Марина Цветаева в Иране - типологические связи, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Марина Цветаева в Иране - типологические связи", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Всякой чистойженщине в мужчине видится опасность, и история любви к мужчине естьв то же время повесть о военных действиях, об осаде и взятии.Первичный женский инстинкт отталкивает их от мужского как отвражеского, насильственного.В этом отношении интересно стихотворение Цветаевой «В чужойлагерь» (1909). «Аx, вы не братья, нет, не братья», – восклицает она тем,которых ей, женщине, суждено любить:Пока вы рядом – смех и шутки,Но чуть умолкнули шаги,Уж ваши речи странно-жутки,И чует сердце: – вы враги.Это враждебное отношение к мужчине у Цветаевой носит сугуболичный, индивидуальный характер; у Фаррохзад оно имеет совсем иной8Дастгейб А. Двойственноть любви и страх исчезновения в поэзии Форуг // Моради Кучи Ш.Литература о Форуг Фаррохзад. – Тегеран, 2005.
С. 128.15аспект – более обширный и, как ни странно, обладающий некойсоциально-исторической и культурной обусловленностью. Подобноеразличие объясняется тем, что, в отличие от Цветаевой, Фаррохзад жила вИране – стране господствующего патриархата и незыблемой древнейтрадиции, однако переживавшей в середине ХХ века разгар движения засвободу женщин, и эта свобода в первую очередь требовалась в семье,поскольку именно здесь были сосредоточены почти все запреты. Помнению иранского писателя и критика Резы Барахани, стихи Фуруг – этостихи протеста. Он так пишет о ней: «Фуруг… первая женщина, котораявосстала против главы семьи… это восстание против главы семьиявляется восстанием против мужской иранской истории…»9.Именнопоэтомувстихотворенияхпоэтессыявственнонаблюдается бунт против традиционной семьи и своего рода попыткаотвергнуть брак как традиционный институт закабаления женщины, чтоярко проявилось в стихотворении «Кольцо» – произведении о женскойжизни, замкнутой в кругу семьи и дома.
Духовные запросы женщиныоказываются неудовлетворенными. Отсюда – горький итог, подводимыйгероиней и звучащий как предостережение ее сверстницам.«Не случайно стихотворение «Кольцо»обрело популярность вИране на рубеже 50 – 60-х годов, когда вопрос о правах женщины наобразование, на участие в общественной и политической жизни страныстоял особенно злободневно и остро. Не случайно Фаррохзад на какое-товремя (преимущественно в начальный период творчества) стала как быпоэтическим голосом женского движения»10.9Режим доступа:http://www.bbc.co.uk/persian/arts/story/2004/02/040214_bt-nm_forough.shtmlКляшторина В.Б.
Новая поэзия в Иране. М.: Наука, 1975. С. 191.1016Отныне тема «любовь – война», «любовь – противоборство» станетвсе более уверенно звучать в лирике Фаррохзад. Воспевание страстинасытит ее стихи элементами эротики, а иногда даже чертаминатурализма и послужит поводом к шумной дискуссии в прессе о мередозволенного и недозволенного в поэзии.Третья глава «Образ окна в поэтическом мире Марины Цветаевойи Форуг Фаррохзад» посвящена изучению образной системы обоихпоэтов.
В ней тоже обнаруживается определенное тождество. Такиеобщие для их поэтических систем образы, как дерево, птица, дом, окно,обретают символическое значение. В основе этой главы оказываетсяисследованиесодержательногонаполненияобразаокна,которыйстановится структурообразующим и смыслообразующим для многихпоэтических произведений обеих поэтесс. Однако в диссертациипредпринята попытка показать и другие элементы образной системыобоих авторов, часто имеющие архетипический характер.Один из них – образ дерева.
У Цветаевой он часто является однойиз метафор поэтического «я». Деревья у поэтов – символы вертикали,устремленности вверх. Оба поэта не любят горизонтальное движение, апредпочитают вертикальное. Оба они мечтают о полете. Полет – этодвижение вверх, в высоту, в небо, он символизирует освобождение отархаических запретов, бегство из прозаического, скучного мира в миридеалов, переход от прошлого и отжившего к новому и живому. Птица уних часто оказывается соотнесена с образом женщины, не ограниченнойрамками времени и пространственными границами земли.Кроме образов дерева и птицы важен образ дома.
Архетипическийобраз дома означает для Цветаевой и Фаррохзад особый уклад жизни. Их17лирические героини воспринимают дом как живое существо, преданноеим и понимающее их.Дальше автор реферируемой работы останавливает свое вниманиена образе окна как одном из важнейших для обоих поэтов. Стихотворениеу Цветаевой и Фаррохзад становится своеобразным окном, сквозь котороеможно взглянуть на душу поэта, ознакомиться с его взглядами,мировоззрением, ощущениями и переживаниями.В поэзии Цветаевой и Фаррохзад окно связано с внутреннимсмятением героини. Этому образу сопутствует мотив тьмы, тумана, злоговетра, который врывается в окна. Противопоставление тьмы и окна, света,льющегося из него, характеризует образную систему обоих поэтов.Ночь у Форуг – символ не только тьмы, но и волнения, и тревоги.
