6 (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи))
Описание файла
Файл "6" внутри архива находится в следующих папках: Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи), отзывы. PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв Г.Р. Консона на автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 — Социальная психология Марии Семеновны ШИРЯК «Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)» Наука социальной психологии широка и многопроблемна. Она включает в себя такие сферы исследования, как психология групп, общественные отношения, формы духовной деятельности. Но одной из наиболее важных является здесь проблема психологии личности, интерес к которой особо характерен в наши дни.
А в качестве «сверхзадачи» автор раскрывает проблему воспитания эстетического вкуса у зрителей, на которых направлены художественные произведения. Благодаря такой многоуровневой концентрации проблематики в исследовании личности, отвечающей современным запросам науки н общества, работа М.С, Ширяк является весьма актуальной. Новизна исследования отличается широкомасштабным спектром, в котором выявлены общие и индивидуально-психологические закономерности в эстетической реакции реципиентов, где акцентируется связь воображения с пониманием смысла ситуации. Составлен авторский Опросник для выявления структуры оценочного суждения — когнитивных и эмоциональных компонентов восприятия, определяющих смысл ситуации межличностного взаимодействия на картине.
Создана методика изучения моделей межличностных отношений в произведениях живописи, а также авторский исследовательский инструментарий на основе т.н. метода инверсии для изучения влияния воображения на когнитивную активность субъекта. Отмеченными достижениями характеризуется существенный личный вклад соискателя. Весь названный выше комплекс ценных практических разработок диссертанта дал возможность осмыслить социальную реальность в контексте отношения человека к миру, что нашло свое выражение в теоретической значимости работы — «в раскрытии механизмов познания социальных ситуаций и взаимоотношений людей, в выявлении моделей межличностных отношений в произведениях живописи, а также эмпатического понимания изучаемых художественных образов в рамках социальной когнитивной деятельности, в контексте осмысления и познания социальной реальности, ее смысловой структуры, отраженной в системах поведения н отношений» (с.
9). Нет сомнения, что выработанные М.С. Ширяк технологии исследования ситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи войдут в определенные психолого-педагогические программы отечественного образования, что, в свою очередь„свидетельствует о существенной практической значимости диссертации, автореферат которой представлен на рецензирование. По изучении рассматриваемого текста возникло, однако, два замечания. 1. Проблема восприятия и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия является настолько всеобъемлющей, что нуждается в анализе, лежащем не только в сфере собственно психологической науки.
В подтверждение сказанного приведем важнейший посыл диссертации М.С. Ширяк: «Изучение социальных ситуаций и человеческих взаимоотношений через призму отношений "произведение живописи — личность'* позволяет реализовать переход от объективного к субъективному» (с. 3). Данное положение находится, в сущности, в русле гегелевского высказывания о важном принципе в искусстве— «субъективности», которая, в соответствии с суждением Гегеля, представляет собой понятие духа, идеально по себе сущего, отступающего из внешней сферы в сферу бытия внутреннего... » . В связи с этим напрашивается вывод о том, что 1 избранный диссертантом исследовательский ракурс требует также и философского обобщения.
2. В теоретическую базу исследования М.С. Ширяк фактически не вошел классический труд Л.С. Выготского «Психология искусства», в котором, несмотря на анализ, казалось бы, исключительно литературных произведений, содержатся основополагающие принципы методологии исследования художественного произведения и эстетической реакции реципиента. Этот источник (при отдельных «точечных» упоминаниях о нем в автореферате) в данном исследовании тем более необходим, что все пять положений, выносимых в диссертации на защиту, находятся в русле учения Выготского, в основе чего лежит не просто принцип «расслоения в художественных произведениях пластики» 1Николай Гартман1, а классическая концепция замыканий фабулы и сюжета.
Этот феномен «противочувствия» [Л. Выготский) наиболее очевидно проступает в первых трех пунктах: 1. «Интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия в живописных произведениях может осуществляться на качественно различных уровнях обобщения смысла: на уровне контента (наблюдаемого поведения) и кониепта (смысла отношений и поведения персонаэкей)». 2. «Анализ признаков изображений, раскрывающих особенности поведения и эмоционального состояния участников межличностного взаимодействия, изображенного на картинах, опирается на соотношение элементов "ядра" и "периферии" ситуации...».
3. «Оиеночное суждение о ситуации межличностного взаимодействия включает когнитивную и эмоциональную составляющие. "эмпатическое понима- ' Гегель. Эстетика. Кн. 3. Соч. Т. Х1'Ч. М., 1958. С. 9. ние смысла и субъективное переживание образа межличностного взаимодействия» (с. 10 — 1 1). Возможно, однако, что в тексте самой диссертации коррелирующие с ее проблематикой идеи Л.С.
Выготского представлены более полно. И в двух последних пунктах речь идбт об уровне «обобщения смысла и умениях реконструировать межличностные отношения на картине» (с. 11), то есть, в сущности, о «выращивании» 1Л.С. Выготский) смыслового понимания искусства. Высказанные ремарки, тем не менее, не влияют на итоговое впечатление от диссертации, которая, судя по рецензируемому автореферату, является целостным, доказательным и законченным исследованием.
Существенно украшает диссертацию то обстоятельство, что основные е6 результаты получили достаточную апробацию в авторитетных конгрессах, конференциях и др, подобных научных мероприятиях, а также в известных профильных периодических изданиях, в т.ч. входящих в перечень ВАК РФ. Диссертация М,С. Ширяк, судя по представленному на рассмотрение автореферату, соответствует требованиям, сформулированным в п. 9 Положения о порядке присуждения учдных степеней Правительства Российской Федерации (от 24 сентября 2013 года № 842), а его автор, безусловно, достоин присуждения степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 — Социальная психология. 23 ноября 2015 года Доктор искусствоведения, доцент, начальник отдела прикладной докторантуры и подготовки научных кадров в докторантуре ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет, профессор кафедры социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет, член Союзов композиторов и журналистов России, член Федерального реестра экспертов научно-технической сферы Министерства образования и науки Российской Федерации Григорий Рафаэльевич Консон Рабочий телефон: +7 (495) 255-67-67, доб.
13 — 94. Адрес организации; 129226, г, Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр. 1 Адрес электронной почты: .