Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве

Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 51

PDF-файл Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 51 История (29906): Диссертация - Аспирантура и докторантураПонятие служение и институт диаконата в раннем христианстве: История - PDF, страница 51 (29906) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 51 страницы из PDF

Следующее упоминание об иподиаконах –это 10 правило Антиохийского собора (341 г.): «Святой Собор за благорассуждал, чтобы состоящие в малых городах или селах предстоятели, илитак именуемые хорепископы, знали свою меру, хотя бы они и по чинуепископства67принялирукоположение,чтобыониуправлялитолькоSpickermann W. Op.cit. S. 316–317.Ibid. S. 318.261подчиненными им церквами и ограничивали ими свое попечение ираспоряжения, чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей идовольствовались производством только в сии чины, а поставлять пресвитераили диакона не дерзать без воли сущего во городе епископа, которомуподчинен хорепископ и его округ». Афанасий Великий в Historia Arianorum(60,1) описывает мученичество иподиакона Евтихия (358 г)8.Каноны Лиодикийского собора (363 г.) жестко устанавливают дляиподиаконов подчиненное по отношению к диакону положение. Они должныоказывать диаконам такие же почести (стоять в их присутствии и садитьсятолько с их разрешения), как диаконы по отношению к вышестоящим членамцерковной иерархии (правило 20).

Кроме того, от иподиакона полностьюзакрывается богослужебная часть диаконских обязанностей: «Иподиаконамне подобает быть на месте диаконов и касаться священных сосудов»(правило 21) – имеется в виду во время Литургии, а также «не подобаетиподиакону раздавать Хлеб или благословлять Чашу» (правило 25).В остальном иподиаконы очень близки диаконам: и диаконы ииподиаконы – близкие помощники епископа, они должны постояннонаходиться при нем (Ap. Trad. 34). О том, что письма передавались и черездиаконов и через иподиаконов уже упоминалось.Constitutiones Apostolorum передают краткие сведения об обязанностяхиподиаконов – весьма, впрочем сходных с диаконскими за исключением, какуже упоминалось, богослужебных функций. Иподиаконы во время служениянаходятся у женских дверей, тогда как диаконы – у мужских, «чтобы вовремя возношения никто не выходил и чтобы не отворялась дверь, хотя быпришел кто верующий.

А один иподиакон пусть подает священникамомовение рук» (CA VIII, 11). В CA VIII, 27 приводится молитва, читаемая прирукоположении иподиакона (заметим, что в ранние времена иподиаконы не8Spickermann W. Op.cit. S. 318–319.262рукополагались). Из этой молитвы можно понять, что вне богослуженияиподиаконы имели в кругу обязанностей заботу о богослужебных сосудах(«дай ему Духа Святого для того, чтобы достойно прикасаться служебныхТвоих сосудов»), тогда как во время самой Литургии они, как это следует изуже упомянутого правила Лаодикийского собора к сосудам не прикасаются.Подчиненное положение иподиаконов подчеркивается тем, что диакон вотсутствие пресвитера может отлучать иподиаконов – об этом сообщает CAVIII, 28.С течением времени иподиаконы принимают на себя более широкуючасть диаконских обязанностей, поэтому «к пятому столетию, когда ложныеканоны Четвертого Карфагенского Собора были завершены в Арле, вобязанности иподиакона входило принимать у епископа пустой дискос ипотир, а у архидиакона – кувшин и полотенце, его задача состояла также втом, чтобы подготовить священные сосуды и дать их дьякону во времябогослужения»9.

Дэвис связывает расширение обязанностей иподиакона стем, что расширение общин не позволяло диаконам, количество которыхпродолжало ограничиваться семью, исполнять свои обязанности самим10.9Davies J.G. Op.cit. P. 7.Ibid.10263ЗАКЛЮЧЕНИЕПерекресткикультурныхмировоткрываютдорогинетолькодлявзаимодействия и преемственности, но и для осмысления радикальныхразличий между этими мирами. Понятие «служение» является одним из техфлюгеров, которые указывают на перемену сакрального ветра. По античнойлитературе нас ведет довольно ровный путь, начинающийся от гомеровских«гекатомбсвященных».Греческомуполитеизмусвойственнаобщаясакрализация пространства, поэтому культовое действо и его основной вдревности ритуал – жертвоприношение – исходит из самого широкогопредставлении о священном.

