Интрига в драматическом произведении (на материале пьес А.Н. Островского) (1100806), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В пьесе подчеркивается, в частности, необходимостьжанрового разнообразия репертуара; как говорит Иоганн Грегори, выражая20Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Собр. соч.: В 6 т. М., 1959. Т.6.С.118.13мысли драматурга, «наскучит материя одна без перемены» (действие 2,явл.3). Труппа Грегори готовит и «Есфирь», на библейский сюжет, исмешную интермедию о Цыгане и Лекаре, которую артисты исполняют насцене (Островский использует прием «театра в театре»).В данной главе кратко освещается, с опорой на соответствующиеисследования, эволюция жанрового репертуара Малого и Александринскоготеатров, а также провинциальных театров, в прямой связи с жанровымиожиданиямиизапросамипублики,сложившейсясистемойамплуа,возможностями сцены и пр.
На этом фоне очевидно значение Островскогокак основного создателя русского драматического репертуара.ПрофессиональныйдраматическийтеатрвРоссиивозникаетзначительно позднее, чем в Западной Европе. В русском драматическомискусстве освоение художественного опыта Запада, упорядочение жанровойсистемы и выработка правил, которыми руководствовались драматурги втечение длительного времени, приходится прежде всего на XVIII век.Господствующие на сцене в этот период жанры – трагедия и комедия, впонимании которых авторы и зрители исходили из классицистических норми правил.
В драматическом спектакле высоко ценилось сюжетноенапряжение. Как писал Н.Буало: «Пусть напряжение доходит до предела / Иразрешается потом легко и смело»21. Созданию сюжетного напряжения,несомненно,способствовалаинтригакакформаборьбыпротивоборствующих сторон. Она успешно применяется в XVIII веке,помимо названных основных жанров, в комической опере, а в XIX векегосподствует или занимает значительное место в сюжетах пьес такихпопулярных жанров, как комедия, водевиль, дивертисмент, мелодрама,«слезная драма», оперетта, историческая драма и др.Островский, отдавая должное жанровому разнообразию и в то жевремя протестуя против примитивных пьес, засилья переводов и переделок,творил свободно, деканонизируя жанровые формы.
Драматург смешивал21Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. С. 78.14высокое с комическим, широко применял «распространенную экспозицию,дополняемую на протяжении действия отдельными сообщениями»22, вводил«лишние», тормозящие действие, эпизоды и «лишних» персонажей, на чтосетовали критики, строго разграничивавшие драму и эпос. С позицийтрадиционного понимания драмы выступил с развернутой критикой«постройки» пьес Островского П.Д.Боборыкин в 1878 г.23, т.е. незадолго дотого времени, когда на Западе внутреннее действие в пьесах начинаеттеснить внешнее (М.Метерлинк, Г.Гауптман и др.).Специфику драмы Островский, конечно, прекрасно осознавал.
Так, онпишет А.С.Шабельской (15 июня 1885 г.) о ее пьесе: «… драматическаяформаВамнезнакома.<…>“ГосподаЛапшины“естьповестьвдраматической форме, а никак не драма: представлять целый ряд событий,разделенных большими промежутками времени, не должна драма, – это не еедело; ее дело – одно событие, один момент, и чем он короче, тем лучше»24.Однако сюжетная динамика (она свойственна большинству его «комедий» и«драм») подчинена у драматурга более важной, с его точки зрения, задаче –раскрытию общественно значимого конфликта, сути характеров.
Онстремился писать ясно, мотивируя поступки своих героев их социальным,семейным положением, имея в виду прежде всего главный адресат своеготворчества – «свежую» публику, только приобщающуюся к искусству театра.Он хотел видеть в искусстве «школу нравов», которая помогла бы этомузрителю найти «разъяснение моральных и общественных явлений ивопросов, задаваемых жизнью»25.
Об этом, в частности, свидетельствуетрамочный текст его пьес: так, в заглавиях акцентируется «обобщение(“Бесприданница“, а не “Лариса Огудалова”)»; «в списках действующих лиц –22См.: Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974. С. 204.См.: Боборыкин П.Д. Островский и его сверстники // Слово. 1878. № 8.24Островский А.Н. О литературе и театре.
М., 1986. С. 331–332.25Островский А.Н. [Официальное письмо Н.С.Петрову] // Островский А.Н. О литературе и театре. М., 1986.С. 1532315следование принципу социальной и семейной иерархии, в подбореантропонимов – стремление как-то охарактеризовать героя…»26.Вовторомразделе–«ЖанровыеисюжетныеприоритетыОстровского» – рассматривается отношение драматурга к отечественному изападноевропейскому репертуару, подчеркивается великолепное знание иммноговековой театральной традиции.Подобно Гоголю, который был «сердит…на мелодрамы и водевили»27,Островский не писал ни в этих жанрах, ни в жанрах «феерий» и «оперетт».Создание драматически напряженного сюжета было не единственной егоцелью, но эта цель им тоже преследовалась, в особенности в пьесах конца1860-х – 1880-х гг.
Характерно признание драматурга в письме кИ.С.Тургеневу (от 14 июня 1874 г.), предложившему организовать перевод«Грозы» и ее постановку во Франции: «Напечатать “Грозу” в хорошемфранцузском переводе не мешает, она может произвести впечатление своейоригинальностью; но следует ли ее ставить на сцену – над этим можнозадуматься. Я очень высоко ценю уменье французов делать пьэсы и боюсьоскорбить их тонкий вкус своей ужасной неумелостью. С фр <анцузской >точки зрения, постройка “Грозы” безобразна, да надо признаться, что она ивообще не очень складна.
Когда я писал “Грозу”, я увлекся отделкой главныхролей и с непростительным легкомыслием отнесся к форме…»28. Эта,безусловно, слишком жесткая самокритика«поздних»пьес,гдеособоевниманиепредшествует созданиюуделено«постройке»,«расположению». В большинстве этих пьес используется весьма сложнаяинтрига.Знание прецедентных текстов, жанровых традиций способствовалотворческой свободе и разнообразию сюжетно-композиционных решенийОстровского.
Так, он смело включал песенные вставки и даже пляски насцену («Бедность не порок»), как это было принято в комической опере и26Кабыкина Ю.В. Рамочный текст в драматическом произведении (А.Н.Островский, А.П.Чехов). Дис. насоиск. уч. степени канд. филол. наук. М., 2009. С. 7.27Гоголь Н.В. Указ. соч. С.118.28Островский А.Н. О литературе и театре.
С.275.16дивертисменте; писал почти без сюжета, погружая зрителей в густой бытЗамоскворечья(«Утромолодогочеловека»),продолжаятрадициюсценических «физиологических» очерков; вводил задерживающие действиепатетические монологи, в которых изливали свою душу его страдающиегерои («Гроза»), как в трагедии; в других пьесах, преимущественнокомедиях, кипучая энергия изображаемыххарактеров требовала лихозакрученного сюжета, где переплетаются сразу несколько интриг, и он умелозавязывал их в один сложный узел, прибегая к приемам водевиля, маскарада(«Волки и овцы», «Красавец мужчина» и др.).
Учитывал Островский в работенад «постройкой» своих пьес и опыт западноевропейской драматургии, онбылпрофессиональнымпереводчикомУ.Шекспира,П.Кальдерона,П.Джакометти, И.Франки и др. Его перевод «Интермедий» М.де Сервантесадо сих пор – единственный29.В третьем разделе – «Место интриги и способы ее ведения в пьесахОстровского» – рассматриваются пьесы драматурга, в сюжете которыхзначительное место занимает интрига, хотя в нее вовлечены, как правило, невсе действующие лица. Рассмотрены различные комбинации интриг в пьесахс многолинейным сюжетом:1.
Интрига в главной и второстепенной линиях («Свои люди –сочтемся!», 1850);2. Интрига в главной линии («Шутники», 1864);3. Интрига во второстепенной линии («В чужом пиру похмелье»,1856);4. Несколько интриг в главной линии («На бойком месте», 1865);5. Несколько интриг во второстепенной линии («Горячее сердце»,1869).Кроме того, выделены:6. Контринтрига–ответноедействиеперсонажанаинтригу(«Тяжелые дни», 1863);29См. Приложение №2.177. Контринтрига-розыгрыш–контринтрига,сопровождаемаяпереодеваниями, разоблачениями («Красавец мужчина», 1883);8. Интрига-розыгрыш, близкая к «миражной» интриге. Сближение с«миражной» интригой возникает из-за самообмана героя пьесы.(«Шутники», 1864).Охарактеризованы средства и способы ведения интриги, к которымприбегают персонажи Островского.
Это распространение ложных слухов(«Последняя жертва», 1878), оговор («Невольницы», 1881), скрытая угроза(«Лес», 1870), шантаж («В чужом пиру похмелье», 1856), провокация(«Тяжелые дни», 1863), «волшебное» средство («Правда – хорошо, а счастьелучше», 1877), игра на чувствах («Последняя жертва», 1878), подкуп («Навсякого мудреца довольно простоты», 1868), фальшивый документ (вексель,письмо) («Волки и овцы», 1875), компрометирующая жертву информация(«Бешеные деньги», 1870), подброшенные улики («Не от мира сего», 1885),розыгрыш («Не все коту масленица», 1871), qui pro quo («Красавецмужчина», 1883).Надежное средство для достижения цели – диалог: часто сила слова,«диалог-поединок» и правильно выбранная речевая маска обеспечиваютинтригану успех.
Продуманная смена речевых масок – основа быстройкарьеры Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), крушениемкоторой он обязан только своему дневнику, выкраденному Мамаевой.В четвертом разделе – «Интриганы в пьесах Островского» – основноевнимание сосредоточено на характерах интриганов, ведь важнейшаяфункция сюжетов его пьес – характерологическая.Анализируются причины возникновения интриги: основным стимуломдля действий интригана является стремление к наживе, деньгам, к высокомусоциальному статусу. Два важных мотива в творчестве Островского – властьденег и власть любви – перекликаются друг с другом, при этом мотив денегне менее важен в творчестве драматурга, чем мотив любви.18Интриганы в пьесах Островского преследуют различные цели,добиваясь или не добиваясь успеха.