Ипоэтому, когда героине суждено расставание с любимым, «из окна вкомнату … ночь смотрит холодным, темным взором» («Узел», Ф.Фаррозад, 1957).У Цветаевой также, когда героиня переживает минуты разлуки,«сумрак льется из окна синей» и отражает час ее «любимых бредней, /лучших дум и самых горких слез», и «хоть как прежде с покорностью»смотрит она «в окно», «но шаги» ее «мерные резче» («По тебе тоскуетнаша зала... », 1910).Однако у цветаевской героини смятение соседствует с радостнымвосприятием мира.
Например, «В день Благовещенья» у Цветаевой «окнанастежь распахнуты», ей «ничего для себя не надо», и она улыбается «довечера».Лирической героине Форуг тоже знакомо радостное приятие мира,когда «рассыпаются / расстроенные удары любви» и «алтарь ее тела /18готов поклониться любви», и «в это время окна опять / распахиваются, /в сладости прикосновения разлитых в воздухе араматов» («Пограничныестены», сборник «Новое рождение», 1963).
В стихотворении «Завоеваниесада» также нет места тьме, ведь лирическая героиня рядом с любимым, иони «через окно, ведущее в сад, /уже сорвали яблоко / с той далекой,манящей ветви»11 .Для таких мятежных поэтов, как Цветаева и Фаррохзад, окнооткрывает пространство для побега из реального мира в мирвоображения. Итак, для того, чтобы помочь своему горю, поэтам«остается лишь одно: /и волочиться – и в окно, /прямо к морю»,(«Мятежники», М. Цветаева).«ОкноисвежийвоздухдляФоругявлялисьглубиннойпотребностью ее существа, - утверждает современный иранский поэтШамс Лангруди. - Она, как многие женщины, чувствует себя пленницей.Вообще женщины одержимы бунтарским чувством. Это чувство у Форугимеет внешние основания.
По существу, с первых же стихотворений,ставшихизвестнымичитателю,онапредстаеткакбунтарь,еенедовольство обстоятельствами своей жизни и жизни других иранскихженщин проявляется открыто. И окно для нее –дорога к свободе.Дорога, ведущая к солнцу»12.11Здесь содержится обращение к истории Адама и Евы, описанной как в Ветхом завете, так и в Коране.Они сорвали запрентый плод, яблоко, в результате чего Аллах изгнал их из рая.12Интервью соискателя с современным иранским поэтом, исследователем и членом иранского Союзаписателей, Мохаммадтаги Джавахери Гилани (Шамс Лангруди) в Тегеране о жизни и творчестве ФоругФаррохзад, лето 2011г.19Между прочим, Цветаева очень любила свое оконце на чердаке13.Ее оконце так высоко, что никакой звук или движение не мешает ей иникто не имеет доступа к окну, чтобы постучать перстнем, она гостей неждет и у нее на той высоте господствуют абсолютный покой и приятнаятишина.Цветаевауподобляетэтотпокойитишинупокою,существующему в загробной жизни.
Ей кажется, что она погребена нанебе и крест оконной рамы на стене – метафорический образ креста надее могилой.В стихотворении «Уроненные так давно…» (1921) у лирическойгероини Цветаевой мрачные мысли, ее окно черно, ей не хочется жить, иее тянет выброситься в окно – она хочет домой, в другой мир, в объятияангела, к Богу, где вечный покой.В типологической близости с вышеуказанным стихотворениемЦветаевой находится стихотворение Форуг «Птица обречена на смерть»(1963). Здесь повторяются те же чувства, те же мотивы.
И Форугпереживает одиночество, ей тесно,вокруг тьма, окна темны, фанарипотушены, нет света. Она тоже, как и Цветаева, ощущает трагическоеодиночество: она говорит о последнем полете - падении как о неизбежнойсмерти, на что намекает и Цветаева в конце своего стихотворения.Интересно положение лирической героини обеих поэтесс поотношению к окну: она находится внутри дома или вне его.Когда лирическая героиня Марины Цветаевой находится внутридома, природа берет власть над ней, а когда она вне дома, ее взгляд13Чердачная комната в мезонине дома №6 в Борисоглебском переулке в Москве, где жила МаринаЦветаева в 1914—1922 годах.
В столетие со дня рождения Цветаевой, в 1992 году, тут был открытДом-музей Марины Цветаевой.20устремлен в окна извне, с улицы, ее окружает пространство городскогопейзажа, у нее проявляется ощущение внутренней освобожденности.У Цветаевой светлые окна в ночи – проявления жизни, света,противостоящего ночной тьме, и они ободряют и вдохновляют ее. Засветящимся окном – жизнь. Например, в стихотворении «Вот опятьокно…» (1916) уже не сумерки наполняют комнату через окно, а из окнасверкает свет и излучается теплота и энергия.Однако у Форуг не найдется ни одного стихотворения, где бы онасмотрела в окно извне дома.