Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста

Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста, страница 4

PDF-файл Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста, страница 4 Психология (30755): Диссертация - Аспирантура и докторантураРоль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста: Психология - PDF, страница 4 (30755) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Роль индивидуальных особенностей личности в восприятии поэтического текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Тексты этими читателямиоцениваются сходно с читателями со средними показателями по шкале«печаль», то есть как более легкие для чтения. Можно отметить интересныйфакт, что читатели со средними показателями выраженности печализначительно лучше понимают текст (F = 5,61; p = 0,004: значимые различиямежду группами 1 и 2, p = 0,004), чем читатели с низкой выраженностьюпечали, но читают текст невыразительно и предлагают неадекватные строки.Количество ошибок при этом достаточно велико.Когнитивныйстильполезависимость/поленезависимость.Поленезависимые читатели при чтении совершают значительно меньшеошибок разного типа (ритмические: χ2 = 20,91; p = 0,001 и семантические: χ2= 27,77; p = 0,001), хотя могут возникать семантические ошибки по типу«изменение последовательности слов». Чтение у данной группы читателей17более быстрое (χ2 = 10,41; p = 0,005) и значительно более выразительное (χ2 =54,84; p = 0,001), а текст понимается значительно глубже (χ2 = 62,16; p =0,001).

Субъективно эти читатели оценивают тексты как болеепривлекательные (F = 13,62; p = 0,001: значимые различия между группами 1– 3 и 2 – 3, p = 0,001 и p = 0,010 соответственно) и менее сложные для чтения(F = 4,96; p = 0,007: значимые различия между группами 1 – 3 и 2 – 3, p =0,031 и p = 0,021 соответственно). Читатели полезависимые и со среднимипоказателями по полезависимости/поленезависимости показывают схожиерезультаты: много ошибок разного рода, менее выразительное и болеедлительное чтение, понимание более поверхностное.

Тексты оцениваютсякак малопривлекательные и сложные для чтения. Поленезависимые читателичаще предлагают строки, которые адекватны и по рифме (F = 4,79; p = 0,010:показатели в группе 1 ниже, чем в группе 3, p = 0,013), и по содержанию (t = 2,18; p = 0,031), они чаще замечают искусственный сбой в тексте 15 (χ2 = 9,1;p = 0,011).Поленезависимые читатели чаще используют такие стратегии чтения,как диагональное и двустороннее прочтение (χ2 = 6,83; p = 0,033) (рис. 1).В параграфе 3.5 представлено обсуждение полученных результатов.Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о наличии связи междуиндивидуальными особенностями читателей и особенностями чтенияпоэтических текстов, которые выражаются в количестве ошибок при чтениитекстов, скорости чтения, выразительности чтения и глубине пониманиятекстов, субъективных оценках привлекательности и сложности текста,предпочтении различных стратегий чтения.Кроме того, можно разделить индивидуальные особенности читателейна две группы: одни из них связаны с правильным и адекватным для поэзиипрочтением и глубоким пониманием текста, другие – наоборот – снеадекватным чтением и непониманием текстов.

Адекватным считаетсяпрочтение, при котором читатель совершает меньшее число какритмических, так и семантических ошибок, при этом их прочтениедостаточно выразительное, а при описании содержания текста читательпытается проникнуть за поверхностное изложение в замысел поэта.Экстраверсия/интроверсия. Читатели с выраженными чертамиэкстраверсии чаще демонстрируют неадекватное прочтение поэтического18текста. Мы можем предположить, что у читателей с чертами экстраверсииопыт общения с поэзией недостаточно богатый.

Поэтому и при оценкепоэтичности текстов эта группа читателей чаще обращает внимание навнешнюю атрибутику текста (разделение на строфы), нежели на внутренниесвязи (метрическая схема, наличие рифм): при усложнении ритмическойсхемы (более сложный метрический рисунок) вероятность отнесения текста кразряду поэтических снижается.

Наши предположения о влияниичитательского опыта читателей с чертами экстраверсии на сам процессвзаимодействия с текстом согласуются с предположением других авторов отом, что экстраверты предпочитают литературу с более активным сюжетом, сактивными действиями, тогда как интроверты предпочитают произведения,которые располагают к суждениям и размышлениям. В этой связи скорееинтроверты будут предпочитать поэзию и демонстрировать более адекватноепоэзии прочтение текста и глубокое понимание его. Необходимыеэмоциональные переживания, жизненный опыт экстраверты склонныполучать через живое общение с другими людьми, через разнообразныеконтакты с другими, в то время как интроверты, более склонные к изучениювнутреннего мира другого человека, будут обращаться также и клитературным произведениям, поэзии, нежели только к непосредственномуобщению. Читатели с чертами интроверсии чаще ставят перед собой цельпроникнуть в замысел поэта, стремятся соотносить между собой форму исодержание поэтического текста.Основной вклад в связь интроверсии/экстраверсии с особенностямивосприятия поэтического текста вносят факторы робости/смелости иподчинения/доминирования, причем наличие ошибок связанно только споказателем смелости.

Это еще раз подтверждает наше предположение, чточитатели с чертами смелости за новым опытом обращаются не к поэзии, а кнепосредственному общению. Меньшее стремление к познанию внутреннегомира и переживаний другого человека у стремящихся к доминированию ипроявляющих смелость читателей приводит к тому, что характерной цельючтения поэзии является извлечение информации, лежащей на поверхноститекста.Независимость. У читателей с выраженной независимостью, котораяскладывается из подозрительности, с одной стороны, а также радикализма инонконформизма, в чтении поэтического текста чаще проявляются19сформированные навыки ритмического чтения и богатый словарный запас, асамо чтение не требует много времени. Основная часть полученныхрезультатов связана именно с показателями радикализма и нонконформизма.Стремление к новому опыту, новым знаниям и информации (радикализм)может приводить к тому, что данный читатель будет чаще обращаться ккнигам, воспринимая их как источник знаний.

Связи независимости иособенностей восприятия поэтического текста можно объяснить за счетвнутреннего стремления данных читателей к независимости своей позицииот мнения других, даже от широко распространенного мнения большинства,направленности на самостоятельный поиск ответов в любой ситуации.Поэзия при этом может восприниматься как источник новых знаний: необязательно эти читатели будут самостоятельно обращаться к чтениюпоэзии, но если такое происходит, то тогда общение с поэтическимпроизведением становится внутренней работой.

Этим может объяснятьсяизбирательность данной группы читателей в отношении привлекательноститекстов.Высокие показатели по консерватизму и конформизму могутприводить к тому, что этих читателей чтение поэзии не привлекает,поскольку в целом в современном обществе ценность поэзии невысока, онине видят необходимости в чтении данного жанра литературы. Можнопредположить, что именно с этим связано отсутствие навыков ритмическогочтения. Эти читатели больше направлены на групповое мнение по разнымвопросам, поэтому и в поэтическом произведении (если приходится егочитать) большее внимание уделяется тому, что лежит «на поверхности» –информации, а не замыслу поэта.Тревожность.

Читатели с высокой и средней тревожностьюдемонстрируют беглое чтение и обладают сформированным навыкомсемантически правильного чтения, нежели читатели с низкой тревожностью.Это может быть связано с тем, что читатели, для которых характернатревожность, часто обращаются к чтению художественных произведений. Нопри этом проникнуть в подтекст поэтического произведения не всегдаудается. Лучше всего понимают текст читатели со средней выраженностьютревожности.

Возможно, высокая тревожность способствует пониманиютолько тех произведений, в которых отражаются те же эмоциональныепереживания, которые испытывает читатель. Средние показатели20тревожности приводят к тому, что эмоциональная чувствительность к текстусохраняется, навыки чтения присутствуют, но спектр произведений неограничивается только эмоциями самого читателя, а есть возможностьпонять эмоциональный мир поэта, его переживания.Связи низкой тревожности и ритмических ошибок в зависимости отпола проявляются по-разному: читательницы даже с низкой тревожностьюобращаются к чтению поэзии, а читатели-мужчины поэтическиепроизведения читают редко, потому навык ритмического чтения несформирован в нужной мере.Рациональность.

Рациональность связана с высокой нормативностьюповедения и высокой целеустремленностью. В отношении данного фактораможно выделить особенность: отсутствие ошибок при чтении не всегдаприводит к пониманию текста, а наличие большого числа ошибок не всегдамешает пониманию. Читатели с низкими показателями рациональностимогут владеть навыками ритмически и семантически правильного чтения(чувствительность к ритмическому импульсу помогает также выразительночитать текст), но при этом не прилагать необходимых усилий дляпроникновения в подтекст и замысел поэта: не хватает целеустремленности.Читатели же с высокими показателями рациональности не всегда могут легкопочувствовать ритмический импульс и могут допускать некоторые ошибки всловах и их последовательности, но при этом они стремятся читатьвыразительно, поскольку в обществе принято (есть такая норма) читатьпоэзию выразительно: компенсация ошибок происходит за счетцелеустремленности и стремления выполнять нормы общества.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее