Русско-итальянские отношения в политике и культуре Московской Руси середины XV - первой трети XVI в, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Русско-итальянские отношения в политике и культуре Московской Руси середины XV - первой трети XVI в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Ч.Скржинской. Л., 1971.27Казакова Н. А. Западная Европа в русской письменности XV – XVI вв. Л., 1980. И др.8и их важное место в международных связях Московского государства показалаА.Л. Хорошкевич 28 .Советские ученые продолжили заложенные еще до революции 29традиции изучения русских монет, в чеканке которых принимали участие«фряжские» специалисты 30 .Накопленные в науке факты, свидетельствовавшие об интенсивныхитало-русских политических и культурных контактах XV – первой трети XVI в.неизбежно ставили вопрос о чертах сходства и различия русской и итальянскойкультур этого времени.
Эта проблема была особенно актуальна в эпоху, когдаисторики исходили из тезиса о едином пути развития всех стран и народов,однако при обращении к фактам не всегда обнаруживали сущностные чертысходства между ними. Преодолеть это противоречие пытались Д.С. Лихачев иЯ.С Лурье, стоявшие у истоков т.н. теории русского «Предвозрождения» 31 ,призванной объяснить, почему многие сходные черты духовного поиска,отличавшие русских и итальянских интеллектуалов рубежа XIV-XV вв., непривели в нашей стране к обмирщению культуры, которая виделась историкаммарксистам важной чертой итальянского Ренессанса.В русле этой теории строили свои концепции многие исследователи. Так,А.И.
Иванов, рассмотрев литературное наследие Максима Грека 32 , пришел квыводу о противоречивости его мировидения, которое сочетало «элементырелигиозного аскетизма и западного гуманизма». А.И. Иванов отметил исоциальную обусловленность ряда идей афонского старца.Совместные разыскания итальянских и советских историков привели кбольшим успехам в разработке вопросов, касающихся рецепции ренессансныхархитектурныхтрадицийвРоссии 33 .Подавляющеебольшинствоискусствоведов и историков разделили вывод о том, что итальянское влияние28Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV –начала XVI в. М., 1980.29Орешников А.
Орнистотель денежник Ивана III // Старая Москва. Вып 1-2. 1912-1914. М.,1993.30Потин В.М. Венгерский золотой Ивана III // Феодальная Россия во всемирноисторическом процессе. М., 1972; Спасский И.Г. Монетное и монетовидное золото вМосковском государстве и первые золотые Ивана III // Вспомогательные историческиедисциплины (ВИД). Вып. VII. Л., 1976.31Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства.(конец XIV – начало XVI в.) М., 1949; Лурье Я.С.
Элементы Возрождения на Руси в концеXV – первой половине ХVI вв. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирнойлитературы. М., 1967. И мн. др.32Иванов А.И. Максим Грек и итальянское Возрождение: К постановке вопроса //Византийский временник. Б/м., 1972. Т. 33; Б/м., 1973. Т.
34; Б/м., 1973. Т. 35.33Давид Л.А. Церковь Рождества в с. Юркино // Реставрация и исследование памятниковкультуры. М., 1982. Вып. 2; Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмскогомонастыря (последняя четверть XV века) // Памятники русской архитектуры имонументального искусства. М., 1991; Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой //Памятники русской архитектуры и монументального искусства: стиль, атрибуции,датировки. М., 1983; Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI-XV вв.) //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. И мн. др.9на русское искусство было весьма велико, однако не изменило основ русскойсредневековой культуры.
Более всего исследовались вопросы, связанные сдеятельностью Аристотеля Фиораванти в России. По случаю 500-летия приездав Москву болонского архитектора (1475) была проведена международнаяконференция 34 .Обмен источниками и методологическими подходами между советскимии итальянскими специалистами сделал возможным отход от традиционнойсхемы изучения политических и культурных процессов как следствийсоциально-экономического развития общества.
С.М. Земцов и В.Л. Глазычевисследовали деятельность Аристотеля Фиораванти, пытаясь взглянуть на неечерез призму «встречи культур» 35 . Такой подход возобладает уже в 1990-е гг. 36Деидеологизация отечественной науки, начавшаяся во второй половине1980-х гг., повлекла за собой поиск новых подходов к проблемам историивнешней политики и культурных влияний. Большую популярность приобрелдавноразрабатываемыйнаЗападеантропологическийподход,подразумевающий объяснение конкретных проявлений социальной активностилюдей их мировоззренческими установками, в т.ч. их представлениями о самихсебе. Формирование этих представлений невозможно без складывания образа«других». Разностороннему исследованию образа Московии в Италиипосвящены работы П.
Личини и Д’Амато 37 . Большое внимание этому вопросу врамках изучения образа России в Европе уделяют многие исследователи 38 . Кизучению восприятия Европы, в т.ч. Италии в России обращался В.М.Кириллин 39 .Внимание уделяется сегодня истории политических контактов России игосударств Северной Италии 40 . Предположения о влиянии некоторых«итальянских» символов власти на московский придворный церемониал конца34См.: Arte Lombarda.
NS. 1976. № 44/45.Земцов С.М., Глазычев В.Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985.36См., напр.: Зонова О.В. Первая встреча двух культур //Россия и Италия: Встреча культур.М., 2000. Вып. 4.37Licini P. La Moscovia rappresentata: l’immagine “capovlta” della Rusia nella cartografiarinascimentale europea. Milano, 1988; Д’Амато Дж. Сочинения итальянцев о России концаXV – XVI вв. Историко-библиографический очерк. М., 1995.38Кудрявцев О.Ф. Жизнь за царя: русские в восприятии европейцев первой половины XVI в.// Россия в первой половине XVI в.: Взгляд из Европы. М., 1997; Его же. Идентификациярусских европейскими авторами конца XV – первой половины XVI в. // Восток – Россия –Запад. Культурологические исследования. К 70-летию акад.
В.С. Мясникова. М., 2001;Фоменко И.К. Скифия – Тартария – Московия – Россия: Взгляд из Европы: Россия настаринных картах. М., 2008; Малето Е.И. Антология хождений русских путешественников.XII-XV века. Исследования. Тексты. Комментарии. М., 2005. И др.39Кириллин В.М. «Чужое» в древнерусских сказаниях о Ферраро-Флорентийском соборе //Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2000. №1.40Джираудо Дж. Заметки о политической лексике Московской Руси // Rivista Studia SlavicaAcademiae Scienziarum Hungariae. Vol. XLV.
2000; Язькова В.Е. Папский престол иМосковское государство (к истории дипломатических связей в первой половине XVI в.) //Средние века. М., 1995. Т. 58; Яковенко С.Г. Альберт Кампенский и его письмо о Московиипапе Клименту VII // Истина и жизнь. 1996. №10.3510XV в. высказал М.А. Бойцов 41 . Итальянским сюжетам и образам, включенным врелигиозно-философские,провиденциальныеразмышлениярусскихкнижников, посвящены исследования Н.В. Синицыной и М.Б.
Плюхановой 42 .Активно разрабатываются проблемы, связанные с церковными отношениями иантилатинской полемикой 43 . Еще большее внимание ученых привлекаетисследование итальянских влияний в русском искусстве 44 и других сферахкультуры 45 .Итак, особенностью историографии темы является связь и взаимнаяобусловленность успехов отечественных и зарубежных исследователей.Значительная часть исследований посвящена выявлению подробностей,связанных с конкретными проявлениями итало-русских контактов.Историографический анализ позволяет сделать вывод, что вопрос о том, каккнижники и аристократы Московской Руси середины XV - первой трети XVIвв.
воспринимали итальянцев, работавших на их родине, и далекую Италию,все еще остается без ответа. Между тем накопленные в науке факты и методыпозволяют перейти от отдельных эпизодов и феноменов к их системномуосмыслению и выработке общих оценок.Источниковая база диссертации. В основе работы лежит широкий кругопубликованных, а также архивных источников. Привлеченные источникиподразделены на несколько групп: нарративные источники, акты, документырусских и итальянских государственных учреждений, дневники венецианскихсенаторов, прочие письменные источники, а также неписьменные источники.Основу корпуса сведений о внешней политике и культуре МосковскойРуси середины XV – первой трети XVI вв.
составляют известия летописныхсводов этого времени. Наиболее значимы для исследуемой темы известияМосковского свода конца XV в., Ермолинской, Симеоновской, Софийской41Бойцов М.А. Величие и смирение: Очерки политического символизма в средневековойЕвропе. М., 2009.42Плюханова М.Б. Культ Божьей Матери Лорето, его русские параллели и связи // ТОДРЛ.СПб., 2007 Т.
58.; Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековойконцепции. М., 1998.43Флоря Б.Н. Православный мир Восточной Европы перед историческим выбором (XIV-XVвв.) // Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви: Древнерусское и славянскойсредневековье. М., 2007; Ломизе Е.М. К вопросу о восприятии Ферраро-Флорентийскогособора русской делегацией // Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996.44См., напр.: Баталов А.А. Строительство московского Успенского собора исамоидентификация Руси: К истории замысла митрополита Филиппа I // Древнерусскоеискусство: Византия, Русь, западная Европа: Искусство и культура.
СПб., 2002; БондаренкоИ.А. Ренессансные черты в планировке Московского Кремля // Архитектурное наследство.Вып. 47. М., 2007; Мильчик М. История Ивангорода в конце XV-XVI вв. и крепостноестроительство на Руси с участием итальянских мастеров // Крепость Ивангород: Новывеоткрытия.
СПб., 1997. И мн. др.45Гайдук В.П. Максим Грек, флорентиец и русский святой // Италия и русская культура. М.,2000. Ч. 2; Малето Е.И. Указ. соч.; Garzaniti M. Il viaggio al Concilio di Firenze: La primatestimonianza di un viaggiatore russo in Occidente // Itineraria. 2003. № 2; Idem. La riscoperta diMassimo il Greco e la ricenzione dell’Umanesimo italiano in Russia // Nel mondo degli Slavi.Firenze 2008.11Второй, Львовской, Вологодско-Пермской, Воскресенской, Никоновскойлетописей, а также Летописца Еллинского и Римского и Хронографа 1512 г. 46Важную информацию содержат памятники «Флорентийского цикла»,отразившие рефлексию русских людей по поводу унии 1439 г.: анонимные«Хождение на Флорентийский собор» 47 и «Заметка о Риме» 48 , Повесть СимеонаСуздальца о поездке во Флоренцию в двух редакциях 49 , «Исхождение» АвраамияСуздальского 50 , «Слово избранно от святых писаний, еже на латыню» 51 ,летописная повесть о Флорентийском соборе 52 .Итальянские образы присутствуют в ряде посланий Максима Грека 53 итекстов «Филофеева цикла» 54 , то есть как посланий, принадлежащих перупсковского старца, так и анонимных текстов, в которых отражены сходные идеи.Использованы и послания новгородского владыки Геннадия 55 .