Диссертация (Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)". PDF-файл из архива "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В целом,зародившийся в XX веке коллективизм, а также практический и утилитарный46подход к личности вызывали протест, который мог выражаться в разныхформах.В связи с этим, учений и концепций, так или иначе связанных синдивидуализмом, было великое множество.Среди мыслителей XX века, формулировавших важные для развитияиндивидуализма идеи, можно выделить Жан-Поля Сартра, Карла Ясперса,Карла Густава Юнга, Анри Бергсона. Так, согласно основоположникуфранцузского экзистенциализма Ж.-П. Сартру, человек сам выбирает свой путьи определяет своё существование и, что также немаловажно, несёт полнуюответственность за свой выбор [Краткий философский словарь: 338-340].Тема индивидуализма и индивидуальности звучит и в работах крупногошвейцарского психолога Карла Густава Юнга.
Он выделяет архетип Самости,который способствует достижению личной целостности и неповторимости, чторассматривается как конечная и высшая цель развития индивидуальности [К.Г.Юнг. Психологические типы, 1921].В целом, индивидуализм, став одним из важнейших явлений в философииXX века, оказал существенное влияние практически на все сферы жизничеловека, в особенности человека – носителя Западной культуры и идеологии.Развитие индивидуализма тесно связано с развитием либерализма.
В этой связисреди представителей либерального течения индивидуализм трактуется, какправило, с позитивной точки зрения и рассматривается как положительноеявление, способствующее освобождению и раскрытию личности человека.Параллельно с этой трактовкой индивидуализма получила развитие исовершенно иная точка зрения. В отличие от либералов, сторонникисоциализма относятся к индивидуализму достаточно отрицательно. Так,французский философ и политэконом Пьер Леру (1797 – 1871), который ввёл вобиход слово «социализм», противопоставляет «стремление человека ксвободе», с одной стороны, и «стремление к общественности», с другойстороны.
При этом Леру отмечает, что индивидуализм (который, по его словам,47нередко переходит в эгоизм) и абсолютный социализм (который есть не чтоиное, как тирания) являются двумя крайностями, которые следует избегать.Таким образом, мы видим, что понятие «индивидуализм» в западнойфилософии имело довольно долгую, нередко сложную и противоречивуюисторию. В каждом обществе вопрос о месте и роли индивида и степени егосвободы решается по-своему и нередко именно это определяет политическую исоциокультурную жизнь той или иной страны, оказывая существенное влияниена менталитет представителей той или иной культуры.2.2.
Формирование концепта «американский индивидуализм» и егоособенности.В данной работе «индивидуализм» рассматривается как сложныйкультурный концепт, основополагающий для американской картины мира.Столь важная роль индивидуализма в системе ценностей американцевобусловленарядомфакторовисторического,социально-политического,культурного характера. По словам советского и американского социолога В.Э.Шляпентоха, «эта страна [Соединённые Штаты Америки – авт.] создана богомв качестве экспериментального полигона в целях изучения социологиифункционирования общества в условиях максимального индивидуализма»[Шляпентох, 1992: 101].Тем не менее, само понятие «индивидуализм» имеет европейские, а неамериканскиекорни.Согласно«Американскойэнциклопедии»(TheEncyclopedia Americana), концепт «индивидуализм» появился во Франции,после Французской революции конца XVIII века.
Слово использовалосьсоциалистами, либералами, а также реакционерами для обозначения крайнеотрицательных, с их точки зрения, явлений, вызванных революцией:разрушения старого порядка, иерархии, сосредоточие человека исключительнона собственных интересах в ущерб общественным нуждам [EncyclopediaAmericana, 1991: 69].48КакотмечаетсоциологСтивенЛьюкс(StevenLukes),понятие«индивидуализм» пришло в Соединённые Штаты через работы различныхевропейских писателей и исследователей, таких как Алексис де Токвиль (Alexisde Tocqueville), Фридрих Даниэль Лист (Friedrich Daniel List), Мишель Шевалье(Michel Chevalier).
В своей книге Individualism Льюкс отмечает, что изначальнослово«индивидуализм»обладалоярковыраженнойотрицательнойконнотацией [Lukes,1973: 26].Более подробно на этом вопросе останавливается израильский автор,профессор американской истории Иегошуа Ариэли (Yehoshua Arieli). В книгеIndividualism and Nationalism in American Ideology (1964) он прослеживает путьразвитияиндивидуализмакакважнейшегоэлементаамериканскойнациональной идеологии.Ариэли утверждает, что изначально термин “individualism” появился вофранцузском языке в среде последователей французского философа исоциолога конца ХVIII – начала XIX вв.
Анри Сен-Симона и использовался вкрайне отрицательном значении, обозначая такие общественные реалии тоговремени, как разрыв преемственности поколений, отсутствие идеалов и веры,социальное расслоение, «бессовестная» конкуренция:“The term “individualism” was coined by the Saint-Semonians to characterizethe condition of men in nineteenth century society – their uprootedness, their lack ofideals and common beliefs, their social fragmentation, and their ruthless competitiveand exploitative attitudes which evolved from legitimized anarchy” [Arieli, 1964:211].Как мы видим, слово “individualism” используется здесь в окружениитаких отрицательно окрашенных слов, как “uprootedness”, “lack”, “ruthless”,“exploitative”.
Такое негативное восприятие индивидуализма как явления, пословам Ариэли, было во многом обусловлено неприятием социалистами иконсерваторамилиберально-демократическихубеждений,теорииестественного права, свободной торговли, стремления к частной свободе.49Именно в таком виде и с такой крайне отрицательной коннотацией термин«индивидуализм» пришёл в Соединённые Штаты в первой половине XIX века.СогласноэнциклопедииAmericana,ванглийскомязыкеслово«индивидуализм» было впервые использовано применительно к эгалитарной(тоестьпредусматривающейравныеправаивозможности)моделиобщественного устройства на примере Соединённых Штатов Америки.Иегошуа Ариэли, а вслед за ним и Стивен Льюкс отмечают, что уже в1839 году в одной из статей в сборнике The United States Magazine andDemocratic Review термин «индивидуализм» приобретает положительнуюокраску и начинает идентифицироваться с американскими национальнымиценностями и идеалами.
Само развитие цивилизации рассматривается какэволюцияформиндивидуализма.Болеетого,именновразвитиииндивидуальных прав и свобод автор статьи видит особое предназначение идолг Соединённых Штатов:“The course of civilization is the progress of man from a state of savageindividualism to that of an individualism more elevated, moral and refined <…> Thepeculiar duty of this country has been to exemplify and embody a civilization inwhich the rights, freedom, and mental and moral growth of individual men should bemade the highest end of all social restrictions and laws” [цит.
по: Arieli, 1964 op.cit.:191-192].В приведённом выше отрывке слово “individualism” употребляется средислов, обладающих ярко выраженной положительной коннотацией: “elevated”,“moral”, “refined”, “rights”, “freedom”, “growth”, “the highest end”. Это указываетна тот факт, что понятие «индивидуализм» обретало всё более положительныеинтерпретации по мере того, как развивалась и укреплялась американскаянациональная идеология. Можно сказать, что такое радикальное изменениеокраски слова «индивидуализм» отражает идеологическое отмежеваниежителей Нового Света от европейского мировоззрения, ведущее к тому факту,50что американцы стали осознавать себя как нацию со своим собственныммировоззрением и своей картиной мира.Огромное влияние на развитие индивидуализма в США оказалфундаментальный труд французского историка и политического деятеляАлексиса де Токвиля (Alexis de Tocqueville) «Демократия в Америке»(Democracy in America) (1835–1840), английский перевод которой вышел в 1840году.
Эта книга стала знаковой работой, и до сих пор именно на неё в первуюочередьссылаютсяразличныеучёныеиписателиприобсуждениииндивидуализма в Америке.Генри Рив (Henry Reeve), автор перевода «Демократии в Америке» наанглийский язык, счёл необходимым обосновать использование в переводезаимствованного слова “individualism”, поскольку ни одно из известных емуанглийских слов не могло выразить соответствующее понятие:“I adopt the expression of the original [individualism], however strange it mayseem to an English ear, partly because it illustrates the remark on the introduction ofgeneral terms into the democratic language…and partly because I know of no Englishword exactly equivalent to the expression” [цит.
по Arieli, 1964: 194].В первой половине XIX века термин «индивидуализм» не являлсяустоявшимся ни в английском, ни во французском языке. Об этом пишетТоквиль. По его словам, само слово “individualism” являлось для его временисовершенноновым,какисамоявление,обозначаемоеим.Егопредшественником и ближайшей по значению лексической единицей являлосьслово “égoïsme”, или “selfishness” (эгоизм): “Individualism is a novel expression,to which a novel idea has given birth.
Our fathers were only acquainted with égoïsme(selfishness)” [Tocqueville, 1966: 98].Исходя из этого, Токвиль сопоставляет понятия “selfishness” и“individualism” и формулирует различие между ними. Автор утверждает, чтоэгоизм (“selfishness”) является следствием чрезмерной любви человека к себе,он основан на «слепых инстинктах» и, будучи пороком, старым как мир, не51привязан ни к какой общественно-политической системе. Что же касаетсяиндивидуализма,онпредставляетсобойвыработавшееся,осознанноеотношение к миру.