Диссертация (Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)". PDF-файл из архива "Лингвокогнитивные характеристики основополагающих концептов американской картины мира (на материале произведений американской литературы ХХ века)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Индивидуализм основан не на инстинктах, а на ложныхсуждениях (“erroneous judgment”) [Там же: 98].Токвиль определяет индивидуализм как «взвешенное и спокойноечувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы себе подобных изамыкаться в узком семейном и дружеском кругу. Создав для себя, такимобразом, маленькое общество, человек перестает тревожиться обо всемобществе в целом» [Токвиль, 1994: 373].Несмотря на то, что внешне кажется, что индивидуализм сначала лишь«поражает только ростки добродетелей общественного характера», Токвильсчитает его гораздо более опасным проявлением человеческой натуры, чемэгоизм, поскольку индивидуализм в конечном итоге «поражает и убивает» всеобщественные блага и сам превращается в эгоизм [Там же: 373].Противопоставляя новый, демократический строй Соединённых Штатоваристократизму Старого Света, Токвиль выражает резко отрицательноеотношение к индивидуализму.
По словам Токвиля, если аристократия основанана преемственности традиций и поколений, то демократия эту преемственностьразрывает, в результате чего человек предоставляется сам себе, начинаетрассчитывать только на самого себя и считать, что его судьба находится тольков его руках. Это явление трактуется Токвилем в крайне отрицательном ключе:“Thus does not only democracy make every man forget his ancestors, but ithides his descendants and separates his contemporaries from him: it throws him backforever upon himself alone and threatens in the end to confine him entirely within thesolitude of his own heart” [Tocqueville, 1966: 99].«ДемократиявАмерике»вызвалавСоединённыхШтатахмногочисленные дискуссии и споры.
Примечательно, что индивидуализм какважнейший культурный концепт американской картины мира сформировался52во многом через разнообразные критические и публицистические работы,посвящённые труду Алексиса де Токвиля.ПервыйкомментарийпоповодутрактовкиТоквилемпонятия«индивидуализм» появился в одной из статей в Boston Quarterly Review в 1841году.
Автор статьи не столько обобщает взгляды Токвиля, сколько даёт своётолкование термина «индивидуализм», отражающее формирующееся в товремя отношение к этому явлению. Индивидуализм описывается какуверенность в себе, полагание исключительно на свои усилия и ресурсы: “thatstrong confidence in self, or reliance upon one’s own exertion and resources”. Пословам автора статьи, индивидуализм – это ещё и сильное стремление человекак собственным достижениям и победам вместо опоры на заслуги и почестипредков: “the strife of all our citizens for wealth and distinction of their own, andtheir contempt of reflected honors” [цит. по Arieli, 1965: 195].Слова “confidence” (“the belief that you have the ability to do things well ordeal with situations successfully” – LCDE), “wealth” (“a large amount of money,property etc.
that a person or country owns” – LCDE), “distinction” (“the quality ofbeing excellent and important” – LCDE) имеют положительную эмоциональноэкспрессивную окраску. Таким образом, явление, которое изначальнорассматривалось как опасное и разрушительное, стало играть, в глазахамериканцев, положительную роль, ведя, прежде всего, к освобождениючеловека как в общественной, так и в нравственной сфере.В этой связи стоит также упомянуть эссе Aristocratic Opinions ofDemocracy, написанное основателем и редактором журнала The Nation ЭдвиномЛоуренсом Годкином (Edwin Lawrence Godkin) в 1865 году.
В нём авторприводит гораздо более резкую критику отношения Токвиля к индивидуализмуи опровергает его взгляды. Годкин связывает развитие индивидуалистическогоотношения к миру в Соединённых Штатах с укладом жизни колонистов и сжизнью на Фронтире (“the frontier life”) [Godkin, 1865: 26], с теми трудностямии препятствиями, с которыми сталкивались первые переселенцы и их потомки.53Автор пишет о том, что, находясь на новом, ещё недостаточно хорошоизученном континенте и пытаясь построить на нём общество заново, колонистывынуждены были полагаться исключительно на свои силы. Они могли добитьсяматериальных благ только за счёт собственных стараний и труда, а не путёмполучения наследства, как это часто происходило в Старом Свете [Там же: 28].Это привело к идеологическому обособлению переселенцев от европейцев и ксозданию в Соединённых Штатах собственной системы ценностей и взглядов:“The settler gets into the habit of looking at himself as an individual, ofcontemplating himself and his career separate and apart from the social organization.We do not say that this breeds selfishness – far from it; it breeds individualism” [Тамже: 39].Если члены такого общества вынуждены упорно трудиться длядостиженияблагополучияиуспехаипреодолеватьмногочисленныесложности, по словам Годкина, результатом этого становится выработкаогромной энергии, отваги и уверенности в себе, переходящей порой втщеславие:“If the members of such a society are compelled to work hard for thegratification of their desires, to meet and overcome great difficulties and hardshipsand dangers, the result is naturally the production of great energy, of great audacity,and of a self-confidence that rises into conceit” [Там же: 40]По словам Стивена Льюкса, к концу Гражданской войны (1865 год) слово«индивидуализм» стало занимать важное место в словаре американскойидеологии.
Автор подчёркивает, что практически любая критика американскогообщества и государства в то время последовательно осуществлялась в пользурасширения прав и свобод индивида и поощрения инициативы с его стороны[Lukes, 1973: 28].Джон Уильям Дрейпер (John William Draper), знаменитый американскийучёный, философ и историк XIX века, незадолго после окончания Гражданской54войны и победы Севера отметил успехи новой общественной системы, тесносвязывая их с идеологией индивидуализма:“This wonderful spectacle of social development was the result ofINDIVIDUALISM; operating in an unbounded theatre of action.
Everyone wasseeking to do all that he could do for himself” [Draper, 1870: 207-208].Американский поэт и публицист Уолт Уитмен (Walt Whitman) такжеприветствовал демократическую систему победившего Севера, воплощающую,по его словам, прогрессивную силу современной истории, в рамках которойстало возможным сочетание личной свободы человека с социальнойответственностью. Основу демократического строя Уитмен связывает с идеейиндивидуализма, который он определяет как “the singleness of man” [Whitman,1871: 207].С лингвистической точки зрения, вышеперечисленные работы отражаюткардинальное изменение коннотации, заложенной в слове “individualism”:ингерентная отрицательная коннотация в языке-источнике превратилась вадгерентнуюположительнуюконнотациювамериканскомвариантеанглийского языка.По мере развития американского общества понятие «индивидуализм» всёпрочнее укреплялось в словарном составе американского варианта английскогоязыка, развивалось, усложнялось, обретало новые оттенки значений иинтерпретации под последовательным влиянием различных философских,социально-политических и культурных явлений, таких какновоанглийскийпуританизм, джефферсоновская демократия, философия естественного права,унитаризм,трансцендентализм,евангеликанизм,необходимостьСеверавыработать собственную идеологию и противопоставить её идеологии южан,социологические идеи Герберта Спенсера, социальный дарвинизм, а такжевозрастающая самоидентификация американцев как нации и связанное с этимпротивопоставление себя европейцам [Lukes, 1973: 28].55Т.Ю.
Ма в диссертации «Национальное сознание в контексте языка икультуры», ссылаясь на различные публицистические работы конца XIX века,говорит о становлении в это время новых общественных ориентиров:«Individualism, Private Property, the Law of Accumulation of Wealth, the Law ofCompetition» [Ма, 2001: 142]. По словам автора, индивидуализм стал широковосприниматься как один из важнейших принципов американского общества:«Индивидуалистический идеал приобрёл самодовлеющую значимость иего стали рассматривать как один из важнейших элементов системы ценностейи принципов функционирования общества, основу прогресса и дальнейшегоразвития американской цивилизации» [Там же: 142].В своей докторской диссертации Т.Ю. Ма перечисляет следующиеосновные черты американского характера: индивидуализм, свободолюбие,оптимизм, прагматизм, уверенность в собственных силах, устремлённость вбудущее [Ма, 2012: 23].Уже в XX веке важную роль в формировании понятия «американскийиндивидуализм» как основополагающего культурного концепта сыграла фигура31-го президента Соединённых Штатов Америки (1929 – 1933), республиканцаГерберта Кларка Гувера.
Управляя страной в крайне тяжёлое время началаВеликойдепрессии,Гуверпровозгласилконцепцию«твёрдогоиндивидуализма» (“rugged individualism”) как основу американского образажизнииамериканскогонациональногохарактера.Сточкизренияэкономического развития, это фактически означало отказ государства отвмешательства в коммерческую деятельность, а также отказ от какой-либозначительной социальной поддержки населения.