Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.)

Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.), страница 2

PDF-файл Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.), страница 2 Филология (31256): Диссертация - Аспирантура и докторантураДвойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.): Филология - PDF, страница 22019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Эсалнек. М., 2011. С. 22-35; и др.4Ценным подспорьем для подобного сопоставления служит «Словарь-указатель сюжетов имотивов русской литературы» под ред. Е.К. Ромодановской (Новосибирск, 2006, 2008. Вып.1-3).5двойничестве правомерно говорить не только применительно к романтической ипостромантической эпохе, но ко всей литературе – от античности до наших дней.3. На раннем этапе художественное творчество было тесно связано смифологией, откуда и берут начало основные формы двойничества (в частности,выделяемые О.М. Фрейденберг, Е.М.

Мелетинским, Л.А. Абрамяном и др.). Так, кпроблеме двойника имеют прямое отношение близнечные мифы, изображающиебратьев-близнецов; на их единстве и неделимости (иногда в сочетании с ярковыраженным контрастом, а порой и антагонизмом) зиждутся представления древнегочеловека о равновесии сил во вселенной.4. Английский исследователь Дж. Гердман отмечал, что «формы двойничестваколеблются между разделением и единством»5. Исходя из этого положения, можновыделить, с опорой на концепции С.Д.

Кржижановского6 и Ч. Серге, два основныхвидадвойничества.Первыйоснованнаудвоениииндивида,прикоторомизображенное явление (целое) представлено с помощью двух героев, повторяющих идополняющих друг друга (два Менехма у Плавта, Розенкранц и Гильденстерн изтрагедии Шекспира, Бобчинский и Добчинский в «Ревизоре» Гоголя, два генерала изизвестной сказки Щедрина и пр.).

Второй вид – раздвоение целого: два одноименныхперсонажа из рассказа Э. По «Вильям Вильсон», Петер Шлемиль и господин в сером вповести А. фон Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемиля», Голядкинстарший и Голядкин-младший в «Двойнике» Достоевского и т.д. Изображая такихперсонажей, автор занят уже не осмыслением общего явления, а наблюдением за егочастью – осознанием героем своего «раздвоения», его мыслями и чувствами,душевными переживаниями.Используя терминологию С.Д. Кржижановского, можно назвать «удвоенных»персонажей individuum'ами, а двойника, в котором воплощается грань сознанияцентрального героя – dividuum'ом.

В концепциях личности, развивающихся в XX в., вчастности, в исследованиях по глубинной психологии, особенно очевиден интерес кисследованию сложной структуры сознания («я», «сверх я», «оно» З. Фрейда; «тень»как средоточие бессознательного у К.Г. Юнга и пр.). Устойчивые по своей природе,виды двойничества на протяжении времени отражались в произведениях в разных                                                                                                                5Herdman J. The Double in nineteenth-century fiction. Basingstoke, L.: Macmillan, 1990.

P. 4.6  См.: Кржижановский С. Д. Философема о театре; Комедиография Шекспира // Собр. соч.: В5 т. СПб., 2006. Т. 4. С. 73-77; 192-195.  6вариантах, соответствующих тому или иному историко-литературному контексту. Этиварианты видоизменялись, порождая новые формы, или вырождались, превращаясь всвободную от идей двойничества сюжетную схему. Особый интерес представляютсмешанные формы, возникающие в эпоху романтизма и продолжающие причудливосочетаться по сей день.5. В творчестве Достоевского, где основным предметом изображения являетсяпротиворечивая, раздвоенная, не равная самой себе личность, преобладают dividuum'ы.Чаще всего это персонифицированные грани сознания главного героя-идеолога, тоесть другие герои.

Такие двойники помогают и самому герою, и читателю осмыслитьсуть идеи, претворенной с помощью данных персонажей в жизнь. В связи с этимважное значение приобретают категории раздвоенности и цельности как показателидинамики развития личности, ее эволюции, которая порой может быть и деградацией(Николай Ставрогин в романе «Бесы»).6. Для Щедрина, обращавшегося в основном к социальной психологии иработавшего преимущественно в жанрах нравоописательных (этологических) 7 ,наиболее подходящей формой являлись разновидности двойников-individuum'ов,посредством которых сатирик изображал определенные общественные явления,пороки и болезни общества.

Щедрин давал своим «собирательным типам» 8 яркиеноминации: помпадуры, ташкентцы, пенкосниматели и др. Каждый из типовпредставлен целой галереей персонажей-individuum’ов (ведь суть двойничества неменяется в зависимости от количества персонажей). Однако не все они статичны. Врезультате переживания серьезных жизненных конфликтов некоторые героиначинают осознавать драматизм своего «двоегласия» (например, Гаврила Разумов врассказе «Больное место»).

Нравственное пробуждение героя подчеркиваетсяизображением его прежних двойников, оставшихся неизменными. Эта формадвойничества представлена в позднем творчестве Щедрина.7. Между Достоевским и Щедриным, при всем различии художественных задачписателей, прослеживаются и общие черты, в том числе в способах освещения темыдвойничества. В творчестве обоих писателей есть двойники обоих видов:нравоописательный фон в романах Достоевского создается с помощью целых групп                                                                                                                7См.: Поспелов Г.Н.

Проблемы исторического развития литературы. М., 1971. С. 175-189.8См.: Покусаев Е.И. О собирательных типах салтыковской сатиры // Покусаев Е.И. Статьиразных лет. Саратов, 1989. С. 98-106.7двойников-individuum'ов, в то время как «хроническое двоегласие» у Щедринаполучает воплощение в системе персонажей ряда поздних произведений, гдепрослеживается романическая проблематика.Апробация диссертации. Наряду с публикациями, материалы настоящейработы были представлены в форме докладов на научных конференциях в МГУ имениМ.В. Ломоносова: «Ломоносов» (2007-2009, 2012), X Поспеловские чтения (2011).Практическая значимость.

Материалы диссертации можно использовать влекциях и практических занятиях по теории литературы, а также по творчеству Ф.М.Достоевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина.Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Работасостоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии.Содержание работыВо Введении обоснована актуальность темы диссертации, ее научная новизна,практическая ценность; определены объект, предмет и методы исследования,поставлены цели и задачи.В первой главе «Виды двойников в западноевропейской и русскойлитературных традициях» уясняются центральные теоретические понятия работы,и прежде всего «двойник» и те значения, которые это слово получило влитературоведении и смежных гуманитарных науках.В первом разделе – «Двойник как предмет исследования. Ключевые термины ипонятия» – рассматривается история вопроса: изучение феномена двойничества влитературоведении.

Как отмечено выше, слово «двойник» входит в разныесемантические группы. Но в любом случае под ним разумеется элемент структурыпроизведения, то есть персонаж. Таким образом, двойник мыслится как герой,обладающий физическим (внешним) или психологическим (внутренним) сходством сдругим персонажем или персонажами, причем данное сходство становится предметомосмысления если не героя, то читателя. Введение двойника в этом случаерассматривается как прием, используемый для воплощения авторской идеи,организации авторской картины мира.8С опорой на суждения С.Д. Кржижановского и Ч. Серге выделяются две линииразвития двойничества – раздвоение и удвоение.

Обе они предполагают наличиесущностного единства, душевного или духовного сродства персонажей. В связи сэтим разделением важным является место двойников в системе персонажей. Двойникимогут представлять собой пару равнозначных героев, сущностное сходство которыхобусловлено их сюжетной и идейной функцией, а также пару «оригинал» – «копия»,где за «оригиналом» закреплено центральное положение в системе персонажей, в товремя как «копия» олицетворяет ту или иную сторону его сущности.Важным понятием (особенно применительно к литературе XIX в.) является тип,под которым в настоящей работе подразумевается ряд персонажей, имеющихсобственные, неповторимые характеры.

Каждый из них, в свою очередь, представляетсвой вариант типа, последний же рассматривается в качестве инварианта. Персонаж,с одной стороны, предстает средоточием определенных индивидуальных черт, живойи многогранной личностью; с другой стороны, в его социальном поведении ипсихологии подчеркнуты свойства, объединяющие его с другими героями впроизведениях данного писателя или группы писателей. Знаком типа является егоустойчиваяноминация,как-то:«лишнийчеловек»,«маленькийчеловек»,«подпольный человек» и пр.9Обращение в работе к ранним этапам развития литературы, к даннымисторической поэтики продиктовано тем, что двойник на протяжении вековвидоизменялся.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее