Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта

Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта, страница 3

PDF-файл Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта, страница 3 Филология (31206): Диссертация - Аспирантура и докторантураБиблейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта: Филология - PDF, страница 3 (31206) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Этот путь начинается ипродолжается в земной жизни, в которой для человека очень важно «соработничество» сБогом, ощущение промыслительного действия Бога в мире.Библейский контекст религиозных поэтических циклов Донна может быть рассмотренс двух взаимосвязанных позиций:1) исходя из названия, структуры, системы образов, три цикла имеют своим источникомразличные формы молитвы и священных практик Западной Церкви. Поэтому библейскийтекст воспринимается через призму молитвенной практики.2) с другой стороны, три цикла – не простое стихотворное переложение молитвы, носвоеобразныйпоэтический«эксперимент»(А.Н.Горбунов),попыткасоединитьсвященное и мирское в поэтической форме. Библейский язык в данном случае являетсянаиболее приемлемой формой выражения своих собственных мыслей, но и вневременныхсмыслов,связанныхсфилософско-богословскимикатегориямигреха,вины,ответственности, свободы.Последний, четвертый параграф посвящен анализу религиозных стихотворенийДонна:«Крест»(TheCrosse),«Воскресение»(Resurrection,незавершенное),«Благовещение и Страстная Пятница» (The Annuntiation and Passion), «Страстная Пятница,1613.

Уезжая на запад» (Good Friday, 1613. Riding Westward), «Гимн Господу во времямоей болезни» (Hymne to God, my God, in my Sicknesse), «Гимн Богу-Отцу» (A Hymn toGod the Father). Три из указанных стихотворений («Крест», «Благовещение и СтрастнаяПятница», «Страстная Пятница, 1613. Уезжая на Запад») строятся на воспоминании оСтрастях Христовых. Библейский текст в этих стихотворениях представлен и в сюжете, ив образной системе. Иногда библейский текст предстает в стихотворении в виде цитаты,чаще неточной. Например, строка стихотворения «Крест» crosse thy senses (распни своичувства) отсылает к словам апостола Павла, к которому Донн обращается довольно часто:«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Кроме10того, в отдельных стихотворениях, как и в поэтических циклах, Донна занимаетпарадоксальность, антиномичность христианства. В «Литании» была предпринятапопытка найти «срединный путь», в «Священных сонетах» как одно из противоречийбыла обозначена антиномия «человек – венец Божественного творения» – «человек –грешник». В стихотворении «Благовещение и Страстная Пятница», как и в цикле «LaCorona», библейский текст включен в поэтику противопоставления.

В стихотворениипостоянно противопоставляются и одновременно соединяются рождение и смерть,радость и скорбь, начало и завершение. Такая «двойственность» поэтики обусловленадвойственностью тематики: стихотворение посвящено дню 25 марта 1608 г., когдаСтрастнаяПятница(подвижныйденьлитургическогокалендаря)совпаласБлаговещением, то есть день смерти Христа совпал с тем днем, когда ангел возвестилМарии о рождении Сына.В стихотворении «Гимн к Господу, Богу моему, написанный во время болезни»библейский текст включается в сложную метафору, организующую все стихотворение:больной, пациент – это карта (Mapp), врачи – это картографы (Cosmographers).

В этугеографическую метафору входят библейские образы, ситуации и концепты, которыеособым образом обыгрываются Донном. Например, следуя преданию, Донн говорит отом, что место грехопадения совпало с местом искупления (Paradise and Calvarie… stoodin one place), но с другой стороны эти два места встречаются в человеческой душе: Look,Lord, and finde both Adams met in me (Взгляни, Господь, как два Адама встретились вомне). Библейский контекст стихотворений Донна, не входящих ни в какие поэтическиециклы, довольно разнообразен, причем обращение к библейскому тексту можетрассматриваться как попытка не столько постичь Божество, сколько осознать глубинучеловеческой личности.

Чаще всего формы существования текста библейского в текстепоэтическом (как в стихотворениях, так и в поэтических циклах Донна) подчиняютсяединому принципу поэтики – принципу антитезы, бинарной оппозиции. В свою очередь,этот принцип является словесным выражением того, как Донн понимает христианство:христианство – это не только противопоставление, но прежде всего соединениенесоединимого.Вторая глава – «Религиозная поэма Джорджа Герберта «Храм» в библейскомконтексте» - построена на анализе религиозной поэмы «Храм» (The Temple) младшегосовременника и ученика Донна Джорджа Герберта (1593 – 1633).Первый параграф посвящен вопросу композиции поэмы, а также некоторымдуховным и культурным традициям, которые нашли своеобразное отражение в поэме11Герберта.

Проблема композиции была поднята в зарубежном литературоведении (вчастности, этому посвящена монография Стенли Фиша, а также главы исследований Л.Мартца). Поэма «Храм» трехчастна: она состоит из небольшой вводной поэмы«Церковноекрыльцо»(TheChurchPorch),заключительнойпоэмы«Церковьвоинствующая» (The Church Militant), а также центральной, наиболее объемной иизвестной части «Церковь» (The Church), состоящей из отдельных стихотворений.Структура поэмы объяснялась различными исследователями по-разному: ее сравнивали сХрамом Соломона, с архитектурой англиканской церкви, с литургическим годом, сжизнью христианина, со структурой молитвенного размышления4.

С. Фиш выдвигает иобосновывает гипотезу о связи творчества Герберта и порядка катехизации (наставленияв вере). Притом, что каждый подход может объяснить многие «темные места» поэмы,однако ни один не может служить безоговорочным основанием для определениякомпозиции поэмы.При прочтении стихотворений Герберта в библейском контексте необходимоучитывать различные религиозные и культурные традиции («коды»), без которых не будетпонятно функционирование текста библейского в тексте поэтическом.

Эти коды можноразделить на две группы:1. Духовные «коды»: протестантство (своеобразие англиканства как «срединного пути»),католичество (францисканство, салезианство).2. Культурно-исторические «коды»: эмблематика, метафоризм.Во втором параграфе анализируется сама поэма Герберта в библейском контексте.Вводная и заключительная поэмы (соответственно, «Церковное крыльцо» и «Церковьвоинствующая») проанализированы отдельно в самом начале параграфа.Основная трудность анализа заключается в структуре второй части поэмы («Церковь»).В связи с невозможностью структурировать стихотворения внутри второй части, вкачестве метода исследования был выбран анализ двух больших групп стихотворений:1.

Стихотворения, в которых библейский текст явлен эксплицитно (на уровне эпиграфа,сюжета, главного образа).К этой группе относится немного стихотворений, прежде всего это стихотворения, взаглавие которых вынесена какая-либо цитата из Нового Завета. Однако такихстихотворений в поэме Герберта всего четыре: Колоссянам 3:3, Жемчужина (Мф.13:45),Ефесянам 4:30, Аромат (2Кор.2:15). Их библейский контекст осознается самим автором,который словно составляет поэтический комментарий на те или иные новозаветные4Stanley Fish. The Living Temple: George Herbert and Catechising. – LA; L.: University of California Press, 1978.– 201 p. P.

8.12строки. В стихотворении «Аромат» таким материалом для комментирования становятсяслова апостола Павла «мы Христово благоухание…», то есть образ аромата, приятногозапаха; основой стихотворении «Жемчужина» является не только евангельский образ, нои сюжет притчи Христа.К этой же группе относятся стихотворения, в которых использован библейский сюжет:«Мария Магдалина» (Marie Magdalene), «Рождество» (Christmas), «Сион» (Sion),«Виноградная гроздь» (The Bunch of Grapes), «Одеяние Иосифа» (Joseph’s Coat), «23Псалом» (The 23d Psalme), «Аарон» (Aaron).

Однако Герберт не создает стихотворныепереложения (исключение составляет лишь «23 Псалом»). Например, в текстестихотворения «Одеяние Иосифа» нет упоминания о ветхозаветной истории, в которойбратья продают Иосифа в рабство. К эпизоду из Книги Бытия отсылает только название,содержащее библейский образ: в библейской истории братья обманывают отца, показываяему разноцветные одежды Иосифа, преданного ими из зависти, и говоря, что их брат былрастерзан дикими зверями. Этот образ, организующий стихотворение, может бытьрассмотрен и понят с двух позиций:- «одежды Иосифа» – это «одежды Радости» (Joyes coat): одеяние Иосифа становитсясимволом бренности человеческого существования, преходящести всех радостей искорбей;- образ «одеяние Иосифа» может быть рассмотрен в типологической связи с НовымЗаветом: по типологическому толкованию, Иосиф – это прообраз Христа.

«ОдеждыИосифа» – это «человечество Христа, в которое Он облекается, чтобы спасти людей»5.Таким образом, Герберт использует библейские сюжеты и образы с двоякой целью. Содной стороны, при обращении к Священному Писанию Ветхого Завета, поэтинтерпретирует все образы и ситуации типологически, то есть в контексте Нового Завета(как провозвестие Нового Завета). С другой стороны, библейский текст в стихотворенияхГерберта часто служит дидактическим целям: через него поэт наставляет читателя вкаких-либо этических моментах (например, стихотворение «Мария Магдалина» говорит онеобходимости очищения души через покаяние).2.

Стихотворения, в которых библейский текст явлен имплицитно (на уровне намека,концепта, реминисценции).Сюда относится большее количество стихотворений, поэтому здесь выделяетсянесколько групп стихотворений:5Tuve, Rosemond. A Reading of George Herbert. – Chicago: The University of Chicago Press, 1969. – 215 p. Pp.175 – 180.131) стихотворения, ориентированные на литургический год. Ориентация на литургическийкалендарь наиболее отчетливо прослеживается в первых десяти стихотворениях. Этистихотворения иногда прямо, но чаще косвенно цитируют элементы богослуженийПасхального Триденствия (Святых Четверга, Пятницы и Субботы). Герберт вводитчитателя с «Церковного крыльца» в «Церковь», а согласно практике западнойкатехизации, это не может произойти без переживания верующим событий СтрастнойНедели и Пасхи – центральных событий в жизни христианина и Церкви.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее