногоисследования творчества Гоголя и Шекспира используются биографический,историко-литературный, сравнительный методы, а также приемы лингвистического, теологического и мотивного анализа.Практическая значимость исследования заключается в возможностииспользования результатов анализа рассматриваемого материала в лекционныхкурсах по истории русской литературы, сравнительному литературоведению,теории литературы и истории театра, спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Гоголя.Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.Основное содержание работыВо Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается история вопроса, формулируется предмет, цели и задачи работы, определяются основные методологические принципы исследования.В первой главе – «Н.