Диссертация (Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности (у студентов вузов)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности (у студентов вузов)". PDF-файл из архива "Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности (у студентов вузов)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Так,А.Н. Леонтьев оспаривал позицию У. Джемса и видел в его работах признакинеразделимости сознания и самосознания. Он рассматривает психологиюсознания как попытку рассмотрения сознания в качестве условия объединениявнутренней психической жизни (Леонтьев А.Н., 1975).А.Н. Леонтьев поставил проблему самосознания в контексте осознаниясубъектом себя как личности.
Согласно его позиции, самосознание нельзяпонимать только как знание о себе; такие знания начинают накапливаться ужев раннем детстве, и, вероятно, в неосознанной форме присутствуют и увысших животных. Самосознание же, как осознание Я, является результатомстановления человека как личности.
В своей непосредственности оновыступает причиной и субъектом форм действительных отношений личности.32А.Н. Леонтьев говорил о том, что проблема самосознания личности остается впсихологии нерешенной, и отмечал ее крайне высокую значимость, считая еевенчающей психологию личности. В работах А.Н. Леонтьева мы не находимуказаний на структуру самосознания; скорее, оно предстает в них какпроблема, еще ждущая своего решения.С.Л. Рубинштейн отвел в своем фундаментальном труде «Проблемыобщей психологии» самосознанию личности отдельную главу.
Он вступил вполемику с представителями немецкой классической философии (Кант,Фихте, Гегель), указывая на то, что самосознание не тождественно ниличности, ни сознанию. Он оспаривал также взгляды У. Джемса, говоря онеправомерности «надстройки» духовной личности, отождествляемой ссамосознанием, над личностями социальной и физической. Рубинштейнподчеркнулотсутствиеданностисамосознаниявнепосредственныхпереживаниях человека, говоря, что оно, в конечном счете, являетсярезультатом познания, требующего осознания реальной обусловленностисвоих переживаний.
Источник и движущие силы развития самосознанияРубинштейн видел в росте самостоятельности индивида и изменении еговзаимоотношенийсокружающими:отовладениянавыкамисамообслуживания до начала трудовой деятельности, обеспечивающейматериальнуюнезависимость(Рубинштейн,1973).Оформированиисамосознания можно говорить только к моменту достижения субъектомподростковоговозраста,когдадляподросткавозрастаетзначимостьвнутренней стороны личности, его направленность смещается от отдельныхчерт к характеру в целом. Рубинштейн писал о том, что самосознание можетбыть более или менее адекватным и включает в себя отношение к себе, тесносвязанное с самооценкой. Самооценка же, в свою очередь, обусловленамировоззрением человека; именно оно определяет нормы самооценки.Ю.Б.
Гиппенрейтер (2005), опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева,подчеркнула возникновение самосознания в связи со «вторым рождениемличности», происходящим в подростковом возрасте и характеризующимся33появлением способности к осознанию собственных мотивов и стремлением косуществлению работы по их подчинению и переподчинению. По ее мнению,образующими самосознания являются образ себя и отношение к себе.Выделяютсяосновныефункциисамосознания,тесно(вследзаА.Н.
Леонтьевым) связываемые со смысловой сферой личности: познание иусовершенствование себя, поиск смысла жизни.Вторая из названных функций (самосовершенствование) связана свыделением идеального Я (и сопоставлением его, соответственно, с Яреальным), в чем отмечается близость взглядов автора положениямгуманистическойпсихологии,котораярассматривалаувеличениеконгруэнтности между представлениями о Я идеальном и Я реальном вкачестве желаемого итога психотерапии (Роджерс, 1994).Изучение самосознания является критически важным для пониманиябытийных характеристик сознания. Так, В.П.
Зинченко и Е.Б. Моргуновотмечают, что сознание не может быть определено из себя самого, для егоопределения необходимо обращение к другой системе координат, например, ккоординатам Я-концепции, которая «определяется набором ролей, принятыхданной личностью, описывает репертуар привычных для нее способовповедения» (Зинченко, Моргунов, 1994, с. 246). По мнению данных авторов, вцентре как сознания, так и самосознания, лежит сознание собственного Я,включение которого в жизнь сознания привносит в нее важнейшее звено –субъект сознания. Таким образом происходит персонификация сознания,«представляющая собой своего рода форму, вне которой сознание не можетсуществовать» (Зинченко, Моргунов, 1994, с.
204).Самосознание, как пишет Е.Т. Соколова, в трудах отечественныхпсихологовпредстает«сложнымдинамическимединствомзнанияиотношения, интеллектуального и аффективного» (Соколова, 1989, с. 6).Итак, в работах классиков отечественной психологии выделяется связьсамосознания с самооценкой (С.Л. Рубинштейн), оценочное отношение к себеотносится к образующим самосознания (Ю.Б. Гиппенрейтер). Рассмотрение34самооценкикакэмоционально-оценочногокомпонентасамосознанияприводится в концепциях В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И.И.
Чесноковой,Л.В. Бороздиной, О.Н. Молчановой и др.В исследованиях самосознания, представленных в рамках отечественнойпсихологии,важновыделениетакихегохарактеристик,какмногоаспектность, уровневое строение, процессуальность, динамичность,развернутость во времени, регуляторная и мотивирующая функции.В.В. Столин рассмотрел уровневую структуру самосознания в связи суровнями активности субъекта: органическим, индивидным и личностным.Самосознание включено в систему органической активности, коллективнойпредметной деятельности и в систему личностного развития.
В критическойстатье, посвященной работам В.В. Столина, И.И. Чеснокова отмечала: «Накаждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизмаобратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего егодеятельность, поведение, развитие» (Чеснокова, 1984, с. 162). Для каждого изуровнейразвитиясамосознанияСтолинымвыделеныособыеегосоставляющие единицы.
На уровне органического самосознания природатакой единицы сенсорно-перцептивная. В основе единиц самосознания наиндивидном и личностном уровнях лежит «смысл Я», оформляющийся всамосознаниивзначениях(когнитивныйаспект)ипереживаниях(эмоциональный аспект). Совокупность «смыслов Я» (число которыхувеличивается с ростом связей человека с миром и при пересеченииразличных видов деятельности) выражается в понятии «Я-образа».И.С. Кон понимал самосознание как систему, включающую четыреуровня.
На первом уровне расположены неосознанные установки поотношению к себе, «эмоциональное отношение». На втором уровне –субъективная оценка отдельных качеств личности. На третьем уровнепроисходит интеграция частных самооценок в относительно целостноеобразование. Наконец, на четвертом уровне образ Я объединяется с системойценностных ориентаций личности, поставленными целями и средствами их35достижения.Данным автором самооценка понимается как когнитивнаяподструктура, функция которой заключается в обобщении прошлого опыталичности и структурировании новой информации о "Я", т.е.
фиксированиизнания субъекта о себе (Кон, 1978).М. Розенберг в качестве параметров, характеризующих уровень развитиясамосознанияличности,выделяетследующие:степенькогнитивнойсложности и дифференцированности образа Я, степень субъективнойзначимости образа Я для личности, степень цельности образа Я, или,напротив, его противоречивости, выражающейся в несовпадении Я-реальногои Я-идеального, и наконец, степень стабильности образа Я во времени(Rosenberg, 1965).УровневыевзглядынасамосознаниеможнонайтивработахВ.Ф.
Петренко Данным автором также рассматривались четыре уровнясамосознания. На первом – непосредственно-чувственном, индивид осознаетсвое телесное существование. Второй уровень – целостно-личностный, на немпсихика отражает свое личностное начало, испытывается Я-переживание себякаквнутреннеединого,активногосущества.Третийуровень–интеллектуально-аналитический, проявляющийся в способности субъекта косознанию своих когнитивных процессов, переживанию себя как мыслящего исамопознающего существа.
Наконец, последний уровень – целенаправленнодеятельностный,осмысленнойнанемсамосознаниесамодетерминациипроявляетчеловекасебя(Петренко,как1983;система2010).Отдельными авторами подчеркивается важность рассмотрения нравственногоизмерения самосознания. Так, Б.С. Братусь писал, что в современнойпсихологии с опорой на гуманитарный подход постепенно обозначаетсяповорот к душе, душевным проявлениям человека (Братусь, 1997). По мнениюданногоавторавпсихологии,сознаниичеловекавоспроизводятсярелигиозные, теологические аспекты, а духовная сфера служит «завершением,куполомчеловеческогооблика».ЦитируяВ.В.Несмелова,Братусьсоглашается с тем, что религиозное, нравственное сознание является36неотъемлемой частью самосознания человека, ведь обращаясь своимимыслями к Богу, человек думает и о самом себе.Практически всеми исследователями подчеркивалась многоаспектность,многокомпонентность структуры самосознания.
Так, на основании позицийотечественных авторов (И.С. Кон, О.Н. Молчанова, С.Р. Пантилеев,В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Н. Е. Харламенкова и др.) можно говорить овыделении когнитивного, связанного с самопознанием, и эмоциональноценностного, связанного с самоотношением, компонентов. Также выделялиськомпоненты, ответственные за саморегуляцию поведения и деятельности:действенно-волевой(Прихожан,(И.И.Толстых,Чеснокова),1982).Е.Т.функционально-поведенческийСоколовауказывалавкачествесоставляющих самосознания два компонента: когнитивный, представленныйобразом физического Я, и эмоционально-оценочное отношение – самооценку,как аффективный компонент (Соколова, 1989)2.СогласноконцепцииИ.И.Чесноковой,развивающейидеиС.Л. Рубинштейна, самосознание представляет собой неразрывное единствосамопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции,направленнойнасобственноеповедение.Наоснованиипроцессовсамопознания постепенно строится образ Я, при этом он имеет определеннуюэмоционально-ценностную окраску.