Отзыв официального оппонента И. В. Кабановой (Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента И. В. Кабановой" внутри архива находится в следующих папках: Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг, документы. PDF-файл из архива "Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВофициального оппонентао диссертации Джумайло Ольги Анатольевны«Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.»,представленной на соискание учёной степени доктора филологических наукпо специальности 10.01.03. – Литература народов стран зарубежья(американская и европейская литература)Диссертация Ольги Анатольевны Джумайло представляет собойполномасштабное, внутренне единое и завершенное, исследование в областижанровой и национальной специфики английского постмодернистскогоромана последней четверти ХХ века. Задействовав обширный корпусразнообразных идей современной литературной теории, автор существеннокорректирует сложившиеся представления о поэтике английскогопостмодернизма, показывает, что неправомерно сводить его к игровомуначалу и тотальной релятивизатиции этических ценностей, к опровержению«больших нарративов», а напротив, ведущую роль в нем играетпереосмысление стержневых этико-философских вопросов в свете новыхконцепций «я», так называемое «воскрешение субъекта», авторскоевопрошание о полноте экзистенции.В этом видится актуальность диссертации: в реабилитацииэмоционально-ценностной наполненности постмодернистского романа, враскрытии новых путей конструирования «я» героя, что влечет за собойпереосмысление такого базового свойства постмодернистской прозы, каксаморефлексивность.Научная новизна исследования состоит прежде всего в его концепции.О.А.
Джумайло впервые у нас четко выделяет периоды внутри английскогопостмодернизма, относя к первому Бриджит Брофи, Кристину Брук-Роуз,Б.С.Джонсона, и – не совсем понятно, почему – в этом ряду радикальныхэкспериментаторов оказывается М.Спарк. Второй период, обычносвязывающийся с вхождением в литературу поколения М.Эмиса – Барнса –Макьюэна в восьмидесятые годы, диссертантка выделяет в полемике спреобладающим критическим мнением о переносе этими авторами влитературу концепции личности как динамического пучка идентичностей,реконфигурируемых на протяжении жизненного пути (упоминаютсякультурная, национальная, гендерная идентичность).
О.А. Джумайлополагает, что применительно к ее материалу уместнее говорить уже не обидентичности как новом понимании того, что раньше называлось«личностью», «субъектом», а о «воскрешении субъекта», о новой онтологиисубъекта, в которой на первый план выходит реальность телесного и2психическогострадания,процессыизживаниятравмы.Этапостмодернистская онтология субъекта лежит в основе той новой жанровойразновидности романа, которая вынесена в заглавие диссертации.Литературные корни исповедально-философского романа усматриваются вромантическом личном романе; наиболее влиятельным образцом жанрапризнаются «Записки из подполья» Ф.М.Достоевского; он, по мысли авторадиссертации, оказывается востребованным в английском постмодернизме1980-2000 гг., где идет реакция на чисто экспериментальный/игровойпостмодернизм предшествующего этапа.Оригинальность концепции состоит в том, что диссертацияпредлагает развернутое теоретическое обоснование исповедальнофилософского романа как жанровой разновидности, своеобразно синтезируяпостмодернистскую чувствительность с положениями зарубежных иотечественных исследователей исповедальной прозы, и этот синтезтворчески применяется к материалам английского постмодернизма.
Следуетотметить, что опорой для автора диссертации могут служить только двеприводимые в ней англоязычные монографии, где обосновывается даннаяжанровая разновидность романа: это монография Питера Аксельма«Современный исповедальный роман» (1967) и Андреа Охснер «Тревогипарней: маскулинность и идентичность в британском исповедальном романео молодом человеке 1990 гг.» (2009). Поэтому в собственном обоснованииисповедально-философского романа О.А. Джумайло прибегает кразнообразным отечественным и зарубежным размышлениям на темыисповедальности, которые принадлежат не только теоретикам гуманитарногознания, но и самим писателям.Личный вклад О.А.
Джумайло в исследуемую проблематику состоиттакже, помимо названной концепции, в на анализе почти трех десятковсамых значимых романов наиболее признанных современных английскихписателей, в интерпретации этих произведений в русле предложеннойконцепции. Тем самым создается внушительная панорама литературыанглийского постмодернизма в заявленных хронологических рамках.Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспортуспециальности 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья последующим пунктам: п.3. Проблемы историко-культурного контекста,социально-психологической обусловленности возникновения выдающихсяхудожественных произведений; п.4. История и типология литературныхнаправлений, видов художественного сознания, жанров, стилей, устойчивыхобразов прозы, поэзии, драмы и публицистики, находящих выражение втворчестве отдельных представителей и писательских групп;п.
5.Уникальность и самоценность художественной индивидуальности ведущихмастеров зарубежной литературы прошлого и современности; особенностипоэтики их произведений, творческой эволюции; п.6. Взаимодействия ивзаимовлияния национальных литератур, их контактные и генетические3связи; п.7. Зарубежный литературный процесс в оценке иноязычного иотечественного литературоведения и критики.Материал исследования в диссертации составляют прежде всегороманы таких ведущих современных английских писателей, как Дж. Барнс,М.Эмис, И. Макьюэн, К.
