Отзыв официального оппонента С. П. Толкачева (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента С. П. Толкачева" внутри архива находится в следующих папках: Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг, документы. PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВофициального оппонента о диссертацииОльги Анатольевны ДЖУМАЙЛО«Английский исповедально-философский роман 1980 — 2000 гг.»,представленной на соискание ученой степенидоктора филологических наук по специальности10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(американская и европейская литература)ДиссертационноеисследованиеО.А.Джумайло,посвященноеанглийскому роману 1980-1990 гг., самим обращением к литературномупроцессу последних десятилетий обречено на смелую, подчас полемическую,позициювотношениифеноменовдискуссионныхдлясовременногогуманитарного знания в целом. Среди них: постмодернизм, субъект, этическиеи эмоциональные ресурсы современной литературы, связность интерпретации.Тенденциозность однозначных ответов и их неполнота в отношениианглийскойлитературыуказанногопериодаинспирируетпоискипродуктивных стратегий ее осмысления и сообщает исследованию О.А.Джумайло научную актуальность.Основнойтезиспостмодернистскомо«воскрешениироманеобосновываетсубъекта»ванглийскомнеобходимостьвыделенияпринципиально нового этапа в художественной практике английскихписателей 1980-1990 гг., требующего иной методологической оптики итерминологического аппарата.Этот подход и предлагает диссертант, выдвигая в качестве опорыкатегорию неожиданно традиционную – жанр.
Исповедально-философскийроманобнаруживаемыйО.А.Джумайловнутризнакомойигровойсаморефлексивной конструкции постмодернистского романа – поворотпарадоксальный и интригующий. Вместе с тем, всякий, кто читал романы Д.Барнса, И. Макьюэна, М. Эмиса, К. Исигуро готоввместе с авторомдиссертации задаться вопросом: «Почему целое поколение английскихписателей,владеющихпостмодернистскиминструментарием,всвоейхудожественной практике используют его при создании развернутого образа«я», вопрошающего о смыслах опыта страдания?» (с.4).
Опыт (частотравматический,сопротивляющийсяосмыслению)иегонарративныеконструкции выявляются О.А. Джумайло как ось рефлексий в современномисповедально-философском романе.Востребованность работы не вызывает сомнений - феномен романнойисповедальности (как в отношении литературной классики, так и в отношениисовременного литературного контекста) в настоящий момент вызываетбольшой интерес как в России, так и за рубежом. Культурно-психологическиеустановки «исповедального» слова в литературе конца ХХ – начала XXI векадовольно существенно разошлись с теми, что считались каноническими современ «Исповеди» Блаженного Августина или Ж.-Ж.
Руссо. Исповедь какэкспликация «Я» осталась в прошлом; актуальный тренд новейшейлитературы – исповедь / исповедальность как имплицитная содержательнаяинтенция. Постмодернизм самим размыванием границ субъекта вывел, какдолгое время казалось, проблему экзистенциальной аутентичности «я» из полязрения литературы. Однако диссертационное исследование О.А. Джумайлопоследовательноидоказательноопровергаеттелитературоведческиеаксиомы, которые в последние десятилетия некритически транслировались изодной работы в другую.
В этом отношении особенно актуально выявлениедискуссионных вопросов, связанных с трактовкой романной исповеди какособой формы «производства правды» (И. Джил), «маски» (П. Брукс),«самооговора»(П.Аксельм),«исповедислазейкой»(М.Бахтин),«переписывания» (Ж. Деррида).Результаты исследования, научные положения и выводы, изложенные вдиссертации, обоснованы четким и логичным отбором изучаемого материалаи его детальным скрупулезным анализом.обоснованностьрезультатовработыНаучная достоверность иобеспечиваетсякачественнымтеоретико−методологическим обоснованием, которое представляет собойкомбинацию историко-поэтологических, философско-эстетических и мотивнотематических подходов к художественному тексту.
Это позволило датьсистемное видение обширного материала текстологических наблюдений иприйти к концептуальным обобщениям относительно целого этапа в развитиианглийского романа, представленного творчеством К. Исигуро, Д. Барнса, М.Эмиса, И. Макьюэна и др. Кратко обозначим основные достоинства работы:Во-первых, в рецензируемой работе само рассмотрение современногоанглийского романа помещено в историческую и литературную реальность.Панорама новейшей литературы органично соединяется с крупными планами(разделыо творчестве К.Исигуро, И.Макьюэна, М.Эмиса и Дж. Барнса),позволяющими дать детальный анализ поэтики исповедально-философскогоромана.БольшуюотрадувызываетобращениеО.А.Джумайлокхудожественному творчеству авторов исключительно взыскательных вотношении своего критика.Во-вторых, основополагающая для работы О.А.
Джумайло идеяисповедальности постмодернистского романа задает принципиально новыйракурс исследования этого литературного явления. Тотальность игровыхустановокпостмодернистскойэстетикииабсолютизацияиронииоборачивается (точнее сказать, «прорастает») классической серьезностью восмыслениидуховнойжизнисовременногочеловека.Постмодернизмнамеренно и демонстративно отказывался от «абсолютных величин» (называяэто свое качество релятивизмом или эстетическими плюрализмом); ничутьсебе не противореча, постмодернизм оказался открыт и для исповедальности –и эта «автокоррекция» очень точно уловлена О.А.Джумайло и обоснованновыведена на первый план ее исследования.В-третьих, магистральной линией исследования выбрана интерпретациятравматического опыта героя-рассказчика как психологического метасценарияего исповедального рассказа. Кроме того, известный постулат, гласящий, чтоименно с травмы писатель начинает говорить (а всякий роман, если этонастоящий роман, предполагает не только раскрытие внутреннего мира героя,но и высокую степень самораскрытия автора) подвергается при прочтениироманов К.Исигуро, М.Эмиса, И.Макьюэна «калибровке» и проверке наэкзистенциальную точность.
Особенно интересен в связи с этим такой аспектработы О.А.Джумайло, как исследование писательских рефлексий на тему«английскости» (ставшей чем-то вроде «водяного знака» ментальностисовременного британца и в равной степени фактором национальнойсамоидентификации и объектом пародии и самопародии). В категорияхпсихоанализа каноническая английскость с ее обязательной сдержанностью инейтрализацией любых эмоциональных импульсов есть не что иное, какпроявление нормопатии – нежелания увидеть травму и «согласиться» на нее,признать ее существование во внутреннем опыте (или, что еще опаснее,догадаться о травме, но не принять ее). Однако и не прибегая кинструментарию,выходящемузаграницыфилологии,О.А.Джумайлодетально и точно характеризует смысл ставшего едва ли не субститутомнациональной идеи концепта «reserve», анализируя романы К.Исигуро(прежде всего «Остаток дня») и Д.
Барнса (в первом случае трагическуюмодификацию, во втором, скорее, трагифарсовую).В-четвертых, особо отметим высокую степень оригинальности иновизны в толковании конкретных текстов. И отобранные параметрыаналитического описания романной поэтики (парадокс, монтаж, двойничествоперсонажей, способы ведения ненадежного повествования, «mise-en-abyme»какконструктивныйприем),итонкостьинтерпретацииструктурно-семантических элементов текста, и ясность формулирования итоговыхсуждений (в особенности, параграфы о М. Эмисе и К. Исигуро) – все этонесомненные приметы профессионализма.Точность частных наблюдений в соединении с глубиной обобщений,выразительный язык и остроумные логические ходы, свобода интеллектуальныхпостроений и строгость оформления научных результатов – все это даетоснования считать работу О.А.Джумайло о новейшей английской прозе яркимявлением в современном литературоведении.Композиция работы представляется хорошо продуманной, располагающейк поэтапному и многоаспектному раскрытию темы, аккумуляции выводов.Ценность вводных параграфов нам видится в двух принципиальныхвыводах: во-первых, философско-религиозный подход к исповедальномуроману не единственный, предложенный в современной науке; во-вторых,проблема исповедальной завершенности убедительно показана как краеугольнаяв определении жанра и тесно связанная с вопросом о подлинности исповеди.Последнее приводит автора диссертации к аргументированному выводу о том,что западная традиция развивает не философско-ценностный, а философскопсихологический ракурс исповедального.
Иначе говоря, романная исповедь неприближает к ответам на извечные вопросы бытия, а проблематизирует и само«я» и размышления о «я». Говоря об этом, О.А. Джумайло обращается кзначительному пласту литературы Запада, дает представление о сложностипроблемы, при этом не редуцируя ее до формульности. Во введениипредставлен достаточный массив художественных и критических источников.Наиболее ценным с методологических позиций видится смелое и небанальноесочетание идей, предложенных выдающимися эстетиками, философами,литературоведами (М.
Бахтин, Ж. Деррида, П. де Ман и др.) и положенных воснование оригинальной концепции жанра.Ее генетическая история очерчена, обозначены «узловые» точки (Руссо,французский roman personnel, Достоевский). Возможно, следовало бы датьболее полное представление об английской странице в исторической поэтикежанра (лишь упомянуты Стерн и де Квинси, Хогг, Мур, модернисты). Вместес тем, в монографии J.