Преодоление ситуации неопределенности в имитационных играх, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Преодоление ситуации неопределенности в имитационных играх", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Дефицит информации преодолевался путем активногопоиска источников информации; преодоление искажения информации –путемсопоставленияразличныхисточников,(интервью с «журналистами» и др.).25включаякосвенныеУровеньролевойнеопределенности,какиинформационной,снижается к концу игры. В некоторых случаях участники не следовалиполученной ими роли, чтобы достичь выполнения общих задач своейгруппы в условиях дефицита информации и времени.Следуетотметить,чтоуровеньнепониманияучастникамипроисходящих в игре событий возрастает к концу игры (см. рис.
1). Мыпредполагаем, что это происходит вследствие нехватки времени напринятие решений и оценку игровой ситуации в целом, а также вследствиезаданной правилами игры «Координация» изолированности групп друг отдруга,несопряженностиинформации.совместнойКак видно издеятельностиипредставленной диаграммынедостатка(рис.1),максимальную оценку получило непонимание участниками целей своейдеятельности в группах, ее смысла и непонимание смысла всей игры вцелом. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что, во-первых, всубъективном опыте участников отсутствуют умения, знания и навыки,необходимые для решения поставленной в игре задачи (управлениестраной в условиях террористической активности и выработка адекватнойантитеррористической стратегии).
Во-вторых, участникам требуется времядля осознания мотивов своей деятельности в игре. Перемещение изролевых групп также влияет на восприятие и осознание участниками целейи смысла их деятельности.Осознание смысла игры, как правило, происходит после ееокончания и требует для этого специально построенного послеигровогообсуждения.
По-видимому, имитационная игра, моделирующая групповуюдеятельность в экстремальной ситуации, представляет собой настолькосложный вид активности человека, что участнику требуется гораздобольше времени на смыслоосознание – восстановление контекстов исмысловых связей.Анализ результатов наблюдения и опроса участников игры позволилпредположитьсуществованиесмыслового26компонентаситуациинеопределенности.
Смысловая неопределенность – это соотнесение вконкретной игровой ситуации личностных и ситуативных смыслов,устанавливаемых человеком по отношению к собственной роли, игровымсобытиям, игровой деятельности, игре в целом и т.п. Смысловаянеопределенность оказывает влияние на понимание участниками целей,задач и смыслов своей деятельности, а также понимание ими смысла всейигры в целом.
Уровень смысловой неопределенности к окончанию игры ипроведению послеигровой дискуссии возрастает и становится самымвысоким за игровую сессию.В разделе 5.2.2. рассмотрены модели поведения в имитационнойигре «Всемирное рыболовство». Контент-анализ интервью участниковигры (N=15) позволил нам выделить два основных мотива участиястудентов в игре «Рыболовство»: 1) прагматический («получить зачет» ит.п.); 2) познавательный (интерес сам по себе). В ходе игры у большинстваигроков возникает и третий, собственно игровой, мотив – «азарта»,«выигрыша».Информационная неопределенность в игре «Рыболовство» – этонеопределенность, связанная с недостатком информации в игре (в отличиеот ситуации избытка, искажения, запаздывания и недостатка информации вигре «Координация»). Эта информационная неопределенность может бытькак объективной – заданной правилами игры, так и субъективной –например, в ситуации, когда информация присутствует в игре, однако покакой-то субъективной причине игрок ею не пользуется.
Интервью сучастникамиигрыпоказывают,чтоуровеньинформационнойнеопределенности (например, связанной с трудностями «улова» из-за«погодных условий»), постепенно снижается в течение игры.Данная игра не предполагает различий в предоставленных ролях, иучастники, по сути, играют самих себя, исходя из своей индивидуальности,субъективных представлений, и используют имеющиеся у них знания инавыки.
Поэтому игроки достаточно быстро вживаются в роли, и у них не27возникают трудности с их освоением. В результате, ролевой компонентнеопределенности в игре сглажен.Смысловая неопределенность в данной игре носит черты сходства иотличий от предыдущей («Координации»). Сходство состоит в том, что вначалеигрыуровеньсмысловойнеопределенностиуучастника,играющего в первый раз, может быть достаточно низким (поскольку цельигры звучит для него следующим образом: «для увеличения прибылинеобходимо закупать больше судов и ловить больше рыбы»).
По мереизменения условий игры («истощения рыбных ресурсов») уровеньсмысловойнеопределенностивозрастает,посколькуснижаетсяэффективность выбранной стратегии. Игрокам необходимо самим для себявыявить смысл поставленной перед ними задачи, который состоит вальтернативе: либо быстрое «обогащение», либо обеспечение болеескромного, но постоянного «дохода» сейчас и в будущем.Различие же с предыдущей игрой состоит в том, что в дальнейшемуровень смысловой неопределенности снижается в связи с осознаниемигроком необходимости учета реального состояния игрового ресурса(«популяции рыбы»). Таким образом, выявляется связь смысловой иинформационнойтекущейнеопределенности:деятельностиустановлениекомандыпозволяетигрокомснизитьсмыслауровеньинформационной неопределенности (в игровом материале – это недостатокинформации об «объеме улова», связанный с неучетом текущего состояния«рыбных запасов» при планировании «размещения судов») и обеспечитьдальнейший рост «доходов».
Этот этап у различных игроков и команднаступает в различное время по ходу игры в зависимости от уровняорганизации работы команды и степени осознания логики процесса.Однако понимания связи между состоянием общего игровогоресурса и стратегией принятия решений оказывается недостаточно длядостиженияжелаемогорезультата(обеспеченияустойчивого«рыболовства»), в том числе вследствие того, что другие команды28продолжают придерживаться прежней стратегии принятия решений в игре.Уровень смысловой неопределенности, таким образом, начинает сноваповышаться. Возникающее в ходе поиска новых целей и смысловсобственной деятельности осознание необходимости координированныхдействий команд (снижение смысловой неопределенности) должноприводить к началу переговоров между командами и снижению, такимобразом, информационной неопределенности.
В сумме это способствуетпринятию решений по сохранению «популяции рыбы» и поддержанию«прибыли».Для демонстрации зависимости появления стратегии сотрудничестваот игровых событий нами построена схема с использованием языкасистемной динамики – причинно-следственных диаграмм (Медоуз, 2008;Форрестер, 2003) (рис.
2). Мы добавили в схему интерпретационнуюпеременную «Принятие решений» для обозначения места процессапринятия решений.Популяция+Прибыль+Вероятностьсотрудничества-ПринятиерешенийРис. 2. Взаимосвязь принятия решений о сотрудничестве идостижения игровой цели в игре «Всемирное рыболовство»Читается схема следующим образом: получение игроками команды«прибыли» отвечает цели, и от игроков не требуется дополнительногоанализа полученных результатов и усилий по вступлению в переговоры сдругими командами (вероятность сотрудничества с другими командаминизка).
Отсутствие сотрудничества приводит к уменьшению «популяциирыбы», поскольку происходит ее хищнический вылов, что, в свою очередь,ведет к снижению «улова» и, соответственно, «прибыли» команды. Чем29меньше «прибыль», тем выше вероятность того, что игроки начнутанализировать причины ее уменьшения, что может привести к повышениювероятности появления сотрудничества друг с другом и, соответственно, квосстановлению ресурса, увеличению численности «популяции рыбы» и«прибыли»команд.Втакомслучае,вероятностьдальнейшегосотрудничества может снизиться.Данная схема носит обобщенный характер и показывает динамикупринятия решений в условиях столкновения противоречивых интересов.Онасодержитотрицательнуюобратнуюсвязь,котораяявляетсяустойчивой (балансирующей), поскольку не предполагает бесконечногороста и стремится вернуть всю систему в равновесное состояние.
Вприкладном плане схема может быть использована для описания процессасбалансированной добычи возобновляемых ресурсов.Таким образом, конечные игровые цели требуют работы по ихизменению (или отказу от них) через призму отношений к деятельностидругих игроков и ее результатам. Это подвигает участников к принятиюличностного решения для достижения сотрудничества в игре.В Заключении обобщаются результаты исследования, намечаютсяперспективы изучения образовательных особенностей имитационных игри их психологического сопровождения, приводятся выводы.Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:1.Полученосмыслообразованиямеханизмомподтверждениевыступаютпреодоленияосновнойгипотезы:опосредствующимсубъективнойпроцессыпсихологическимнеопределенностивимитационных играх.2.
Субъективная неопределенность как целостное явление включаетв себя информационную, ролевую и смысловую составляющие, имеющиеспецифическую динамику в процессе преодоления неопределенности.3.Преодолениенеопределенностивимитационныхиграхосуществляется через восприятие и осознание участником последствий30собственной деятельности, необходимости изменения ее мотива, либоотказа от нее.4.Преодолениесубъективнойнеопределенностиприводиткповышению уровня значимости смыслового компонента неопределенностии понижению информационного.5.
Не имеющие опыта участия в имитационных играх воспринимаютих как форму обучения. Полученный опыт формирует отношение к игре нетолько как к эффективному способу познания нового, но и как к формеприобретения личностного опыта принятия самостоятельных решений, чтосмещает мотив участия с «приобретения знаний» на «постижение смысла»в условиях неопределенности.6. Исследование выявило, что субъективные представления онеопределенности участников исследования, отличающихся игровымопытом, полом и принадлежностью к определенной социо-культурнойгруппе, не имеют статистически значимых различий.7.