Исигуро, Г.Свифт, Дж.Коу, Дональд Майкл Томас,Дж.Фаулз, а также ряд их произведений в жанрах автобиографии, эссе,рассказа. По мере необходимости привлекаются интервью писателей и ихвыступления в прессе.Цель исследования на с.7 формулируется как «изучение английскогоисповедально-философского романа 1980-2000 гг. как специфическогоявления, охарактеризовавшего новый мировоззренческий, эстетический ихудожественный модус в английской литературе последнего двадцатилетияХХв.иобозначившегоизменениеценностныхориентировпостмодернистского романа предыдущей генерации»; исходя из этогоставятся пять конкретных задач исследования.Объект исследования определяется как «литературный процессуказанной эпохи в его отношении к постмодернизму» (с.8); предметисследования – «способы репрезентации исповедальных и философскихинтенций «я» повествователя, а также эффекты их присутствия впостмодернистском тексте» (с.8).Теоретико-методологическую базу исследования отмечает поэтомуширота, соответствующая широте объекта исследования.
О.А. Джумайлоопирается на конкретные исследования творчества своих авторов,выполненные с позиций биографической, постколониальной, гендернойкритики, исследований национальной идентичности, травмы, памяти,холокоста. Все эти подходы оказываются функциональными прирассмотренииразныхсторонпостмодернистскогоисповедальнофилософского романа.Научная ценность диссертации заключается в разработкеальтернативного взгляда на литературу английского постмодернизма.
О.А.Джумайло наглядно показывает, что постмодернистские игровые приемыконструкции текста (двойничество персонажей, ненадежный рассказчик,поэтика парадокса, монтажа и пр.) не являются в романе конца ХХ в.самоцелью, не свидетельствуют о девальвации эмоциональных и этическихценностей. Напротив, они осмысляются в работе как инструмент воплощенияновой, мучительной и болезненно вербализуемой, если вообщевербализуемой, правды современного «я»; тем самым раскрываетсяспецификапостмодернистскогосубъектакакпринципиальнонезавершенного, обретающего себя через наррацию, обращенную к«Другому», наррацию, в которой так или иначе проявляется исповедальноеначало.Теоретическая значимость диссертации состоит, во-первых, вуточнении имеющейся у нас картины развития современного английскогоромана; во-вторых, в обосновании содержательно-формальных признаков4исповедально-философского романа и раскрытии их функционирования вконкретных текстах.Практическая значимость работы определяется возможностьюприменения ее материалов в вузовском преподавании курсов по зарубежнойлитературе, по истории английского романа, по проблемам постмодернизмаи жанровой теории.Структура работы определяется задачей обоснования теоретических,содержательных и формальных особенностей исповедально-философскогожанра.Введение содержит постановку проблемы, целей и задач исследования,и, нестандартно, – теоретико-исторический экскурс с целью выявления местаи функций исповедальности в литературе постмодерна.
С моей точки зрения,это самая проблемная часть работы. О.А. Джумайло приводит цитату изавторитетнейшего «Словаря литературоведческих терминов» ДжонаКаддона: «исповедальный роман – это вводящий в заблуждение неточныйтермин, указывающий на автобиографический тип перволичногоповествования» (с. 32-33); чуть ниже признается, что литературоведыизбегают говорить о поэтике исповедальности, потому что она можетпроявляться в разных литературных жанрах.
Диссертантка же обнаруживает,во-первых, содержательное ядро жанра – «исповедальный герой романа …дается читателю в пределе незавершенности нарративной конструкции«я»…. [в этом романе] специфика представления личного сюжета связываетпсихологический и философский регистры вопрошания, позволяя намговорить об исповедальном (личном) романе как исповедально-философском(экзистенциальном)» (с. 33). И, во-вторых, по поводу специфики формывыдвигается тезис о том, что в этой жанровой разновидности действуетлогика сюжета о ране (стыде, вине, отчаянии), воспоминаний об утрате, вкоторых проявляется предельный кризис «я».
Эти построения ведутся сопорой в основном на труды М.М.Бахтина и ряда отечественныхсовременных исследователей (философов, антропологов, исследователейДостоевского, Набокова и русской литературы ХХ в.). Очерк историиисповедального романа содержит те же классические произведения Бл.Августина, Руссо, французских и английских романтиков, которыетрадиционно фигурируют в историях жанра автобиографии. И тут мывступаем, как кажется, на зыбкую почву, поскольку предложенныеаргументы в пользу исповедально-философского романа позволяют отнестик этой жанровой разновидности едва ли не всю творческую продукциюрассматриваемых в диссертации авторов.По поводу предложенных жанровых критериев возникают следующиевопросы.