Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого

Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого, страница 6

PDF-файл Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого, страница 6 Филология (29671): Диссертация - Аспирантура и докторантураПроблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого: Филология - PDF, страница 6 (29671) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Это или братья, или разбойники, или и то идругое одновременно. Образ "большого дома в лесу" нашел свое отра­жение в произведениях В.А. Жуковского ("Светлана") и А.С. Пушкина(баллада "Жених", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях",дом в сне Татьяны).

Этот же мотив находит свое существенное об­новление в поэзии Высоцкого. Дом в цикле "Очи черные" стоит на"семи лихих продувных ветрах", на юру, на проезжем тракте. Такойдом открыт всем злым силам: неслучайны мрак, царящий здесь, кру­жащий над крышей стервятник, мелькающие в сенях тени, покатыйпол, и конечно же, перекошенные иконы в паутине и черной копоти.Создается образ "гиблого места". Типичный герой русской литера­туры должен ощущать его атмосферу особенно обостренно не толькопотому, что пришел из мира, где вольный воздух; друзья и враги,добро и зло.

Здесь же "воздух вылился", не радует песня ("кто-топесню стонал да гармошку терзал"), не веселит вино: "Да еще ви­ном много тешились — разоряли дом, дрались, вешались".Главный герой цикла чувствует глубинные изменения, произошедшиев давно знакомом месте. Дом перестал быть домом: то ли кабак, толи барак чумной. Все словно поражено какой-то невидимой болезнью.Самое страшное, что недуг распространился и на людей, живущих- 30 здесь. ини пришли в дом той же дорогой, что и главный герой, су­мели перенести ее испытания, а затем добровольно согласились нанедостойное существование, и оно кажется теперь им вечным.

Не­случайна логическая ошибка в речи персонажей:"Долго жить впотьмахПривыкали мы,йспокону мыВ зле да шепоте,Под иконамиВ черной копоти"Люди не заметили, что когда-то произошла подмена, приведшаяк страшным метаморфозам в их душах, из-за которых люди пересталибыть людьми. Неслучайно главному герою цикла противостоит не от­дельный человек. Ему отвечает хор голосов, обитатели дома, ста­вшие единым целым.

Мастерская речевая характеристика, аллитерация[щ], [ш], [х] как нельзя лучше соответствует жизни в "зле да ше­поте". И оказывается, что трагедия человеческого бытия не в том,чтобы быть растерзанным волками на лесной дороге. Самое страш­ное — это жить пригнувшись, погибнуть от руки "припадочного мало­го, придурка и вора", потерять все представления о том, что такоежизнь, утратить человеческий облик.О деструктивных процессах в личном и общественном бытии пи­сали одновременно с В.С. Высоцким Ю. Трифонов, В. Шукшин, В.

Астафь­ев, Ф. Абрамов, неслучайно назвавший одно из своих произведений"Дом", но Высоцкий сумел сказать об этом совершенно иначе, посвоему. Он показал, как жесткая конструкция волшебной сказки,особенно популярной в советское время и насаждаемой сверху какпредставление о светлом будущем, подчиняет себе действительность,уродует человеческую природу, национальную сущность. На такую- 31 возможность объяснения происшедшей в России трагедии указывалА. Панченко [196, 9].

Высоцкий нашел для ее воплощения художествен­ную форму — символический образ дома. Цикл заканчивается вопро­сом: " Может, спел про вас /неумело я,/ очи черные, / скатертьбелая? ". Чувство вины за оставленных в доме, ощущение собствен­ной причастности к общей беде — свидетельство совестливости под­линного художника.1.2.2. Мотивы мирового круговорота и образы стихий.Антиномии движения и неподвижности, запечатленные в обнов­ленных типологических мотивах дороги и дома, свидетельствуют оналичии в его творчестве центробежных и центростремительных сил.Их существование, как было показано Д. Максимовым применительно кпоэзии А. Блока [158, 74 — 95], приводит к представлениям о бессмыс­ленности бытия, "абсурдного мира", "мировой тавтологии".

Об этомв XX веке писали Ф. Кафка, А. Камю, С. Беккет и др.Концепция "вечного возвращения" — одна из древнейших в фило­софии и литературе, и каждый период разочарований и кризиса да­вал ей новые оттенки смысла [см. 158]. Сама действительность 60 —70-х годов была питательной почвой для возникновения ощущения за­медления движения, поворота времени вспять, что лишь усугубляладекларируемая идея прогресса. Высоцкий сумел выразить чувствачеловека новой исторической эпохи, обреченного на "мучительнуюжизнь" в бесконечном круговороте мира.Уже в ранний период творчества поэт формулирует закон веч­ной повторяемости.

Если в стихотворении "Если б водка была на од­ного..." (1963) он относился лишь к "блатным", то в балладе "Таконо и есть" действие его распространяется на всех:- 32 "Так оно и есть —Словно встарь, словно встарь,Если шел вразрез —На фонарь, на фонарь,Если воровал —Значит, сел, значит, сел,Если много знал —Под расстрел, под расстрел!"Поэтому образ города в песне Высоцкого ничем не отличается оттюрьмы.