При этом собственно термины, обозначающие«служить, совершая священнодействие», само «священнодействие» ичеловека, совершающего священнодействие, т.е. ἱερουργέω, ἱερουργία,ἱερουργός появляются, видимо, только в V веке и используются редко.Культовое значение глагола θεραπεύω и однокоренного существительногоочень важно, но оно не является частым.Первымперекрестком,накоторомпришлосьвыбиратьтерминологический путь для обозначения «служения», стала Септуагинта, –здесь сошлись эллинистические и иудейские религиозные дороги, и сталоясно, что термин θεραπεύω не подходит переводчикам Библии, потому чтонесет в себе выраженный языческий смысл. Понятие «священного»универсально и не уходит из языка, однако термина для обозначениясобственно иудейского сакрального служения в общем и культовом значениине находится. Переводчики собираются в дальнейший путь, возложив груз«сакрального служения» на термины, которые в античности либо совсем неимели религиозного культового оттенка (как λειτουγέω, λειτουργία), либобыли более или менее от него чисты (как λατρεύω, λατρεία – значение этихочень редких в античности терминов, близкое к сакральному встречается доIII в.

до н.э. лишь у Еврипида и Платона). Возможно, оттенок264«общественного» служения, присущий терминам λειτουγέω, λειτουργία, иподходящий для важного «общественного» характера иудейского культа,стал причиной того, что переводчики Септуагинты выбрали их дляобозначения служения священников и левитов в скинии собрания,святилище, храме. Надежное плечо подставил глагол δουλέω – с однойстороны, ранее он имел отчетливое светское значение, с другой стороны он,как и термины λατρεύω, λατρεία – хорошо выражал то отношение кслужению, которое присутствовало в Ветхом Завете, – буквальноеподчинение Великому Господ(ин)у.Второй по хронологии перекресток – это Филон Александрийский,который, сам того не ведая, свел целых три пути: эллинский, иудейский и, вконечном итоге, христианский, но о последнем разговор отдельный.Эллинский же и иудейский пути сошлись у Филона в терминах θεραπεύω,θεραπεία – именно у него они обретают свое самое выразительноесакральное звучание.В третий раз на узких перекрестках мирозданья пересеклись мирыВетхого Завета и новорожденной христианской религии.

Многие понятияпришли в христианство из Септуагинты – одним из немногих, если неединственным, исключением является «служение». Христианские авторыоткрывают новое понятие – «духовное служение» – и находят для него новыйтермин – διακονέω, διακονία, διάκονος.Иосиф Флавий стоит на самом сложном распутье – не просто напересечениииудейскогоигреко-римскогомиров,анаточкеихконфликтного столкновения.

В мире иудейской религии Флавий придаетоттенок иудейского духовного служения терминам со сложной судьбой –θρησκέω, θρησκεία. Они крайне редко встречаются в греческой литературе,обозначая непонятные чужеземные культы, а переводе Ветхого Завета265отсутствуют вовсе, встречаясь в Септуагинте лишь в текстах, изначальносоставленных на греческом языке.История диаконата в научной литературе начинает рассматриваться сзамечания о том, что «диакон» значит просто «служитель», а в Новом Заветеэто слово означает любое служение от Христова до апостольского.«Служение ближнему», которое Христос возносит на пьедестал как одну изглавных добродетелей, – это также διακονία. Диаконская должность,возникшая еще в новозаветные времена, по сути, институализирует самопонятие «служения». Именно поэтому на подступах к истории первыхдиаконов вся история понятия «служения» прошла перед нашими глазами.Изучение истории раннего диаконата невозможно без анализапроблемы «семи» – раннего административного служения, которое долгоевремя считалось непосредственным прототипом диаконской должности.

Внастоящее время в науке чаще всего отвергается прямая генетическая связьмежду этими институтами. Однако вопрос о том, кем же были «семеромужей изведанных», остается открытым. Мы приходим к выводу, что связьмежду «семью» и диаконами прослеживается только на уровне церковнойтрадиции, и не считаем «семерых» диаконами. Мы полагаем, что «семеро» –это своеобычный институт, созданный для исполнения административныхобязанностей в первой христианской общине в Иерусалиме в 30-х годахI века. Нить иерусалимских «семерых» прервалась после начала первогогонения и рассеяния общины. Первые диаконы появляются в периферийныхобщинах к 60-м годам I века (датировка по Посланию Павла Филиппийцам –63 г.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее