Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
К тому же с течением времени авторами осваивались разныесюжетно-композиционные схемы, в которых фигурировал двойник. Таким образомвозникали интертекстуальные сюжетные мотивы, в которых закреплялась та илииная разновидность двойника (например, мотив сделки с дьяволом).Во втором разделе – «Два типа двойничества в античной литературе. Внешнееподобие в комедиях Плавта» – рассматривается вопрос об истоках основныхразновидностей двойничества в литературе – удвоении и раздвоении.
(В диссертациизанимизакрепленытерминыКржижановского–individuumиdividuumсоответственно.) Эти истоки коренятся в представлениях человека о дуализме всехявлений действительности. В мифологии этот дуализм отражается, в частности, вблизнечных мифах и в мифах о культурном герое и трикстере, сюжеты которых 9См.: Володина Н.В. Указ. соч. С.19-20; Чернец Л.В. Указ. соч.
С. 32-33; и др.9заимствованыантичнойлитературой.Так,ТитМакцийПлавт,используямифологический сюжет о братьях, разлученных в детстве («Два Менехма»),использует сходство персонажей для движения интриги, основанной на путаницедвойников. Следует заметить, что Плавт изображает героев сходными и внешне, ивнутренне; для античного сознания внешность находится в согласии с внутреннимсодержанием и определяет сущность индивида.
Поэтому в комедии «Амфитрион»Плавта Юпитер и Меркурий, принимающие облик смертных, уподобляются имсущностно, и «расподобление», а вместе с ним и развязка, происходит лишь тогда,когда боги принимают свой истинный облик.Вместе с тем, встреча со своим двойником (Меркурием) вызывает у Сосии, рабаАмфитриона, сомнения в собственном существовании. Проблема самоидентификацииобусловлена тем, что Сосия теперь наличествует в двух ипостасях. Внешний расколне обусловлен расколом внутренним и также проистекает из мифологическихпредставлений человека о вечном и преходящем (мотив передачи имени какреализация метафоры смерти), однако в дальнейшем именно эта сюжетная схема –встреча героя со своим двойником – будет использоваться для изображениявнутреннего мира героя в его нецельности и противоречивости.Третий раздел носит название «Individuum и его варианты в литературныйтрадиции».
В нем представлены разновидности двойничества, основанные наудвоении индивида, рассказывается об их формировании и видоизменении в связи сразвитием художественного сознания (в соответствии с этим выделены триподраздела). Так, в античной и средневековой литературе двойничество изображалосьс помощью персонажей, отличающихся полным совпадением – и внешним, ивнутренним. Эпическая традиция использует мотив подмены уже не с целью создатькомические положения: герои заменяют друг друга, чтобы помочь товарищу выйти изсложной ситуации. Близнецы в эпической литературе (например, герои жесты «Ами иАмиль») отражают высокий идеал дружбы и преданности. Их внешнее сходствообусловлено внутренним, герои представляются неделимым целым, на которомзиждется вселенная.Со временем эта разновидность двойников теряет свое содержательноезначение и становится лишь сюжетной схемой, которая может быть наполненасодержанием, отличным от традиционного.
Литература Возрождения, например,10использует эту схему для того, чтобы подчеркнуть в человеке индивидуальное начало,изображая внешне сходных персонажей внутренне различными (герои «Комедииошибок» У. Шекспира, Антифол Эфесский и Антифол Сиракузский, не имеют ничегообщего, кроме внешности). Идеал дружбы, в свою очередь, воплощается в сюжете,сходном с сюжетом эпической песни, однако действующими лицами являются не«высокие» герои, а простые люди, не менее достойные подражания, чем героипрошлого (эта идея воплощена, в частности, в восьмой новелле десятого дня«Декамерона» Дж. Боккаччо, рассказывающей о дружбе Тита и Джизиппо).С другой стороны, эпоха Возрождения может представлять двойниковindividuum'ов резко контрастирующими внешне, однако сущностно они продолжаютсоставлять содержательное целое.
По мнению М.М. Бахтина, это обусловлено особойсоциальной ситуацией, в которой имело место сосуществование двух аспектов жизнив сознании средневековых людей – официального и карнавального, благоговейносерьезного и смехового 10 . Это тот редкий случай, когда персонажи могут иметьразные цели, но жизненные пути их проложены по одной дороге, потому что в сердцеони носят одни идеалы (Пантагрюэль и Панург, Дон Кихот и Санча Панса и пр.).Внутреннее сходство таких персонажей и мотив странствия роднит их сдвойниками-близнецами, однако разное положение героев в системе персонажей изначительные (хоть и не сущностные) отличия их систем ценностей, обусловленныеразным социальным положением героя и спутника, позволяет говорить о новойразновидности двойников.
Как правило, спутник выполняет комическую функцию,пародируя главного героя, показывая, таким образом, «низовую» сторону жизни.Однако и сам герой может быть не менее комичным, чем его спутник, что яркопредставлено М. де Сервантесом в образах «хитроумного идальго» и его слуги.Двойник-спутник не только оттеняет, но и дополняет главного героя, создавая с нимединый, универсальный образ11.Этот тип двойников с течением времени тоже исчезает, превращаясь в паругерой и его дублер, где сходство «копии» с «оригиналом» носит ситуативный характер(часто такие персонажи появляются в «высокой» комедии классицизма: например, 10См.: Бахтин М.М.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья иРенессанса. М., 1965. С. 3-67.11См.: Рымарь Н.Т. Указ. соч. С. 98-99.11Оргон и г-жа Пернель в «Тартюфе» Мольера). Дублер уже неравноценен главномугерою и выполняет по преимуществу комическую функцию.Для изображения типичного явления действительности с XVII в. и до нашихдней используется двойня (термин С.Д. Кржижановского) – пара (или более)персонажей,наделенныхвнутреннимподобиемиолицетворяющихважноеобщественное или идеологическое явление.
Примерами могут служить такие герои,как Розенкранц и Гильденстерн в «Гамлете» Шекспира, Бобчинский и Добчинский в«Ревизоре» Гоголя и пр. Сущностное сходство в них может быть подчеркнутовнешним контрастом вплоть до разнополости (например, Ален и Жоржета из комедииМольера «Школа жен»). Иногда такие типы представлены не парой, а большимколичеством персонажей-двойников (например, шесть княжон Тугоуховских вкомедии Грибоедова «Горе от ума»). Это множественное «я», как правило,противопоставлено, а чаще и открыто (в самом сюжете) противостоит «единичному»главному герою.
С целью изобразить типичное общественное явление двойняпоявляется и в эпической литературе: герои русской анонимной повести XVII векаФома и Ерема, Иван Иванович и Иван Никифорович, Бувар и Пекюше изодноименной повести Г. Флобера, Лопухов и Кирсанов в романе Н.Г. Чернышевского«Что делать?» и пр.В четвертом разделе – «Dividuum в романтической и постромантическойлитературе» – представлены три основные формы двойничества, в основе котороголежит раздвоение. Истоки раздвоения как литературного феномена европейскойлитературы видятся в христианском типе сознания, представляющем человека вкачестве средоточия двух начал – божественного и земного. Стремление человека кБогу неминуемо встречает на своем пути преграды, расставленные дьяволом, ипотому человек обречен на вечную борьбу с их проявлениями в своей душе.
Всредневековой литературе борьба отражалась в жанре моралите, где конфликт добра изла в душе человека изображался при помощи двух персонажей или их групп(Богородица, святые угодники – Сатана, бесы), которые своими увещеваниямивоздействовали на человека, стараясь склонить его на свою сторону.«Неразумный» герой, вступающий на путь порока и заключающий сделку сдьяволом, мог быть спасен, но для этого ему нужно было искренне раскаяться(«Повесть о Горе-Злосчастье», «Повесть о Савве Грудцыне»). Если же вера в Бога и12Его милосердие недостаточна, то героя ждут вечные муки в аду. Среди сюжетов онераскаявшихся безбожниках самое широкое распространение имела история одокторе Фаусте.
Желание неограниченно пользоваться земными благами соединяетсяв этом герое с ярко выраженным личностным началом, желанием постигнутьсущность бытия, и потому уже в литературе высокого Возрождения Фауст оценивалсянеоднозначно: так, в трагедии К. Марло «Трагическая история доктора Фауста»,написанной за два века до творения Гете, хор не только порицает героя, но исочувствует ему.Развитие индивидуальности в эпоху Возрождения в сочетании с традицией,восходящей к «исповедальной» литературе (Блаженный Августин), заложили основудля психологического романа XVIII-XIX вв. Центром такого повествования стал герой,обладающийдвойственнойипротиворечивойнатурой.Осваиваемаяещеевропейскими просветителями («Племянник Рамо» Д. Дидро), тема двойственностичеловеческой природы получила глубокое обоснование в философии, эстетике илитературе европейского романтизма. Противоречивая человеческая личностьсделалась предметом пристального художественного анализа («Рене, или Следствиястрастей» Ф.-Р.
де Шатобриана, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. деМюссе, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и др.). Герои чувствуют в себеразлад разума и чувств, мысли их часто расходятся с действиями, они осознают своюдвойственность и мучаются от этого сознания. Наделенные силой и талантом, они неумеют приложить их к делу и потому не находят себе места в жизни.Формами воплощения в системе персонажей внутреннего конфликта в душегероя явились такие разновидности dividuum'а, как отражение, искуситель иоборотень. Эти двойники олицетворяют ту или иную сторону души героя, при этомобладая, в отличие от него, внутренней цельностью.