Он столь же мертвен, пылен, расплывчат, как и лагерь.Автоматизм людей города — распространенный мотив в поэзии началавека. Но Высоцкий сопоставляет свободу и несвободу и обнаруживаетих абсолютную тождественность. Более того, город оказывается бо­лее опасен. Если в лагере человек сохраняет желания, стремления,переживания, то в городе лишь бесцельно бродят толпы людей. Онисовершенно одинаковы, здесь нет врагов и друзей, "своих и чужих".Возникают образы людей, потерявших лицо ("черные лица прохожих"),слепой толпы, в которых нашли свое отражение живописные впечат­ления (Брейгель, немецкие экспрессионисты с их образом "человекабез лица"), литературные аллюзии (русская поэзия начала века, вчастности трагедия "Владимир Маяковский", слепцы из сна Хлудовав пьесе М.

Булгакова "Бег"). Благодаря этим образам в балладевозникает атмосфера бесконечной повторяемости. Ей способствуюттакже синтаксический параллелизм, лексические повторы, самакольцевая композиция стихотворения и даже варианты исполнения(рефрен мог следовать за каждой строфой, строфы и рефрен моглипоменяться местами: строфа превращалась в рефрен и наоборот;рефрен мог отсутствовать в начале и финале и произноситься в се­редине баллады). Поэтому противопоставление героя песни и "лю¬- 33 дей, на людей непохожих", достигает столь высокой степени ин­тенсивности.В стихотворениях зрелого периода мотив круговорота еще бо­лее определен. Он по-прежнему связан с темой города, с образомтолпы. В балладе "Мосты сгорели, углубились броды" (1972) поэтакцентирует внимание на том, что обезличена не только толпа.

Бес­цельное движение стирает все краски мира:"Течет под дождь попавшая палитра,Врываются галопы в полонез,Нет запахов, цветов, тонов и ритмов,И кислород из воздуха исчез".Толпа в своем круженье обезличивает весь мир, начинающий вращать­ся в том же замкнутом круге. Образ круга становится, наряду с об­разом толпы, сквозным в балладах Высоцкого зрелого периода. Этокруг, по которому идет толпа "парами коней, привыкших к цугу","и круг велик, и сбит ориентир" ("Мосты сгорели, углубились бро­ды").

Это пространство цирковой арены, где кривляются злые шуты("Мне судьба до последней черты..."), это хоровод масок вокруггероя ("Маскарад") и т.д.Трагедия заключается в том, что никто, кроме героя баллад,не стремится вырваться из круга, не ищет выхода из хаоса. Геройпо-прежнему одинок. Поэтому столь редка или недостижима для неговозможность разорвать цепь повторяемости ("Мне скулы от досадысводит...", "Райские яблоки"). Мысль об иных способах существо­вания подвергается сомнению:"Ничье безумье или вдохновеньеКруговращенье это не прервет,Не есть ли это — вечное движенье —Тот самый бесконечный путь вперед?"- 34 Остается горький сарказм в вопросе героя, сарказм, который не мо¬жет развеять утверждение:"Я думаю — историки наврали, —Прокол у них в теории, порез:Развитие идет не по спирали,А вкривь и вкось, вразнос, наперерез."("У профессиональных игроков", (до 1978))Экспрессивность подобного заявления не есть еще свидетельство оп­тимистического вывода, как пишут об этом А.

Скобелев и С. Шаулов[218, 67 — 68].Безвыходность, движение по кругу очень часто сопровождаетсяу Высоцкого темнотой, мраком, холодом. Образы льда, снега сталив его поэзии верными спутниками бесконечной повторяемости, су­ществующей в природе и в жизни человека. Стоит только остановить­ся в своем движении, пойти вспять, как зима немедленно вступаетв свои права. Представления о замедлении жизни, покое, сне, ве­дущем к смерти, связаны в фольклорной и литературной традиции сзимним пейзажем (сказки о Морозке, поэма Некрасова "Мороз Крас­ный нос").

Образ России, погруженной в зимний сон, — один из наи­более распространенных в русской литературе. Ощущение историче­ской неподвижности, спячки страны и людей, живущих в ней, приоб­ретает у Высоцкого поистине планетарный размер:"Гололед на Земле, гололед —Целый год напролет гололед.Гололед, гололед, гололед —Целый год напролет, целый год."("Гололед" (1966/67), ред.<1973>)"В саван белый одета планета"(там же)- 35 "Все в России стоитДо макушек в снегу".("Я дышал синевой", м. 1970 — 77)"Возвратятся на свои на кругиУраганы поздно или рано,И как сыромятные подпруги,Льды затянут брюхо океана".("Возвратятся на свои на круги",(до 1978))Мертвенность, застылость, неподвижность преобладает впоэзии конца 19 — начала 20 веков при создании картины концамира [272, 194 — 195]. Но если ранее апокалипсис рисовался какпредстоящая катастрофа, то у Высоцкого, как и у Ю.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее