Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Чижевский, М.М. Дунаев, И.А. Виноградов и др.). В работеиспользуются герменевтический, интертекстуальный, биографический и историкокультурный методы, позволившие составить целостное представление о библейскомтексте в творчестве Гоголя.Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждалисьна кафедральном семинаре аспирантов и соискателей и на заседаниях кафедрыисториирусскойлитературыфилологическогофакультетаМГУим.М.В. Ломоносова, отражены в докладах, представленных на научных конференциях:«XXI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодыхученых “Ломоносов”» (г.
Москва, 2014 г.), «XXII Международная научнаяконференция студентов, аспирантов и молодых ученых “Ломоносов”» (г. Москва,2015 г.), «Международная научная конференция “XV Гоголевские чтения”» (г.Москва,2015г.),«VIIМеждународнаястуденческаянаучно-богословскаяконференция» (г.
Санкт-Петербург, 2015 г.).Содержание работы отражено в семи публикациях:1.Пометы Н.В. Гоголя на Библии 1820 года издания: к истории вопроса //Гоголеведческие студии. Нежин, 2013. Вып. 3 (20). С. 348–354.2.Тема прощения в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович сИваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя // Русская речь.
М., 2015. № 2. С. 9–13.3.Лейтмотив Страшного суда в произведениях Н.В. Гоголя // Сборник13материалов научно-богословской конференции. СПб., 2015. С. 240–247.4.Пометы Н.В. Гоголя на Библии 1820 года издания: возвращение к теме //Вестник РУДН. М., 2015. №3. С.
14–20.5.Не участвуйте в делах тьмы (о смысле финала повести Н.В. Гоголя«Вий») // Литература в школе. М., 2015. №10. С. 6–8.6.Сокровища земные и небесные: об одной евангельской параллели кпроизведениям Н.В. Гоголя // Гоголеведческие студии. Нежин, 2015. Вып. 4 (22).С. 116–125.7.Гоголь и Рим: в поисках небесного // Пятнадцатые Гоголевские чтения.Творчество Н.В. Гоголя и европейская культура. М., 2016. – в печати.На защиту выносятся следующие основные положения диссертационногоисследования:1) библейский текст в творчестве Гоголя имеет определяющее значение дляадекватной интерпретации его произведений;2) новонайденные автографы (тринадцать новых карандашных помет Гоголя наполях его личной Библии, в том числе одно отчеркивание: шесть помет в ВетхомЗавете и семь в Новом Завете) расширяют сложившееся представление о гоголевскоймаргиналистике;3) карандашные пометы Гоголя на полях Библии помогают глубже понятьсмысл его произведений;4) библейский текст в творчестве писателя предстает в различных формах: ввиде цитат (в том числе скрытых), аллюзий, реминисценций, мотивов, образов,смысловых параллелей.
Он проявляется на разных уровнях поэтики – языковом,стилистическом, семантическом, сюжетном, композиционном;5) некоторые библейские мотивы (Страшного суда, земных и небесныхсокровищ) являются сквозными в творчестве Гоголя.14ГЛАВА 1БИБЛИЯ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА§ 1. Священное Писание в жизни Н.В. ГоголяИнтерес Н.В. Гоголя к Священному Писанию, своеобразие библейского текстав его произведениях обусловлены религиозным мировоззрением писателя. Изучениебиографическогоконтекстатворчества–историизнакомствасБиблией,особенностей воспитания в детские и юношеские годы и дальнейшего духовногосамообразования – способствует более полному и глубокому пониманию творчестваГоголя.С детских лет в доме писателя, по свидетельству биографов, царила атмосфераглубокого христианского благочестия, а Библия была неотъемлемой частьюсемейного уклада Гоголей-Яновских.
Именно в детские и юношеские годы былазаложена основа мировоззрения; по словам И.А. Виноградова, «именно семейноевоспитание явилось для Гоголя впоследствии той надежной опорой, которую несмогли поколебать затем никакие иные влияния» [Виноградов 2004: 159]. «Человексо временем будет тем, чем смолоду был», – замечал в конце жизни в разговоре сдрузьями сам писатель [Хитрово 1902: 545].Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед был священником,дед учился в Киевской Духовной академии, отец – в Полтавской семинарии. Матьписателя Мария Ивановна была женщиной верующей, часто посещала монастыри исвятые места.
В семье Гоголя любили читать Библию: в доме в Васильевке на столевсегда лежало Евангелие, любимым чтением матери, сестер и бабушки были ЧетьиМинеи в старинных кожаных переплетах [См.: Гоголь в воспоминаниях...: I, 84].С начала воспитания Гоголя вне семьи религиозному образованию в светскихучебных заведениях России стало уделяться повышенное внимание: была создана15обширная программа религиозного воспитания, увеличено в школах количествочасов, посвященных изучению Закона Божия и православного вероучения.
ВПолтавском поветовом (уездном) училище, где Гоголь учился в 1818–1819 годах,согласно распоряжениям Министерства духовных дел и народного просвещения«главная и существенная цель образования» заключалась в изучении Закона Божия, атакже в «чтении Нового Завета» [Виноградов 2004: 174]. Не удивительно, что черездва года при поступлении в Нежинскую гимназию высших наук князяА.Г. Кушелева-Безбородко писатель обнаружил отличные знания именно по этимпредметам, а по остальным оказался подготовлен менее хорошо [См.: Виноградов2004: 177].Не меньшее внимание уделялось изучению христианских основ и вНежинскойгимназии,гдеГогольучилсяв1821–1828годах.Согласно«Расположению учебных предметов в Гимназии высших наук князя Безбородко1820-го года», составленному директором В.Г.
Кукольниковым, и действовавшемтакже в 1821 году, два раза в неделю два часа отводились на изучение Закона Божия.Помимо основных учебных занятий каждый день проводились занятия по книге«Чтения из четырех Евангелистов и из книги Деяний Апостольских, дляупотребления в училищах».Жизнь в Нежинской гимназии напоминала монастырскую. В гимназии быладомовая церковь, общий духовник, читались общие утренние и вечерние молитвы,молитвы перед началом и окончанием уроков, была строгая дисциплина. Уставомпредписывались изучение Закона Божия два раза в неделю, каждый день полчасаперед классными занятиями чтение священником Нового Завета, вечером послезанятий чтение книг духовного содержания, ежедневное заучивание наизусть по дватри стиха из Библии [См.: Виноградов 2004: 179–180].Среди преподавателей гимназии сильное влияние на писателя оказал учительЗаконаБожияпротоиерейПавелВолынский.Посвидетельствуисторика16А.И.
Маркевича, учившегося в Нежине позднее, «единственный профессор,имевший на него [Гоголя – Е.Г.] сильное влияние, был богослов, что не осталось беззначения в дальнейшей жизни Гоголя» [Гоголь в воспоминаниях...: I, 434].Священник приложил много сил, чтобы привить своим воспитанникам любовь кСлову Божию. Он старался, чтобы ученики не только хорошо знали СвященноеПисание, но и понимали, о чем говорится в книгах Нового и Ветхого Заветов.Н.В.
Кукольников вспоминал, что протоиерей Павел Волынский читал с ними«превосходную книжку, которой, к сожалению, теперь не встречаю. Это толкованиеЕвангелий» [Лицей князя Безбородко 1859: 100].В старших классах отец Павел вел своеобразный курс нравственногобогословия, знакомя воспитанников с трудами святых отцов и учителей Церкви –Василия Великого, Иоанна Златоустого, Исаака Сирина и др. Некоторыеисследователи предполагают, что именно в 20-е годы XIX века Гоголь впервыесделал выписки из «Лествицы, возводящей на небо» (М., 1785) св. ИоаннаСинайского [Гоголь 1994: VIII, 828–829].
По позднейшему свидетельству Н.В.Гербеля, в числе предметов, преподававшихся в гимназии, было и «толкованиеЛитургии» [Лицей князя Безбородко 1881: 443]. Возможно, именно эти уроки сталиодной из причин, по которой спустя годы писательначал работунад«Размышлениями о Божественной Литургии».Любовь к слову Божию у Гоголя не исчезла и после окончания им учебы: гдебы он ни был – в родном поместье в Васильевке, в Петербурге, за границей – всегдадержал при себе Библию. Ежедневное чтение Евангелия – непременная обязанностьхристианина–сделалосьпотребностьюсюныхлет.Посвидетельствусовременников, писатель ежедневно читал по главе из Ветхого Завета, а такжеЕвангелие на церковнославянском, латинском, греческом и английском языках [См.:Гоголь в воспоминаниях: III, 746].
Он говорил: «Один только исход общества изнынешнего положения – Евангелие» [Хитрово: 551].17Гоголь пользовался Библией как учебником при изучении английского языка.По словам О.Н. Смирновой, он «изучал английский язык, читая Библию и Шекспира,чтоб иметь возможность читать потом Байрона, Стерна и Фильдинга» [Гоголь ввоспоминаниях...: II, 300]. Особая любовь к чтению Библии побудила писателявыучить в зрелые годы греческий язык, чтобы иметь возможность читать Евангелиев оригинале.
Сведения об этом имеются в мемуарах А.О. Смирновой [См.:Смирнова-Россет 1989: 496]. В 1842 году Гоголь писал М.П. Балабиной,своейбывшей ученице: «Приходило ли вам когда-нибудь желание, непреодолимое, сильноежелание читать Евангелие? Я не разумею то желание, которое похоже на долг икоторое всякий положил себе иметь, нет, сердечный порыв... но оставляюнеоконченною мою речь. Есть чувства, о которых не следует говорить...» (XIII, 17).Известно, что Гоголь не расставался с Евангелием.
О.В. Гоголь-Головнявспоминала: «Он всегда при себе держал Евангелие, даже в дороге. Когда он ездил снами в Сорочинцы, в экипаже читал Евангелие. Видна была его любовь ко всем.Никогда я не слыхала, чтобы он кого осудил. Он своими трудовыми деньгами многимпомогал...» [Гоголь в воспоминаниях...: I, 215].Писатель старался и сестрам привить любовь к Евангелию – и личнымпримером, и советами. «По его действиям, как я замечала, видно, что он обратилсяболее всего к Евангелию, и мне советовал, чтобы постоянно на столе лежалоЕвангелие. «Почаще читай, ты увидишь, что Бог не требует долго стоять на молитве,а всегда помнить Его учение во всех твоих делах»», – вспоминала Ольга Васильевна[Гоголь в воспоминаниях...: I, 214–215]. В своих письмах сестре он наставлял читатьапостольские послания внимательно, как и учат святые отцы: «Читай не помногу: поодной главе в день весьма достаточно, если даже не меньше.
Но, прочитавши,предайся размышлению и хорошенько обдумай прочитанное, чтобы не принять тебев буквальном смысле то<го>, что должно быть принято в духовном смысле» (XIV,49).18Гоголь старался приобщить к чтению Библии и своих близких друзей. Вапреле 1848 года, когда в Европе бушевали политические страсти, он писал графинеС.П. Апраксиной на обратном пути из Иерусалима: «Не смущайтесь никакимисобытиями мира. Проезжайте с Богом повсюду. Справляйтесь только при всякомпоступке вашем с Евангелием» (XV, 45).Искреннее желание поделиться с ближними найденным сокровищем неоставалось без ответа. Ф.
Беляев, эллинист, помогавший писателю в егобогословских занятиях, писал: «Благодарю вас тысячекратно за то, что вы менянатолкнули на мысль обратить внимание на наши православные священнодействия,которые возвышают мысль, услаждают сердце, умиляют душу и проч. и проч. Без вася бы не был деятельным в подобном чтении, а имея его только в виду, все быоткладывал, по моему обыкновению, в дальний ящик» [Шенрок 1898: IV, 349].Гоголь подарил в 1850 году один экземпляр Библии Д.К. Малиновскому,студенту юридического факультета. В этом же году Д.К.