Диссертация (Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)". PDF-файл из архива "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Андреева [2002]В.А. Завальный [2000]ТворчествоКоммуникацияВ.М. Бехтерев [1916]М. Lazar[2004]R. Allen [2002]E.Jensen [2000]G. Blell, K. Hellwig [1996]И.А. Андреева [2002]В условиях применения ритмичной молодежной музыки в сопровождении цветомузыкипроисходит активизация различных групп субсенсорных раздражителей. Музыкальный ритмспособствует более быстрому и эффективному усвоению информации.При прослушивании музыкального произведения происходит не отдельное восприятие егомелодии, ритма, тембра и гармонии, а целостное.Музыка объединяет слушателей при совместном прослушивании и таким образом являетсяпредметом совместного творчества.Музыка помогает развитию творческих способностей у детей, страдающих аутизмом идругими психологическими расстройствами.Музыка способствует установлению взаимопонимания и межличностных отношений внутриопределенных социальных групп, самоидентификации и повышению чувства независимости,а также является средством коммуникации внутри определенной группы людей, улучшенияобщения в группе и установления более тесных связей.47Такимобразом,анализфилософских,психологическихипедагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что педагогикаво все времена отводила особую роль музыкальным произведениям какэффективному способу совершенствованияобразовательногопроцесса,развития творческих возможностей учащихся, повышения их мотивации кучению.1.3.
Лингводидактический потенциал поэтического текста в современнойтеории и методике преподавания иностранных языковВо многих методических исследованиях отмечается, что использованиепоэзии в обучении иностранному языку необходимо для более глубокого иполного его освоения.Обращение к истории выявляет существование особого поэтическогожанра – дидактической поэзии, которая со времен античной эпохипредставляла учащимся изучаемую информацию в стихотворной форме. Вдревности именно стихотворная речь считалась более благородной, чемпрозаическая, она помогала возвышению души и мыслей (например, «Труды идни» Гесиода; стихотворные описания физических явлений и законовустройствамирозданияЭмпедокла;дидактико-поэтическиесочиненияПарменида, Арата, Каллимаха, Горация; дидактическая поэзия Н.
Буало,Ж. Н. Делиля, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-Ф. Сен-Ламбера, М.В. Ломоносова,М.М. Хераскова, А.П. Сумарокова и др.). Лингводидактическая ценностьучебного поэтического текста была оценена еще в середине XIX века, когда поданным А.А. Иванова в Петербурге был разработан и использовался впреподаваниииностранныхязыков«рифмически-общительный»метод[Иванов 2006: 43].
Но в то же время следует отметить, что в преподаваниииностранных языков дидактическая поэзия занимает далеко не первое местосреди средств обучения, по целому ряду очевидных причин предпочтениеотдается аутеничным художественным текстам.48Любой текст, в том числе и поэтический, является неотъемлемымкомпонентом речевой коммуникации, продуктом речевой деятельностичеловека. Текст «обладает единством темы и замысла, относительнойзаконченностью,связностью,целостностью,внутреннейструктурно-синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения)композиционной и логической, определенной и прагматической установкой»[Азимов, Щукин 1999: 352]. Текст наделен также идейно-смысловойзначимостью,структурнойзавершенностьюикоммуникативнойнаправленностью [Солнцев 1977].
Однако поэтический текст, помимовышеуказанныхобщихсвойств, присущихлюбому тексту, обладаетопределенной спецификой в силу особого способа текстовой организации,представляя собой систему, организованную эстетически, в которой формаподчиняется эстетическому замыслу автора [Романенкова 2005: 86], являясьодной из высших форм существования языка [Баевский 1996].С помощью специфических средств языка, ритмически организованныхв слова, словосочетания и фразы, поэтический текст вызывает у читателяразличныечувства,создаетобразы,позволяетинтерпретироватьиндивидуальное восприятие мира и общества. «Специфика поэтическоготекста состоит в том факте, что сама материя языка фокусирует внимание иинтерес писателя/реципиента; поэтический текст создается не только дляпередачи содержания, но, прежде всего, для создания узора, ткани изязыковых средств» [Цурцилина 2004: 46].С лингводидактической точки зрения, поэзия обладает мощнойпознавательной, развивающей и воспитательной силой [Коцарева 2008: 12].Поэтические тексты используются в обучении в самых разных аспектах:учебном, познавательном, развивающем, воспитательном.
Учебный аспектсвязан с изучением фонетической, лексической и грамматической стороныстихотворных текстов; познавательный, развивающий и воспитательныйаспекты – с освоением их культуроведческого содержания и личностнымосмыслением.49При анализе возможностей использования стихотворных текстов вобучении иностранному языку учитывают как лингвистические аспекты егоорганизации, так и психологические мотивы порождения стихотворения,обусловленные отношением автора к действительности [Цурцилина 2004].Особый интерес с точки зрения изучения иностранного языка представляетличное мировосприятие поэта как представителя своей культуры, егомышление и логика, отраженные в произведении.
«Идейная концепция поэта,создаваемый им "ирреальный (поэтический) мир" отражает даже не эпоху, ахарактерные для ее представителей идеалы и стремления, что представляетособый интерес для иностранца, позволяя ему взглянуть на жизнь и мечтыносителей языка» [Нгуен 2001: 58].Е.И. Пассов и Э.
Сепир в своих исследованиях приходят к выводу, чтопоэтический текст является средством присвоения иноязычной культуры вформе «индивидуально освоенных ценностей» [Пассов 2005, Сепир 1993],В.Г. Костомаров указывает на их способность развивать «культурно-речевойвкус» учащихся [Костомаров 1994], Т.А. Нгуен на их потенциал вформировании «языкового чутья» и «языковой догадки», в расширениисловарного запаса учащихся [Нгуен 2001: 57].З.И. Клычникова пишет о том, что использование поэтическихпроизведений в лингводидактическом процессе несет познавательную,оценочно-эмоциональнуюстимулируетимыслительнуюпобудительно-волевуюдеятельностьучащихсяинформацию,черезчтомножествоассоциаций, которые соотносятся с их личным жизненным опытом,воздействуя на их эмоциональную сферу, вызывая эмпатию и развиваяобразное мышление [Клычникова 1973].Ритмика, звуковой, словесный и поэтический состав стихотворенияспособствуют усвоению изучаемого языкового материала (фонетики, ритмики,лексики, грамматики) как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.«Опора на интегративную функцию ритма в любом виде человеческойдеятельности, рациональное использование вербального и образного в50мышлении, активизация работы таких механизмов психики <…>, каквнимание, память, формируют у учащихся установку на творческое познание»[Цурцилина 2004: 81].
Ритмика помогает воспринимать текст целостно,являясьособымфизиологическимсердцебиению,организованнойхудожественнымпроцессамчитателялокомоторнымречиприемом,движениям.отражает–апеллирующимартикуляции,Музыкальностьхудожественно-смысловуюкдыханию,ритмическиценностьпоэтического текста и воплощает индивидуальный замысел автора, реализуяего эстетическую цель [Лурия 1998].
Ритмика в совокупности с интонациейсближает стихотворное произведение с произведением музыкальным за счетизменений основного тона фразы (мелодики речи) и других просодическихэлементов (фразового ударения, длительности, темпа, паузации, ритма), чтоспособствует развитию слуховых и звуко-произносительных навыков,образной памяти, формирует эмоциональную сферу учащегося [Нгуен 2001:35].Поэтический текст, используемый в качестве средства обученияиностранному языку, реализует учебную, познавательную (развивающую) ивоспитательную цели учебного процесса [Коцарева 2008].Учебный потенциал поэзии заключается в том, что работа с поэтическимтекстом позволяет преодолеть трудности, возникающие у учащихся восвоении нового языкового материала и элементов связной речи: например,проговаривание стихотворения по памяти (в медленном, а затем в ускоренномтемпе), выразительное чтение текста и заучивание его наизусть (сконцентрацией внимания на артикуляции, интонировании и определенныхязыковых явлениях), восполнение лакун в тексте, поиск возможныхсинонимов,рифмит.д.Познавательный,развивающийпотенциалпоэтического текста раскрывается при рефлексивной рецепции (чтении илипрослушивании) текста стихотворения, анализе культурно-историческихособенностей эпохи, биографии и творческого пути поэта, сравнении иобсуждении разных версий и переводов стихотворного текста, составлении51тематических антологий и др.
Воспитательный (аксиологический) потенциалпоэзии реализуется при обсуждении социальной значимости поэтическогопроизведения, отраженных в нем инокультурных ценностей и представлений.Таблица 3.Лингводидактический потенциал поэзииСферавлиянияЯзыкИсследовательНаправления использования в обученииЗ.И.
Клычникова[1973]развитие языкового чутья и языковой догадкиобогащение словарного запасаН.Ф. Коцарева[2008 ]средство обучения языку на разных уровнях: фоническом(звуковом), графическом, семантическом, фразовом,сверхфразовомизучение фонетической, лексической и грамматическойстороны стихотворных текстов (учебный аспект)сходство поэтического произведения с музыкальным:изменения основного тона фразы (мелодика речи),фразового ударения, длительности, темпа, паузации, ритмаи других просодических элементовразвитие слуховых и звуко-произносительных навыковT.A.
Нгуен[2001]А.Р. Лурия[1973;1998]T.A. Нгуен[2001]В.Г. Костомаров[1994]КультураЕ.И. Пассов[2000]А.Р. Лурия[1973;1998]Н.Ф. Коцарева[2008 ]Мышление,память,эмоцииЗ.И. Клычникова[1973]Цурцилина Н.Н.[2004]Цурцилина Н.Н.[2004]отражение мировосприятия, мышления, логики поэта какпредставителя своей культуры,отражение идеалов и стремлений носителей культурыналичие сведений о культуре страны изучаемого языка(национальные элементы в тексте на уровне содержания иформы)поэтический текст - средство присвоения иноязычнойкультуры в форме индивидуально освоенных ценностейотражение художественно-смысловой ценностипоэтического текста через его музыкальностьреализация индивидуальной авторской мысли в эстетикемузыкального звучания поэтической речиосвоение культуроведческого содержания и личностноеосмысление поэтического текста (познавательный,развивающий и воспитательный аспекты)стимуляция мыслительной деятельности учащихсвозникновение ассоциацийвоздействие на эмоциональную сферу, эмпатияразвитие образного мышлениярациональное использование вербального и образного вмышленииактивизация внимания, памяти52А.Р.
Лурия[1978; 1998]удержание внимание и повышение интересаформирование установки на творческое познаниеразвитие образной памятиформирование эмоциональной сферы учащегосяассоциация музыкальности ритмически организованнойречи с явлениями внешнего мира, внутреннимипереживаниями человека и его слуховыми впечатлениямиусвоение поэтического материала на сознательном ибессознательном уровнях за счет его ритмическойорганизацииАнализ материалов, представленных в Таблице 3, выявляет потенциалпоэзии в плане развития у учащихся способностей к когнитивной иэмоционально-оценочной деятельности на изучаемом языке, мнемическихспособностей (память и внимание), языковых и речевых способностей.Таким образом, на основе анализа исследований, представляющихрезультаты использования поэзии (литературной и песенной) в обучениииностранным языкам, можно сделать вывод о том, что поэтический текстспособствует более глубокому и полному освоению изучаемого языка икультуры, развитию мнемических способностей учащихся и их способности ккогнитивнойиэмоционально-оценочнойдеятельности,формированиюязыкового чутья, расширению активного и пассивного словарного запаса,совершенствованию слуховых и звуко-произносительных навыков.1.4.