Диссертация (Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)". PDF-файл из архива "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
В классификации Ножкиной представлены такжесемейно-обрядовые песни (свадебная, причитание, плач, колыбельные песни,песни для детей); песни-развлечения (шутовские песни, частушки, песникуплеты,песни-новеллыкомическогосодержания,песни-пародии,пародийные баллады, песни КВН, плясовые песни, игровые, хороводные,кабацкие), а также эстрадные песни (лирические и любовные песни, шансон,классические и городские романсы, рок – тяжелый, легкий, панк-рок, метал,рэп), театрально-ролевые песни (песни для спектаклей, кинофильмов, оперетт,драматические песни) и народные песни.Следует отметить, что приведенные выше классификации представляютинтерес, прежде всего, с точки зрения отражения в них многообразиясуществующего аутентичного песенного материала, сгруппированного пожанрам песенного творчества.
Что же касается классификаций песен влингводидактических целях, то необходимо обратиться к тем исследованиям,в которых песенный материал рассматривается в качестве средства обученияиностранному языку.Так, методистами предлагаются следующие категории песен дляиспользования в учебном процессе: 1) песни для особых случаев (исполняютсяучащимися в особые дни и праздники); 2) песни, написанные длясопровождения игровой деятельности учащихся; 3) песни для исполнения всопровождении движений или танцев; 4) нарративные песни, в которыхрассказывается какая-либо история; 5) специально созданные учебные песни в80целях обучения иностранному языку [Hubbard, Jones, Thornton, Wheeler 1991:93].П. Ур разделяет песни в соответствии с их происхождением, выделяядва типа песен: специально сочиненные песни (например, для изученияграмматики, совместного исполнения с целью развития фонетическихнавыков, иллюстрации языковых явлений) и аутентичные песни (дляполучения знаний о культуре страны изучаемого языка, удовольствия отпрослушиванияиразвлечения)[Ur1991:65].С.
Хаускритериемклассификации песен также выбирает их происхождение, и для обученияиностранному языку выделяет традиционные песни и специально созданныепесни [House 1997].Т. Мерфи предлагает лингводидактическую типологию песен дляобучения иностранному языку детей, которая включает в себя учебные песнидля языковой «зарядки», джазовые чанты и аутентичные песни [Murphey1992].В.Ф. Аитовым разработана классификация песен, в которой выделяютсядетские песни, традиционные песни, каноны, духовные песни и популярныепесни [Аитов и др. 2013].О.В. Шевченко выделяет три жанра песенного дискурса в соответствии среализацией или нереализацией в их дискурсе определенных функций: рок,выполняющий апеллятивную функцию; рэп, имеющий нарративную иконвинсивную функции и поп, отражающий эмотивную функцию. [Шевченко2009а:14-15].М.Н. Боярская предлагает следующую классификацию песенных текстов:1) по жанрам искусства, к которым они относятся - эпические и лирическиепесни; 2) по характеру исполнителя - песни, исполняемые профессионалами(оперные арии, оперетты, мюзиклы и т.п.) и неподготовленными людьми(народные, эстрадные, бардовские песни); 3) по исполнительному составу –хоровые и сольные песни, с музыкальным сопровождением или не требующие81такового; 4) по тематическим признакам, когда объектом исследованияявляется только текст песни и не учитывается ее музыкальная составляющая[Боярская 2016].Е.Б.
Патракеева предлагает классификацию песен, соотнесенную слитературными и музыкальными жанрами. Среди песен, соотносящихся сжанрами литературы, она выделяет: 1) песню-рассказ, характеризующуюсяналичиемсобытийнойинформации,нейтральнойлексикой,иногдаэмоционально окрашенной, характерной для разговорной речи, рассказведется от имени героя песни или от имени автора; в таких пенях встречаетсятакже прямая речь, диалоги и полилоги, а также монологи, в которых мнениеавтора обособляется от мнения песенного персонажа; 2) песню-сказку,основанную на сказочных, мифологических сюжетах со сказочнымиперсонажами; для таких песен характерна разговорная лексика, стилистическиярко окрашенная; 3) песню-письмо, связанную с особенностями эпистолярногожанра – приветствием, прощанием, обращением к адресату, рассуждениям поповоду какого-либо события; в таких песнях лексика, грамматика исинтаксический строй сближается с разговорной речью.
Среди песен,имеющих признаки литературных и музыкальных жанров, Патракееваподразделяет 4 типа песен: 1)песня-баллада, текст которой носитповествовательный, философский характер, а также иногда характеризуетсядиалогичностью и прямой речью; 2) песня-романс, в текстах которыхпреобладают размышления и поэтизированная лексика, в таких песняхвозрастает важность фонетических средств, соотносящихся с музыкальнымоформлением и мелодикой песни; 3) песня-элегия, текст которой носит сугубопоэтический характер и отражает рассуждения и эмоциональный настройавтора; 4) песня-гимн, текст которой относится к высокому стилю или,напротив, несет в себе сатирический смысл. Отдельно исследовательклассифицирует песни по их музыкальной теме, подчеркивая, что семантика82текста таких песен зависит от музыкальной темы или ритма: песня-марш,песня-вальс, песня-блюз, песня-танго и т.п.
[Патракеева 2014].Такимметодическогообразом,характераанализисследованийоткрываетвозможностьмузыковедческогодляитипологизациииноязычного песенного материала в соответствии с лингводидактическимизадачами, актуальными для нефилологической аудитории.2.1.1. Учебные песниВ отечественной методической традиции одним из первых исследовалфункциональную значимость учебных песен В.А. Завальный, используя ихдля обучения младших школьников технике письма (каллиграфии) и русскомуязыку. С его точки зрения, «учебная песня – это минимальная комплекснаяпрограмма учебных действий, содержащая цели и способы действий прирешенииучебно-воспитательныхисследованияхВ.А. Завальногозадач»[Завальныйотмечалосьповышение2000:79].Впознавательнойактивности младших школьников в период начального обучения русскомуязыку при следующих условиях: эмоционально-ценностное отношениеучителя и учащихся к использованию учебной песни в познавательномпроцессе; овладение учителем методической системой, отраженной вразработках «Музыкальная каллиграфия» и «Учебные песни и куплеты порусскому языку и чтению для первоклассников»; формирование у учащихсясистемы умений и навыков по восприятию (слушанию) и исполнению«каллиграфических статей» и «учебных песен».
[Завальный 2000]. Например,он предлагает так называемые «каллиграфические статьи» о буквах,характеризующие деятельность учащихся в процессе буквенного письма:«Буква «Я»Косой крючок с полуовалом,Крючок правый – буква Я.Обозначу этой буквойСлог открытый и себя» [Завальный 2000: 79].СредикритериевэффективностииспользованиятакихпесенВ.А. Завальный выделяет позитивное отношение учащихся к занятиям,83высокое качество усвоения изучаемого материала и творческое развитиеличности. В своих выводах он приходит к тому, что использование учебныхпесенспособствуетразвитиюпознавательнойактивностимладшихшкольников и формированию их положительного, эмоционально-ценностногоотношения к использованию музыкальной поддержки в процессе обучения.В учебных песнях крайне важна роль мелодического компонента.
Понаблюдениям Т.Н. Гниловой, преподаватели обычно делают акцент на словахпесни, игнорируя ее мелодию, и такой односторонний подход снижаетмотивирующий фактор музыкального компонента песни [Гнилова 2001]. Этоособенно касается учебных песен, в основе которых часто лежат качественныедидактическиестихотворения,невыразительностью.Низкоеномелодиякачествоотличаетсямелодиипеснипростотойипрепятствуетэффективному усвоению содержащегося в ее тексте языкового материала, инельзя не согласиться с мнением Т.Н. Гниловой, что в большинстве случаевмы имеем дело с подменой понятий: «вместо обсуждения методикииспользования песни на уроке иностранного языка идет обсуждение методикииспользования стихов из песни при игнорировании мелодии, с чем любойценящий музыку человек примириться не может» [Гнилова 2001: 8].
Крометого, «настоящее сочинение подлинной музыки <…> немыслимо без такогокомпонента, как творческое озарение; во всех же попытках поставитьмелодию в банально-подчиненное положение обслуги для слов результатнеизбежно получает надуманно-вымученный вид» [Гнилова 2001: 9]. Этомнение разделяет также Ю.Е. Плотницкий, который уточняет, что необходимоучитыватьчрезвычайномелодическогокомпонентамощныйпотенциалпесенноготекста,воздействияпосколькуименновербальныйкомпонент мыслится автором песни в единстве с мелодией, которая готовитреципиента к восприятию вербального компонента на ином, в большейстепенинаэмоционально-чувственном,аналитическом уровне [Плотницкий 2005].нежелинарационально-84Таким образом, возникает проблема сочинения оптимальной учебнойпесни, и этому вопросу посвящено много работ зарубежных исследователей,предлагающихразличныеучебныепеснинаанглийскомязыке.Многочисленные сайты дают разнообразные примеры учебных песен наразную тематику, например, сайты Songs for Teaching – The Definitive Sourcefor Educational Music, Many Things.org– Interesting Things for ESL Students,Learn English Kids, Hap Palmer Educational Children`s songs и др.
Однакопредставленные на перечисленных сайтах учебные песни также далеко невсегда интересны с точки зрения музыкального оформления и текстовогосодержания, в связи с чем преподаватель встает перед проблемой тщательногоотбора качественного песенного материала.Альтернативой сочинения учебной песни с оригинальным текстом иоригинальной мелодией является создание песен с учебным текстом,положенным на аутентичную музыку, то есть – модификация аутентичныхпесен, на мелодию которых сочиняется текст дидактического содержания.Представляется, что в целом использование такого типа песен более доступнодля автора-преподавателя, не имеющего склонности к сочинению музыки, ноумеющего писать дидактические стихи.