Диссертация (Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого)". PDF-файл из архива "Композиция повествования в многолинейном романе («Анна Каренина» Л. Н. Толстого)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М. В. ЛомоносоваНа правах рукописиДесятникова Александра ВикторовнаКОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В МНОГОЛИНЕЙНОМРОМАНЕ(«АННА КАРЕНИНА» Л. Н. ТОЛСТОГО)Специальность 10.01.08 - теория литературы. текстологияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧернец Лилия ВалентиновнаМосква – 20162 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…...3-18ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...…19-156Глава 1. Проблема художественной целостности в романе….…19-831.1. История жанра: герой и сюжет……………………………….….19-391.2.
Композиционно-повествовательные формы. Эпизод и циклизацияэпизодов…………………………………………………………………...….39-731.3. «Новь» И. С. Тургенева: новизна поэтики. От одноцентренного кмноголинейному роману………………………………………………....….74-83Глава 2. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого как многолинейный роман. «Мысль семейная» в системе зеркал…………………………..…84-1562.1. Толстой обещал «один роман, а дал – два»………………….….84-892.2.
Композиция повествования и эпизодные циклы……………...90-1262.3. Персонажи-светильники…………………………………….…126-156ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…157-162ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..…163-165БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………..…166-175 3 ВВЕДЕНИЕОбщая характеристика диссертации. Исследование представляет собой анализ повествовательной структуры многолинейного романа. Основноевнимание уделяется тому, как соотносятся между собой сюжетные линии вроманном повествовании: в какой последовательности рассказывается о техили иных героях и отношениях между ними, какие композиционноповествовательные единицы вычленяются в структуре повествования и какони расположены относительно друг друга, какова в целом повествовательная стратегия автора.Стали поистине крылатыми слова М.М. Бахтина: «…перед нами двасобытия – событие, о котором рассказано в произведении, и событие самогорассказывания (в этом последнем мы и сами участвуем как слушателичитатели); события эти происходят в разные времена (различные и по длительности) и на разных местах, и в то же время они неразрывно объединены ведином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте, включая сюда и его внешнюю материальнуюданность, и его текст, и изображенный в нем мир, и автора-творца, и слушателя-читателя»1.Ученый называет здесь разные аспекты, стороны произведения, остающегося единым и неделимым как эстетическая реальность.
Он намечает целый куст исследований, дополняющих друг друга. Степень изученности разных сторон, граней художественного целого различна, но, безусловно, «событие, о котором рассказано в произведении», на настоящий момент изученоглубже и полнее, чем «событие самого рассказывания».Если сюжет, понимаемый как ход событий в произведении со временАристотеля и Горация был предметом скрупулезного анализа (в применении 1Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.
М., 1975. С. 405-406. 4 не только к трагедии, но и к эпопее), то искусство повествования о сюжетеоказалось в фокусе литературоведческой мысли гораздо позднее (хотя и у античных мыслителей есть наблюдения на этот счет). Ценный вклад в изучение «события самого рассказывания» внесла русская формальная школа1910-1920-х годов, в особенности работы В.Б. Шкловского2. В практику анализа давно вошло, независимо от используемой исследователями терминологии (фабула/сюжет et vice versa), разграничение самих событий, в их хронологической последовательности, и изображения этих событий в линейнойпоследовательности текста. Классическими примерами анализа воздействияна читателя перестановок событий (инверсий) или умолчаний о некоторых изних могут служить разборы рассказа И.А.
Бунина «Лёгкое дыхание» Л.С.Выготским3, романа «Герой нашего времени» Б.М. Эйхенбаумом4.В сопутствующих творчеству размышлениях самих писателей накопилось немало размышлений и над оптимальной последовательностью в изложении событий, и над выбором субъекта повествования. Вспомним отброшенный Л.Н. Толстым первый вариант начала «Воскресения»: «Ложно начато. […] Я понял, что надо начинать с жизни крестьян, что они предмет, ониположительное, а то тень, то отрицательное. […] Надо начать с неё»5. Показательны и колебания над выбором субъекта повествования Ф.М. Достоевского, сначала избравшего для «Преступления и наказания» форму исповедиили дневника главного героя, но в итоге остановившегося на повествованииот третьего лица6.
О преимуществах и недостатках повествования от первогои от третьего лица размышляет П.В. Анненков в интереснейшей статье «Омысли в произведениях изящной словесности» (1855), посвященной раннимпроизведениям И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Анализируя «Записки охотника» И.С. Тургенева, критик отмечает, что благодаря перволичной формеповествования, «писатель сам себе назначает границы…», «от каждого пред 2См.: Шкловский В.Б.
О теории прозы. Л., 1929.См.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. (Гл. VII).4См.: Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961. (Гл. «Герой нашего времени»).5Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание. В 90 т. М-Л., 1928-1958. Т. 53. С.69.6Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 10 т. М., 1956-1958.
Т. 5. С. 581-582.3 5 мета он свободно берет только ту часть, которая или удачно освещена, илиживописно выдалась вперед. <…> Писатель, рассказывающий от себя, естьвместе с тем и адвокат своего дела». Однако «выводы, перечисленные намине даются даром»: сама личность рассказчика «должна обладать качествами,способными остановить внимание читателя»7.Все же собственно филологическое, комплексное исследование формповествования приходится на XX век. Обосновывается понятие «сказ» (в работах Б.М. Эйхенбаума8, В.В. Виноградова9). М.М. Бахтин противопоставляет «разноречие в романе» особому «поэтическому стилю», которому чужда«оглядка на чужие языки», прослеживает «формы ввода и организации разноречия в романе»10.
Уточняется и закрепляется термин «точка зрения» (понятие, не идентичное третьеличной или перволичной формам речи) – в предисловиях Г. Джеймса к его романам11, в книге П. Лаббока «Искусство повествования», где «сценический» способ изображения противопоставлен«панораме»12. Описываются разновидности «точки зрения» в работах Б.А.Успенского13, Б.О. Кормана14.
При этом теоретики находят в произведениях,давно ставших литературной классикой, многие ответы на свои вопросы. Типология «точек зрения», представленная в вышеназванных исследованиях,анализ взаимопроникновения «голосов» повествователя и персонажей в работах М.М. Бахтина «Слово в романе», «Из предыстории романного слова»,имеют огромный объяснительный потенциал, открывают читателю многиесекреты магической прозы классиков.Менее изученной по сей день остается структура повествования (наррации) как таковая. Между тем разъясненные ещё в «поэтиках» и «ритори 7Русская эстетика и критика 40-50 гг.
XIX века. М., 1982. С. 319-320.Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сб. ст. Л., 1969.9Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.10Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.
98, 113.11Джеймс Г. Из предисловий к Собранию сочинений (1907-1909) Пер. Т. Морозовой// Писатели США олитературе. М., 1982. Т.1.12Lubbock P. The craft of fiction. L., 1921. P. 66-67.13Успенский Б.А. Поэтика композиции // Он же. Семиотика искусства. М., 1995.14Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977.8 6 ках» формы монологической речи: повествование (т.е. рассказ об однократных событиях), описание, рассуждение и его специфика в художественномтексте, как и различные типы монолога и диалога, используемые не только вдраме, – весь этот традиционный инструментарий недостаточен для анализароманного повествования, где степень детализации изображения может бытьочень разной, где, как в музыке, меняется темп, где в рамках абзаца встречаются прошлое и настоящее, то сливаются, то разграничиваются разные модальности (например, сон и явь).Именно на этом круге вопросов сосредоточено основное внимание вданном исследовании, хотя поэтика романа рассматривается и в целом.Первый, исходный вопрос, с уяснения которого логично начать изучение структуры повествования (наррации), – это выделение композиционноповествовательных единиц, уяснение их границ, специфики и функций.
Следует оговориться, что слово «повествование» как филологический терминимеет два значения. «Первое – ведéние речи повествователем (нарратором)– посредником между миром героев и читателем-адресатом – в эпическихпроизведениях. За исключением прямой речи персонажей и рамочных компонентов, весь текст эпического произведения представляет собой повествование (нарратив), в котором при анализе можно выделить различные по своей функции фрагменты. Повествователь не только повествует, т.е. рассказывает о событиях, но и описывает, и рассуждает»15.Другое, узкое значение слова «повествование» – рассказ об однократных событиях, составляющих в совокупности сюжет или его часть, формамонологической речи, передающая, в отличие от описания или рассуждения,«динамику изображаемого мира»16.