Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Библейский контекст поэзии Джона Донна и Джорджа Герберта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
В качестве материала берутся три религиозных цикла(«La Corona», «Литания», «Священные сонеты»), а также несколько религиозныхстихотворений.Первые три параграфа посвящены анализу соответствующих трех циклов, причем вкаждом конкретном случае выбирается тот или иной метод анализа, зависящий отспецифики поэтического цикла. Так, первые две поэмы, «La Corona» и «Литания»,отличаютсяжанровойстихотворныхтекстовспецификой,являютсякотораятекстысвязанасмолитвенные.тем,чтоКомпозиция,первоосновойпоэтикаипроблематика указанных поэм тесно связаны, соответственно, с молитвами Розария илитании.
Поэтому библейский текст становится для этих поэтических циклов«вторичным»: текст Священного Писания воспринимается через призму молитвеннойпрактики.Первый параграф посвящен анализу поэтического цикла «La Corona». В самомначале обосновывается связь поэмы Донна с католической молитвой Розария иприводятся различные варианты этой молитвы. Необходимо обратить внимание на то, чтоцикл «La Corona» структурой и образностью напоминает францисканский Розарий,состоящий из семи частей (Тайн). Молитва Розария строится на воспоминании о том илиином евангельском событии (Тайне), например, о Рождестве, Распятии, Воскресении. Этозначит, что молитва строится на основе евангельского сюжета.
Точно так же структура иобразность поэмы Донна «La Corona» основывается на сюжетах Евангелия, причемсюжеты выбираются из числа именно тех, которые входят в состав Розария: у Донна этоБлаговещение, Рождество, Обретение Отрока Иисуса в Храме, Распятие, Воскресение,3Греймас А.-С. Структурная семантика: Поиск метода. – М.: Академический Проект, 2004. – 368 стр. С. 125.6Вознесение. Помимо этого, поэма Донна связана с молитвой Розария «способомразмышления», то есть тем, как Донн представляет евангельские события в поэтическомтексте. Например, третий сонет цикла «Рождество» посвящен сразу несколькимсобытиям: Рождеству, поклонению волхвов, приказу Ирода об избиении младенцев,бегству в Египет. У евангелистов рассказ об этих событиях занимает одну или две главы(Мф.1, 2; Лк.2). Донн умещает все события в одном сонете: такой прием своеобразногообзора был характерен для созерцательных молитвенных практик типа Розария.
Крометого, от сюжета Обретения Иисуса в Храме Донн сразу переходит к Распятию, пропускаятакие важные события как Крещение Христа, Нагорная проповедь, Преображение. Эти жесобытия пропущены и в тех вариантах Розария, которые были известны Донну. С однойстороны, текст Библии является здесь первичным, так как Донн ориентируется на сюжетыи образы Нового Завета. С другой стороны, текст Библии является вторичным, так как онопосредуется текстом молитвы: евангельские сюжеты выбираются поэтом из числа техсюжетов, которые присутствуют в Розарии.
Донн использует не только сюжет, но иособую образность Розария, которая строится на воображении и на соединениинесоединимого в пределах одного образа. Например, в сонете «Рождество» (Nativity) Доннпредлагает душе «увидеть глазами веры» (Seest thou, my soul, with thy faith’s eyes)Божественного Младенца, «поцеловать Его» и «бежать с Ним в Египет» (kiss him, and withhim into Egypt go). Память и воображение человека восстанавливают ход евангельскихсобытий, а разум созерцает их, пребывая в так называемой «размышляющей» молитве.Такая особенность, как бинарность образа, также была характерна для созерцательноймолитвы: многие моменты Евангелия, в частности, Благовещение и Рождество, дляпроповедников и теологов являлись парадоксальными: Бог стал человеком, Небоспустилось на землю, Бессмертный обречен на смерть.
На таких антиномиях Донн строитвесь цикл «La Corona». В сонетах «Благовещение» и «Рождество» повторяется строка«Бесконечность вместилась в Твоем благословенном чреве» (Immensity cloistered in thydear womb). В сонете «Храм» антиномично осмысливаются слова Евангелия «В началебыло Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Донн говорит: «Слово нетак давно не могло говорить, и о чудо! / Вот Оно изрекает чудесное…» (The Word butlately couldn’t speak, and lo / It suddenly speaks wonders). Так осмысливается «тайна»обретения Отрока Иисуса в Храме: разговор двенадцатилетнего Иисуса с книжниками –это Его первая проповедь, но совсем недавно, будучи Младенцем, Иисус не умелговорить, хотя и был воплощенным Словом Божиим.Библейский текст цикла «La Corona» опосредуется текстом молитвенным: в полезрения поэта попадают те события земной жизни Христа, которые входят в Розарий.7Кроме того, Донн использует образность и «способ размышления», характерные именнодля созерцательного типа молитвы.Поэма «Литания» (1608), анализу которой посвящен второй параграф, обращается нек библейским сюжетам, но к библейским образам.
Библейская образность поэмы условноразделена на три части: образы «внечеловеческого мира» (мира Божественного), образы«человеческого мира», евангельские образы, связанные с Воплощением и земной жизньюХриста – посредника между Божественным и человеческим мирами. При том что Доннобращается к библейским текстам, однако название и композиция поэмы отсылают ккатолической молитве литании, которая поется или читается во время Мессы илибогослужений, а также во время торжественных религиозных процессий.
Донн следуетструктуре литании – обращения к Богу, к святым, к Христу (с рефреном «избавь нас»),прошения о нуждах, окончание («Агнец Божий…») – несколько переосмысливает ее дляпереложения в поэтическую форму. К стихотворениям «Литании» применяетсяпообразный анализ. Это связано со спецификой молитвенного прототипа поэмы Донна:литания использует не библейские сюжеты, но прежде всего библейские образы.
Длятого, чтобы сделать анализ библейского контекста поэмы более удобным, образыСвященного Писания были условно разделены на три группы:1) образы «внечеловеческого мира»: свет (огонь), Страшный Суд,Царство Божие,воскресение мертвых;2) образы «человеческого мира»: творение (образы из мира природы), человек как храмили какой-либо предмет (драгоценность), грех, смерть, сердце, покаяние, слезы, молитва;3) образы, связанные с земной жизнью Христа – посредника между Божественным ичеловеческим мирами: Воплощение и Рождество (Дева Мария), Распятие, Крест.Все перечисленные образы являются библейскими по своему происхождению.
Однакоони вписываются в особую молитвенную структуру, заимствованную Донном (снезначительными изменениями) у церковной литании: Донн последовательно обращаетсяк Богу-Отцу, Сыну, Святому Духу, Святой Троице, Деве Марии, ангелам, патриархам,пророкам, апостолам, мученикам и так далее. Композиция церковной литании можетобъяснить особенности композиции «Литании» Донна.
При этом библейские образытакже встраиваются в мироощущение Донна, которое в «Литании» можно определить как«англиканское». Основной предмет размышлений и прошений Донна в этом поэтическомцикле – это так называемый «срединный путь» (via media), к которому стремилосьангликанство, искавшее «золотую середину» между католичеством и протестантизмом.Так, восемнадцатое стихотворение, основанное на сюжете Рождества Христова, являетсяразмышлением поэта о богатстве и бедности, точнее, о пути между богатством и8бедностью: Своим бедным Рождением, когда Ты впервые / Прославил нищету, / Но затемвскоре и богатство разрешил, / Приняв дары волхвов в Богоявление, / Избавь нас от тогои от другого (And through thy poor birth, where first thou / Glorified’st poverty, / And yet soonafter riches didst allow, / By accepting King’s gifts in the Epiphany, / Deliver and make us, toboth ways free).
Таким образом, библейский текст в «Литании», как и в «La Corona»,предстает сквозь призму молитвенной практики.В третьем параграфе анализируется библейский контекст цикла «Священныесонеты». Отношения этого поэтического текста с текстом Библии сложнее, чем в другихдвух поэмах, так как библейские образы, сюжеты, концепты функционируют в«Священных сонетах» имплицитно. Известно, что цикл «La Corona» задумывался какпролог к «Священным сонетам», однако в настоящее время эти циклы воспринимаются ианализируются отдельно.
Моментом, объединяющим их, является использованиесонетной формы, но есть и ряд различий:1) «La Corona», как и «Литания» названием, структурой и особенностями обращения кобразам и сюжетам Библии отсылают к молитвам, соответственно, Розария и литании.Для «Священных сонетов» точно установить такой прообраз или источник невозможно.Поэтому к «Священным сонетам» неприменимы те пути анализа, которые применялись кпредыдущим поэтическим циклам.2) «Священные сонеты» специфичны по своей субъектной организации: в отличии от «LaCorona» и «Литании», этот цикл написан от первого лица. Это важно для определенияфункций избранного поэтом библейского текста.3) «Священные сонеты» имеют особый «способ размышления»: в них все направлено кпознанию и совершенствованию человеческой души.
Обращение к библейским сюжетам,образам, концептам не может быть в этом случае упорядоченным, так как не существуетчеткого порядка «воспитания чувств», воспитания души.1) последовательный анализ сонетов: выяснение происхождения и функций библейскихобразов и сюжетов, появляющихся в стихотворениях эксплицитно.
К этому пунктуотносится использование библейских цитат.2) анализ библейских аллюзий и реминисценций. В этой части анализируются пятьсонетов (VI, VIII, XIV, XVII, XIX), которые не содержат прямых отсылок к текстуСвященного Писания.3) определение функций библейского контекста «Священных сонетов» через определениеего связи со «способом размышления». В этом пункте анализируется связь сонетов внутрицикла. Эта связь осуществляется благодаря «сквозной» проблеме, организующейхудожественное пространство «Священных сонетов» и во многом определяющей поэтику9цикла. Сонеты связаны дихотомическим концептом «жизнь – смерть», укорененном вбиблейском миропонимании.
По Донну, спокойное принятие этой дихотомии, напрямуюуказывающей на смертность каждого человека, возможно только в Боге. Христос – этоБог, но Он страдал и умирал как человек. Христос воскрес, значит, и человек можетвоскреснуть, следовательно, смерть – только мгновение. Таким образом, дихотомиянарушается, и в нее вводится третий элемент – Христос умерший и воскресший. Однакопуть к Воскресению труден, он лежит через страдания Голгофы, поэтому так часто в«Священных сонетах» возникают образы Суда, Последнего дня, образы многочисленныхгрехов и слез покаяния. Именно путь к очищению, воскресению души и тела – это тапроблема, которая занимает Донна в «Священных сонетах».