Интрига в драматическом произведении (на материале пьес А.Н. Островского)
Описание файла
PDF-файл из архива "Интрига в драматическом произведении (на материале пьес А.Н. Островского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиСуворова Анастасия ВладимировнаИнтрига в драматическом произведении(на материале пьес А.Н.Островского)Специальность 10.01.08 – Теория литературы. ТекстологияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква, 2013Работа выполнена на кафедре теории литературы филологического факультетаМосковского государственного университета имени М.В.ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧернец Лилия ВалентиновнаОфициальные оппоненты:Овчинина Ирина Алексеевнадоктор филологических наук, профессорИвановский государственныйуниверситетпрофессор кафедры русской словесностии культурологииКабыкина Юлия Владимировнакандидат филологических наук,Институт криминалистики ЦСТ ФСБ Россиинаучный сотрудникВедущая организация:Институт научной информациипо общественным наукамРоссийской академии наук (ИНИОН РАН)Защита состоится 14 ноября 2013 г.
в 16.00 на заседании диссертационного советаД.501.001.32 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова поадресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус,филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московскогогосударственного университета имени М.В.Ломоносова.Автореферат разослан «____»____________________ 2013 г.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессорМ.М.ГолубковОбщая характеристика работыВ современном литературоведении нет единства мнений в определениитермина интрига; между тем он используется часто, особенно при анализедраматических произведений.
При кажущейся простоте толкования интригакак способ организации сюжета во многих исследованиях трактуетсяпредельно широко и неоднозначно, порой – поверхностно, нередкосближается, почти отождествляется с острыми сюжетными поворотами, сединым действием, богатым перипетиями. Так, под интригой понимается«расположение случаев действия», «завязка», «основная ситуация драмы»,«опорная точка комедии или драмы», «основная цепь событий», «сложное инапряженное сплетение действий»1. Сама множественность определенийсвидетельствует об отсутствии четкости в понимании сути интриги, оподмене ее смежными понятиями.В настоящей работе предложено понимание интриги в узком смыслеслова, выделяющее ее среди других способов организации сюжета;подчеркнута связь интриги и интригана (создателя, инициатора интриги);отмеченыразноеместо,котороеможетиметьинтригавсюжетепроизведения, и многочисленность способов ее ведéния; персонаж-интриганрассмотрен в двух аспектах: как действующее лицо (актор, входящий в тотили иной класс актантов2) и как характер, т.е.
носитель определенныхнравственных качеств. Обращение к театру Островского, с его яркойхарактерологией, подчеркивает актуальность разграничения этих аспектов.Предметомисследованияявляетсяинтригавдраматическомпроизведении. Она рассматривается как действие, сознательно направленное1В диссертации в Приложении№1 приведеныразличные определения интриги в основныхлингвистических и литературоведческих словарно-энциклопедических изданиях.2Данное разграничение восходит к традиции, заложенной В.Я.Проппом в его кн.
«Морфология сказки» (Л.,1928) и продолженной представителями структурализма в литературоведении второй половины XX в. Так,применяя схему В.Я.Проппа к сюжетным литературным произведениям, где действуют персонажихарактеры, А.-Ж. Греймас разграничивает логическое и семантическое измерения сюжета. При этомперсонаж, по справедливому замечаниюГ.К.Косикова, интересует французского структуралистаисключительно как актор – представитель того или иного класса актантов (герой, помощник и т.д.).
См.:Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998. (Гл.2:Структурная поэтика сюжетосложения: А.-Ж.Греймас и Кл. Бремон).1в определенную сторону каким-то персонажем (группой персонажей) –интриганом, преследующим свои цели с помощью обмана, хитрости, уловок,продуманного плана действий. Интриган в произведении выступаетодновременно как действующее лицо и как характер (в свою очередь,являющийся вариацией литературного типа – например, типа «самодура» впьесах Островского). В ходе анализа в работе четко различаются эти дваподхода к персонажу.Актуальность исследования определяется потребностью в четкомопределении интриги как литературоведческого понятия.
В особенности оноважно при анализе драмы, где действие по преимуществу протекает вограниченном и сравнительно легко обозримом времени и пространстве.Объектом исследования стали драматические произведения (восновном комедии), в которых искусство интриги представлено во всем еемногообразии, а личность интригана раскрывается наиболее ярко. ИнтригапоявляетсявдраменачинаясАнтичностиидалеесопутствуетмноговековому развитию западноевропейской драматургии. Выразительные,запоминающиесяпримерыинтригидаютримскаяпаллиата(Плавт,Теренций), комедия дель арте, анонимные средневековые фарсы (например,об адвокате Патлене, или Пателене), комедии, интермедии, трагедии эпохиВозрождения (У.
Шекспир, Лопе де Вега, М.де Сервантес), Классицизма(П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Б.Мольер, П.О.Бомарше), Романтизма (Ф.Шиллер),натурализма («хорошо сделанные» пьесы Э. Скриба, Э.М.Лабиша, В.Сарду идр.). Интрига успешно применяется в произведениях русских драматургов(Н.В.Гоголь, А.В.Сухово-Кобылин, Д.В.Аверкиев, Д.Т.Ленский и др.). Впьесах А.Н.Островского, основного создателя национального театральногорепертуара, выведена целая галерея наших, русских интриганов. Яркопередавая национальный колорит, Островский в то же время учитывал всвоем творчестве опыт западноевропейской драматургии, которую зналпрекрасно.
Он был переводчиком У.Шекспира, К.Гольдони, Н.Макьявелли,М. де Сервантеса, Плавта, Теренция и других авторов.2Научная новизна исследования состоит в предложенном пониманииинтриги в узком значении слова как некой последовательности сюжетныхходов, инициируемой в конечном счете интриганом; в попытке преодолетьразноголосицу в определении термина; в выделении интриги как одного измногих способов организации сюжета; в двустороннем подходе к персонажуинтригану – действующему лицу и характеру (типу).Методологическую основу работы составили, в первую очередь,многие труды по теории и истории драмы, по сюжетологии, в особенностиработыА.А.Аникста,М.М.Бахтина,А.И.Белецкого,Кл.Бремона,Б.В.Варнеке, А.Н.Веселовского, С.В.Владимирова, В.М.Волькенштейна, А.Ж.Греймаса, И.А.Едошиной, А.И.Журавлевой, Н.П.Кашина, Г.К.Косикова,Б.О.Костелянца, С.Д.Кржижановского, В.Я.Лакшина, Е.М.Мелетинского,А.Д.Михайлова,П.О.Морозова,Н.И.Ищук-Фадеевой,И.А.Овчининой,П.Пави, Г.Н.Поспелова, В.Я.Проппа, А.И.Ревякина, Е.К.Ромодановской,И.В.Силантьева, Н.Д.Тамарченко, В.Е.Хализева, Е.Г.Холодова, Л.В.Чернец,А.Л.Штейна, В.Н.Ярхо и др.
Широко привлекается в диссертацииприжизненная литературная и театральная критика пьес А.Н.Островского,заложившая основные направления последующего их обсуждения, вчастности спора о роли интриги в его произведениях. С целью выявитьжанровые приоритеты Островского рассматриваются жанровые каноны,господствующие на русской сцене в XVIII и в особенности в XIX в. (сопорой на репертуарные сводки Малого и Александринского театров, а такжена исследования репертуара провинциальных театров3).Цель диссертации – придать интриге статус «рабочего» понятия,которое может служить надежным инструментом анализа драматическихпроизведений; указать на разную степень ее присутствия в пьесах,обозначить основные способы ее ведéния; наметить, прежде всего наматериале пьес Островского, типологию интриганов как действующих лиц, с3См.: История русского драматического театра: В 7 т./ Гл.
ред. Е.Г.Холодов. М., 1971–1980. Тт.4–6 (раздел«Репертуарная сводка»); Андрейчикова О.И., Гуляева Н.М., Михновец Н.Г., Семенова В.В., Фоменко Д. О.Театр и Островский // А.Н.Островский. Энциклопедия / Гл. ред И.А.Овчинина. Кострома; Шуя, 2012. С.435–440; Петровская И.
Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., 1979.3одной стороны, и как характеров (типов), с другой. К анализу привлекаютсяпьесызападноевропейскихиотечественныхдраматургов(верхняяхронологическая граница исследования – конец XIX века, ознаменованныйрождением «новой драмы»). Главным же материалом являются пьесыОстровского.Практическая ценность работы состоит в возможном применении ееположений к анализу многих драматических произведений, в том числесовременных.На защиту выносятся следующие положения:1.